Особенности содержания программ и учебников Н.Ф. Виноградовой и др.

При построении учебника и рабочих тетрадей по курсу «Окружающий мир» для 3-го класса коллектив под руководством Н.Ф. Виноградовой учитывали те изменения, которые произошли в учебной деятельности школьников за два года обучения в начальной школе.

При создании учебника «Окружающий мир» авторский коллектив Н.Ф. Виноградовой учитывал возрастные особенности детей 8 – 9лет.

По мнению Н.Ф. Виноградовой, к 9 годам проходят этап совершенствования все психи­ческие процессы. Существенные изменения происходят в качестве знаний детей об окружающей природе и обществе. Ребенок может выделить главные качества предмета, абстрагировать его типичные свойства и объединить их в обобщенную характеристику. Девятилетние школьники могут осознать более широкие и глубокие существенные свя­зи объектов, часто скрытые, не всегда чувственно представ­ленные в них, но опирающиеся на имеющийся чувствен­ный опыт.

Говоря об особенностях обобщений детей 9 лет, можно выделить три способа выполнения предложенных им зада­ний на обобщение: наглядно-речевой, образно-речевой, поня­тийно-речевой. При наглядно-речевом способе обобщение идет путем сенсорного выделения одного или нескольких сходных признаков и с помощью речевого действия. Образ­но-речевой способ характеризуется тем, что обобщение осу­ществляется на основе установления общности представлен­ных признаков и с помощью слова. Понятийно-речевое обоб­щение основывается на абстрагировании детьми не воспринимаемых непосредственно, а мыслимых с помощью речи признаков предметов. Если у учащихся первого-второ­го класса преобладают первые два способа обобщения, то третьеклассники могут самостоятельно пользоваться поня­тийно-речевым способом. Это говорит о том, что школьни­кам 3 класса можно предлагать более сложные задания на обобщение.

Совершенствуется и процесс классификации. Дети пере­ходят к высшей стадии классификации — дифференциро­ванной, которая основывается не только на выделении родо­вого понятия, но и видовых различий. Они замечают харак­терные свойства, общие для определенной группы предме­тов, классифицируя их не только по внешним ярким (и ча­сто несущественным) признакам, а по малозаметным, но су­щественным особенностям.

Вопреки мнению западных психологов об алогичности и предпричинности мышления ребенка вплоть до 11—12 лет отечественные психологи доказали устойчивую тенденцию развития школьника в понимании причинности: от не­дифференцированного, глобального отражения причинных зависимостей к их более дифференцированному и точно­му пониманию; от ссылок на конкретную причину данного единичного явления к отражению более общей законо­мерности.

Н.Ф. Виноградова считает, что у школьников 8 – 9 лет еще преобладает целостное представление об окружающем мире, особую важность для них еще сохраняет эмоциональная сторона ознакомления с объектами - звуки краски, формы, независимо от того, чему они принадлежат явлению природы или предмету, сделанному человеком. Авторы постарались использовать эти особенности детей для развития у них осознанных представлений о взаимосвязях между разными объектами окружающего мира и его объективной целостности, о месте человека в мире.

Основными принципами отбора знаний об окружающем мире в третьем классе авторский коллектив Н.Ф. Виноградовой считает следующие:

Педоцентризм — принцип максимального учета потреб­ностей ребенка этого возраста, выбор сведений, наиболее ак­туальных для формирования умения адаптироваться в окру­жающей среде. В данном случае ученик занимает централь­ную позицию в учебном процессе и рассматривается учите­лем как субъект педагогических влияний.

Важным принципом отбора знаний в программе 3 клас­са является культурологический принцип. В учебнике пред­ставлен не только материал для обязательного усвоения уча­щимися, но и дополнительный, который способствует рас­ширению знаний, развитию эрудиции школьников, повыше­нию их общей культуры. Это научно-популярные статьи и очерки о различных природных объектах, истории возник­новения нравственных норм, творчестве человека и др. Учи­тель может по собственному усмотрению увеличить объем дополнительного материала, не требуя его обязательного ус­воения. Наличие таких знаний очень важно для создания благополучного интеллектуального фона обучения, для раз­вития познавательных интересов школьников.

Принцип теоретизации содержания обучения получает отчетливое проявление в программе предмета «Окружающий мир» в 3 классе. Так, научные сведения, которые изучают дети, затрагивают принципиально важные общие законы су­ществования природной среды. Несмотря на то что рассма­триваются компоненты природы, с которыми дети постоян­но взаимодействуют (вода, воздух, горные породы, почва, растения, животные), устанавливаются взаимосвязи, форми­рующие картину мира, отражающие единство системы «при­рода и человек в ней».

Авторский коллектив Н.Ф. Виноградовой выделяет и более частные задачи:

1. Формирование первичных понятий о природных и со­циальных объектах и явлениях, развитие умения взаимодей­ствовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей, воспитание гуманных отношений к любому живому организму.

2. Развитие и укрепление познавательного интереса школьника к окружающему миру, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравст­венным эталоном.

