Какие трудности могут встретиться вам?
Собирая материалы, я вспомнила о замечательной книге, посвященной этикету, и в оригинале ее название звучит так: «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной». В ней удивительные рекомендации к домашнему спектаклю. Эти советы в большей степени относятся к лицам, организующим спектакль, и было бы неплохо ознакомиться с ними тем взрослым, которые, так или иначе, примут участие в создании домашнего театра.
«При обыкновенных собраниях подобного рода развлечения редко имеют место; они чаще бывают при больших торжествах, как-то: в именины, рождения, свадьбы и т.п. Тем не менее, мы сделаем некоторые указания на манеру постановки, на необходимую осторожность при выборе пьес, на обоюдное снисхождение играющих и любезную нетребовательность и снисходительность зрителей.
Начнем с последних.
Представление в зале уже по самому устройству совершенно другое, чем представление в театре, и зритель не имеет никакого права ставить дилетанту те же требования, как актеру. Домашний спектакль имеет своей целью занять невинным и веселым образом общество и участвующих, вовсе не претендуя на искусство; зритель должен смотреть с этой точки зрения, и только в таком смысле он может высказать свое мнение.
Точно так же нельзя выдвигаться во время представления своими туалетами и, например, в роли горничной явиться в нарядном платье, которое затмевало бы туалет барыни; надо роль играть так, как того требует пьеса. Всякое отклонение будет неделикатностью относительно других играющих.
Всякая роль, маленькая или большая, должна быть хорошо выучена наизусть и передана не деревянно или напыщенно, а с верными оттенками и, возможно, естественными движениями. Чтобы этого достигнуть, следует уже к первой репетиции знать твердо наизусть свою роль; только тогда возможно обратить полное внимание на соучастников и на предметы, находящиеся на сцене; вещи должны с самого начала иметь свои определенные места, чтобы играющая могла ориентироваться, и, например, не идти писать письмо направо, когда стол стоит налево. Подходящие жесты и телодвижения лучше всего изучить перед зеркалом, но надо наблюдать, чтобы их не было слишком много или слишком мало.
Какие еще скрытые проблемы психологического и нравственного характера могут подстерегать вас в игре в театр?
1. Не превращайте игру в жизнь. Не создавайте себе кумира— театр. Игра — это не самоцель, игра — это метод и способ.
2. Следите за настроением детей и самих себя. Не третируйте, не накаляйте эмоции. В любой игре есть недовольные ролью, а театр выявляет это скорее всего.
3. Тщеславие, жажда успеха, славы, «быть центром внимания». Поручите лидерам играть второстепенные персонажи, объясняя это тем, «что у них получится даже незначительную роль сделать яркой» и тем, «что слабый тоже должен попробовать себя». Воспитывайте в детях чувство товарищества.
4. Помните об опасности увлечения именно лицедейством, кривлянием, актерщиной и блокируйте это в детях. Вы растите не актеров, а полноценных людей. Именно поэтому мы против «драмкружков», которые ставят детей на профессиональные рельсы, невольно убеждая их в том, что главное — это успех, карьера, слава.
5. Не поощряйте в детях соревновательности, агрессии, экспрессивности.
6. Подбирайте пьесу так, чтобы она всей своей главной идеей учила какой-либо добродетели.
7. Всегда обговаривайте с детьми главную идею пьесы, цель вашего спектакля: сделать подарок близким, развлечь младших, повеселить бабушек и дедушек — то есть принести кому-то радость и утешение.
Создаем домашний театр
По правде сказать, невозможно дать готового рецепта по созданию домашнего театра, потому что у всех нас разные жилищные, материальные и психологические условия — мы все очень разные.
Но чтобы начать действовать, попытайтесь честно ответить себе на вопросы: зачем театр нужен лично вам, вашим детям и вашей семье? Без ответов на эти вопросы работа невозможна, как невозможна и игра.
Любое дело начинается с единомышленников. Хорошо, если у вас есть друзья или знакомые, родители друзей ваших детей, готовые собраться в команду. И будет совсем прекрасно, если это будут папы и мамы, бабушки и дедушки. И вовсе не обязательно, чтобы ваша команда состояла из людей исключительно гуманитарных и интеллигентных профессий — главное, чтобы у вас наладился контакт, возникло желание изменить жизнь ваших детей и вашу к лучшему.
Домашний театр — это прекрасный повод сблизиться, подружиться, провести вместе, а не у телевизора или компьютера, свободное время. Ведь играть можно и дома, и на даче, и в парке или в лесу на поляне.
Второй аспект — зачем это нужно детям? Если найти ответ, то сразу же будет понятно, как работать дальше.
