Тема 16. формы, методы и средства образовательного процесса
16.1. Формы организации обучения.
16.2. Методы осуществления образовательного процесса.
16.3. Средства образовательного процесса.
Основные понятия темы:
Метод – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
Метод обучения– способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решения задач образования (Ю.К. Бабанский).
Методы осуществления целостного образовательного процесса– способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Формы организации обучения
Формы организации образовательного процесса могут быть классифицированы по многим независимым основаниям. Наиболее полное описание современных классификаций форм организации обучения (или форм обучения) представлено в статье А. М. Новикова «Формы обучения в современных условиях».
Представим несколько видов классификаций по:
· числу обучающихся: индивидуализированные формы (системы): индивидуальная форма; индивидуально-групповая форма; групповыеформы:парная, групповая (малых групп), фронтальная, массовая и т. д.;
· отношению к расписанию учебных занятий: учебные занятия;внеучебные занятия, мероприятия;
· направленности образовательной деятельности обучающегося (обучающихся) – «игра – учение – труд»: игровые формы: предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые, спортивные, соревновательные и т. д.;учебные формы;трудовые формы;
· основанию «монолог-диалог»: традиционный вариант – монологический педагогический процесс: учитель, лектор, воспитатель говорит, показывает – все обучающиеся слушают и записывают. Или ученик отвечает урок – учитель и все остальные учащиеся слушают;диалогические формы занятий, мероприятий: интерактивные формы, когда происходит процесс обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами педагогического процесса. Это семинары, диспуты, конференции и т. д. К диалоговым формам относятся также клубные формы, мастерские, студии, гостиные и т. п.;
· месту проведения занятий, мероприятий: стационарные занятия, мероприятия в одном и том же месте – в школе, университете и т. д.;выездные занятия, мероприятия – экскурсии, походы, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние учебные лагеря, воскресные школы, выездные школы (например, школы молодых ученых) и т. п.;
· видам занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т. п.) и т. д.
В свою очередь каждый из классов и подклассов форм может быть расклассифицирован и по другим основаниям.
Таким образом, подводя итог этому подразделу о формах организации педагогического процесса, можно предположить, что тенденции дальнейшего развития форм будут заключаться в: развитии многообразия форм получения образования (открытое образование, экстернат и т. д.); смещении акцентов на самоучение и самостоятельную работу обучающихся; рациональное сочетание дисциплинарного (предметного) и объектного (модульного) обучения; развитие дистанционного обучения; развития нетрадиционных форм учебных занятий, в первую очередь диалоговых, интерактивных.