3. Развитие умения рационально организовывать свою жизнь, бережно относиться к своему здоровью; знание эле­ментарных способов управления своим эмоциональным со­стоянием.

4. Расширение знаний учащихся о различных предме­тах и явлениях окружающего мира, формирование элемен­тарной эрудиции ребенка и его кругозора.

Особенностью программы предмета «Окружающий мир» в 3 классе является то, что знания группируются вокруг двух ведущих идей:

1. Окружающий мир есть многообразная система естест­венных и искусственных тел, которые объединяет то, что они состоят из веществ и имеют разнообразные свойства.

2. Человек — часть природы, биологическое и социальное существо, имеющее свои индивидуальные черты и проявления, развивающееся в деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.

Именно поэтому главной особенностью курса «Окружающий мир» остается его интегративный характер.

Слово интеграция происходит от латинского 1ntеgrаtio — восстановление, восполнение, объе­динение в целое. Это понятие характеризует со­стояние "связанности" изучаемых объектов не только внутри узкой предметной области (при­рода, предметный мир, общество), но и между разными предметными областями. Именно эту цель выполняет предмет "Окружающий мир". Он показывает зависимость существования че­ловека от природных и общественных условий, отрицательное и положительное влияние отдель­ного человека и общества в целом на природу, связь людей между собой. Воспитать правиль­ное взаимодействие человека с окружающим миром невозможно, если он не будет понимать важность и объективность существования этих связей.

Авторы постарались установить оптимальное соотношение между естественнонаучным и обществоведческим содержанием: природа первична, она развивается по законам, не зависи­мым от людей; чтобы жить в мире с природой, человек должен знать правила поведения в ней. Вместе с тем человек влияет на окружающую природную среду: пользуется природным сырьем для создания различных предметов, необходимых для его жизни выращивает новые сорта растений, выводит неизвестные ранее породы животных, влияет на протекание природных явлений и пр. Люди связаны с природой эмоциональными и духовными узами: природа — источник вдохновения, творчества, радости и глубоких переживаний.

Таким образом, можно назвать первую особенность содер­жания предмета «Окружающий мир» в третьем классе: знания о природе, человеке и обществе составляют постепенно раскрывающуюся линию развития взаимоотношений человека с при­родой, другими людьми, обществом и самим собой.

Другой особенностью содержания « Окружающего мира» является изучение обществоведческих тем. Авторский подход к изучению младшими школьниками истории нашего государства отличается от общепринятого. Н.Ф. Виноградова не знакомит детей с историческими эпохами (все, что происходило в Древней Руси, в России средних веков, в новое и новейшее время), а последовательно раскрывает во времени и пространстве развитие конкретного общественного явления.

В соответствии с программой в третьем классе изучаются две темы, формирующие обществоведческие и исторические представ­ления: «Человек в разные исторические вре­мена» и «Труд людей в разные исторические времена», и три природоведческие темы: «Земля – наш общий дом», «Растительный мир Земли» и «Животный мир Земли».

Изучение первой исторической темы позволяет детям представить те изменения, которые происходили с самим человеком (его внешний вид, характер, быт, отношение к явлениям окружающей жизни др.) от древности до наших дней. Вторая тема связана с развитием трудовой деятельности людей (дети узнают, как возникли и развивались земледелие, промышленность, как строились города и появлялись разные профессии). Изучение этих тем заканчивается уроками обобщения («Древняя Русь», «Московская Русь», «Россия»).

Н.Ф. Виноградова предлагает проанализировать вопросы и задания, которые даются детям на обобщающем уроке «Древняя Русь». Одни вопросы и задания помогают оживить уже известную информацию («Как выглядел человек в Древней Руси?». «Расскажи, во что верили жители Древней Руси»), другие - ориентироваться в историческом времени («В какие века существовала Древняя Русь?», «Как изменилась вера славян в X веке?», «Определи, к какому примерно времени относятся эти костюмы»). Есть также вопросы и задания, которые побуждают ученика творчески подойти к решению учебной задачи или найти ошибку в предложенном высказывании. Причем выполнить ее он может только в том случае, если вспомнит уже изученный материал. Например, «Составь меню обеда простой крестьянской (рабочей) семьи и богача», «Найди ошибку в следующем высказывании: «Славяне Древней Руси выращивали на полях картофель, пшеницу, кукурузу, рожь и овес». Для обобщающих уроков Н.Ф. Виноградова предлагает использовать воображаемые или проблемные ситуации. Например, на любом обобщающем уроке, она считает, что можно дать такое задание: «Представь себе, что ты житель Древней Руси (Московского государства, России). Расскажи о себе: как тебя зовут, где ты живешь, каков твой дом, кем работают члены твоей семьи, кем можешь работать ты и др.». Учащимся предстоит сыграть роль человека другой эпохи, что поможет им актуализировать знания, а учителю - увидеть неточности, сис­тематизировать и углубить исторические представления детей.

Подчеркивание эстетического влияния природы, внима­ние к ее ценностям, имеющим не только утилитарное, но и эстетическое значение, становится основой формирования экологической культуры школьника.

