Подходы к объяснению развития личности
Лекция №5. Личность как предмет воспитания
Развитие личности, общие закономерности, факторы, влияющие на него. Параметры и уровни развития. Возрастные особенности развития личности. Периодизация детства, педагогическая характеристика видов детства. Полный жизненный цикл по Э. Эриксону.
1. Понятие «личность» и его признаки
Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия «личность». В каком соотношении находится это понятие с понятием «человек»? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность.
Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений.
Личность – социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную (культуросообразную) социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек – двойственное существо, биологическое и социальное.
Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Г. Гегель.
А в современной педагогике применяется следующее определение:
личность – это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:
- разумность;
- ответственность;
- свобода;
- личное достоинство;
- индивидуальность.
Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия «развитие».
Развитие – реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.
2. Закономерности развития личности.
Развитие происходит по следующим принципам.
1. В единстве биологического и социального в человеке.
2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.
Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Такие оптимальные периоды называются сенситивными (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский):
возраст от 10 до 12 лет – оптимальный для развития навыков решения проблем;
иностранный язык – 3-6 лет;
чтение – от 2 до 5 лет,
плавание – до года.
3. Посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.).
4. Через деятельность.
3. Основные виды деятельности – игра, учеба, труд.
Деятельность надо организовать – это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых.
4. Анализ факторов развитияличности
Анализ факторов развития личности начат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?
Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним.
5. Параметры развития –
- способности человека,
- качества его личности,
- ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых,
- фонды развития – фонды «могу» и «хочу» (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности).
Задача педагога – создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:
1) страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;
2) несправедливые обвинения, унижения;
3) нервное напряжение, стрессы;
4) одиночество;
5) тотальную неуспешность.
Стимулирует процессы развития
*эмоциональная стабильность,
*радость бытия (приоритет оптимистического взгляда);
*гарантия безопасности,
*соблюдение прав не на словах, а на деле,
6. Базовые потребности личности (по А. Г. Асмолову).
1. Безопасность.
2. Знание себя самого.
3. Осознание смысла своей жизни (миссия).
4. Принадлежность к группе (семье).
5. Компетентность.
6. Способность человека устоять против любого тоталитарного воздействия.
7. Достоинство – ценность самого себя для себя и в глазах других и для других.
Вектор развития таков:
потребности – возможности – сформированные способности.
Уровни развития
Л.С. Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития:
- уровень актуального развития: отражает особенности психических функций, сложившихся на сегодняшний день;
- зона ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений в условиях сотрудничества с другими.
Л.С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития»:
Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности. Студента (образно говоря) не просто переставляют со ступеньки на ступеньку, он занимает активную жизненную позицию.
7. Личностный подход
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеет не столько знание педагогом возраста и его особенностей (индивидуальный подход), сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества, выражающие
- направленность личности,
- ее ценностные ориентации,
- жизненные планы,
- мотивы деятельности и поведения.
Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств личности, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Необходим приоритет главных личностных характеристик: ценностных ориентаций, жизненных планов, направленности личности, мотивов ее поведения.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;
3) привлекал воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, мешающие достижению цели, или оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от сложившихся условий;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием, помогая в выборе целей, методов и форм, развивал инициативу и самостоятельность, направлял ведущую к успеху деятельность.
Подходы к объяснению развития личности
Существует множество подходов к объяснению развития личности, отметим наиболее значимые.
1. Описательный - Кречмер (1925 г.), Шелдон (1954 г.), где личностные качества и темперамент увязывались с физической конституцией.
2. Бихевиористский - Уотсон, Скиннер считали, что личность - это результат взаимодействия индивида и окружающей среды, поведение - управляемый процесс, зависит от раздражителя (стимула) и требует положительного подкрепления (поощрения) или наказания в случае неадекватной реакции.
3. Когнитивный - Роттер утверждал, что характер реакций индивида определяется его когнитивной интерпретацией, которую он сам дает внутренним и внешним причинам.
4. Психодинамические:
- психоаналитический – З. Фрейд, в котором развитие личности соответствует психосексуальному, каждый из этапов которого характеризуется определенным способом проявления либидо (половой энергии);
- индивидуальная психология А. Адлера, где определяющим фактором является воля к власти;
- аналитическая психология Юнга, в основе которой лежит коллективное бессознательное – архетипы культуры.
5. Психосоциальный - Эриксон, считающий социализацию как усвоение социальных навыков определяющим фактором развития личности, проживающей на протяжении жизни 8 психосоциальных кризисов.
6. Гуманистический – Роджерс, Маслоу, в основе которого лежит теория самоактуализации, предполагающая, что в каждом человеке есть ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. Гуманистическая парадигма образования: изучение человека в его целостности и специфике, уважение его достоинства, принятие человека и соблюдение его прав. Создание условий, способствующих его развитию и исключение препятствующих развитию, т.е. оказание помощи со стороны педагога.
9. Периодизация детства
Существуют возрастные особенности развития личности. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.
1. Периодизация детства по Давыдову (по ведущему типу деятельности):
§ от 0 до 1 года, 1-3 лет - предметно-манипуляторная;
§ 3-6 лет - игровая;
§ 6-10 лет - учебная;
§ 10-15 лет - общественно-полезная;
§ 15-18 лет - профессиональная.
2. В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:
§ младенчество (до 1 года);
§ преддошкольный период (1-3);
§ дошкольный возраст (3-6);
-младший (3-4);
- средний (4-5);
- старший (5-6);
§ младший школьный возраст (6-10);
§ средний школьный возраст (10-15);
§ старший школьный возраст (15-18).
Основа периодизации – стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.