Таким образом, отбор программного содержания по каждой теме по­зволяет одновременно с познавательными решать и воспи­тательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесо­образных для решения этой задачи фактов, событий, яв­лений.

№20 Особенности содержания программ и учебников А.А. Вахрушева и др.

Главная задача курса «Мир человека» (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутина, Н.В. Иванова) формирование целостной элементарной научной картины мира, позволяющейсистематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. В век информации, начавшийся последние 20–30 лет, дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно опосредованный «опыт чужой жизни из телевизора». С одной стороны такие дети обладают высокой информированностью и употребляют в быту такие слова как «энергия», «атом», «экология», «Интернет», с другой – имеют неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира. Учебник имеет четкий двухуровневый характер. Благодаря этому важнейшие понятия курса (минимум) многократно используются и усваиваются, связывают содержание всех тем. Необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по этой теме. В этом одно из проявлений важнейшей черты Образовательной системы «Школа 2000…» – «Школа 2100» – личностно-ориентированного образования, проявляющегося в обязательном самостоятельном выборе заданий учениками. Век информации ставит перед школой задачу формирования функционально грамотой личности, т.е. человека, который умеет учиться. Эта задача реализуется в курсе с помощью деятельностного подхода – традиционного инструмента Образовательной системы «Школа 2000…» – «Школа 2100».Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного получения новых знаний, поиска ответов на возникающие ребенка вопросы.

Программа интегрированного курса «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан.

Этот курс можно считать переходным от «репродуктивного» к «развивающему». Авторы предполагают не ограничиваться узким кругом начальных естественно-научных знаний, а давать ответы на любые вопросы ребенка об окружающем мире. Авторы отбирают для рассмотрения обширный круг вопросов, который, безусловно, невозможно усвоить в начальной школе. Но авторы не ставят такой задачи – ведь один из основополагающих принципов программ образовательной системы «Школа – 2100» – принцип минимакса. Данный принцип позволяет отобрать небольшой объем важнейших понятий, который должны усвоить все ученики. Усвоение достигается путем многократного и непрерывного использования полученных знаний. Остальные знания могут усвоить те школьники, кого они заинтересовали.

Принципы построения программы:

– гуманности,

– краеведческий,

– учет психологических особенностей детей.

Главная цель курса – воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире.

По мнению авторов, процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования собственного опыта. Это достигается тем, что школьники учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных теоретических и практических заданий. При этом главным способом осмысления мира является решение проблемных творческих задач.

Главная мысль курса – «человеческая экосистема медленно, но закономерно «поедает» и засоряет всю биосферу продуктами своей жизнедеятельности», что приводит к экологическому кризису, угрожающему существованию человечества. Единственно разумная стратегия – вписывание своей хозяйственной деятельности в исторически сложившийся круговорот веществ в биосфере.

Основные формы организации процесса обучения: уроки в классе и природе, экскурсии, домашние работы с родителями, практическая работа, беседы.

№21 Особенности содержания программ и учебников О.Т. Поглазовой.

В учебниках О.Т.Поглазовой "Окружающий мир" полностью реализованы новые государственные стандарты.
Комплект состоит из учебника, рабочих тетрадей и тестовых заданий. Понятие можно считать сформированным, если ученики могут включать новое понятие в уже имеющую систему знаний, применять его в конкретных ситуациях. Работа с понятиями должна вестись систематически: понятия часто повторяются, включаются в новое знание, сочетаются с другими понятиями или противопоставляются им. при этом используются средства развития познавательного интереса, способствующие непроизвольному запоминанию введённых понятий: ребусы, кроссворды, алгоритмы, аналогии, аллегории, загадки. В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Осваивают умения представлять отношения предметов окружающего мира в простых схемах, систематизировать признаки предметов в таблицах. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла.

В 3-м классе формируются умения наблюдать изменения в окружающем мире и выявлять их причины, исследовать процессы и свойства веществ через опытно-экспериментальную деятельность, осваивается умение моделировать предметы и явления, пользоваться условным языком. Ученики приобщаются к систематическим фенологическим явлениям. Развивается рационально-логическое мышление.

В 4-м классе развиваются умения сопоставлять слово и образ предмета или явления, умения видеть единство в многообразии, целенаправленно выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, связи между живыми организмами, проектировать деятельность человека в зависимости от условий окружающей среды и прогнозировать возможные негативные последствия этой деятельности. Формируются пространственно-временные представления об окружающем мире, умение видеть за условными знаками реальные объекты и пространства, умение пользоваться планами и картами, развиваются умения отображать, обобщать и систематизировать знания в схемах и таблицах. Учителя МОУ СОШ №26 Т. И. Линник, О. Н. Василец, Е. Г. Рысинская

№22 Особенности содержания программ и учебников Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи: - формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения; - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; - в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; - дать представление о доступных способах изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, эксперимент и др. с получением информации из разных источников); - воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, осуществлять эстетическое воспитание. Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Взаимосвязь теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа. Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий.

Наши рекомендации