Домашний театр — дело, которое требует очень глубокого личностного участия. Через него мир может открыться нам с другой стороны, а человек, ребенок — в своей уникальной неповторимости. Именно поэтому, глубокое понимание той действительности, которая существует в вашем семейном мире и в мире вашего ребенка, выделение болевых точек, реальных проблем и попытка говорить о них с импровизированной сцены, сделает ваш театр по-настоящему значимым в глазах тех, ради кого вы все это затеваете — ради ваших детей — как участников, так и зрителей.
Иногда стоит начать с того, что дети будут зрителями, а вы покажете им спектакль — кукольный, вертепный, актерский — как вам интереснее и проще.
Что же является основным в развитии нравственных и эстетических представлений у детей? Что будет ключом к детскому сердцу, к детскому разуму? Конечно! «В начале было Слово...»!
«Вы должны вернуть детям слово. Говорю «вернуть», потому что слово в его изначальном, высоком значении почти не присутствует в современной жизни. Вместо него на языковом поле бесчинствует сленг. Сленг не выражает ничего. Слово способно выразить все.
Беседуйте с вашими детьми. Репетируйте пьесу, делайте этюды — и беседуйте. Непременно! «Ни дня без слова!»— таков должен быть ваш девиз отныне.
О чем же беседовать? Разумеется, о будущем спектакле, о ролях и о том, как их играть. Но, кроме того, обо всем на свете!
Готовящийся спектакль, — повод для бесед. Театр — целый мир. Вот и беседуйте о мире и людях, о добром и злом в них, о прошлом и будущем, о смешном и грустном, о любви и ненависти... Насыщайте своих детей словами, мыслями и чувствами; ведь именно бесед — наполненных, увлекательных, то смешных, то печальных — им и недостает в жизни! Ведь мы не говорим с нашими детьми. Мы не говорим друг с другом.
Обмениваясь незначащими словами — репликами, почти что междометиями, мы движемся в суете, не обращая внимания на самих себя и на то, что происходит в нас и в тех, кто нас окружает. Мы живем в вакууме, где нет настоящего общения — этой единственной человеческой роскоши. Используйте интерес ваших ребят к театру для того, чтобы подарить им эту роскошь! Именно она, эта восхитительная возможность общаться, размышлять и чувствовать, и есть самое главное, самое важное. Она важнее того спектакля, который вы собираетесь поставить с детьми. Помните об этом всегда. Помните, что спектакль, да и сам театр — лишь средство, с помощью и на основе которого вы пестуете душу и разум».
Последнее, о чем особо хочется сказать, это то, что между духовным и душевным развитием человека, ребенка, лежит огромная пропасть. Театр может развить в человеке душу, утончить ее, отвлечь от грубого материального существования, развить примитивные эмоции в целую палитру чувств, помочь освоить некоторые социальные навыки, избавиться от некоторых комплексов и недостатков.
Театр — это душевность. Поэтому он никогда не сможет дать человеку смысла и цели жизни, воспитать и образовать его дух. Помните об этом и не подменяйте эти два понятия.
Испытание игрой
Домашний театр не может и не должен копировать «настоящие театры» по своей структуре. Совершенно очевидно, что его задача не профессионализация ребенка, не победы на конкурсах и уж тем более не удовлетворение несостоявшихся театральных амбиций родителей. Любое стремление домашней театральной игры изобразить из себя театр профессиональный, ведет к плачевному результату. По этой же причине часто, очень отрицательными, оказываются опыты посещения театральных кружков и студий.
Дети там не становятся профессиональными актерами (к счастью!), но и детьми быть перестают, теряют тот живой творческий огонек, которым так щедро наградил Бог любого ребенка.
Дети, выходящие на такую «профессиональную» сцену, не только не приобретают навыков свободного творчества и дружбы, но и под давлением руководителей вынуждены из игры сделать цель жизни, всегда следует помнить, что театр может не только раскрыть личность ребенка и рассказать ему о мире, но также пробудить в нем гордыню, сделать эгоцентристом, научить презрению, наглости, убедить в собственной исключительности.
Дети, прошедшие через такие коллективы, при всей своей «профессиональной» обученности не умеют скрыть своего презрения к «непрофессионалам». Окончив школу и пытаясь поступить в театральные вузы, они, чаще всего, проваливают экзамены, так как опытные театральные педагоги чувствуют в них «отработанный материал». Это становится причиной серьезных личных трагедий. Но не так страшна сценическая бесперспективность, как навечно ущемленная гордыня несостоявшейся маленькой «звезды». Как это скажется на дальнейшей жизни в семье, как отразится на профессиональной работе, да и на всей жизни, остается только гадать.
Но виной тому становится не театр сам по себе, а то, как воплотили в жизнь идею театра сами взрослые. С таким же успехом можно обвинить компьютер в игромании, а шприц — в наркомании. Не та или иная вещь сама по себе плоха, а то — какой ее сделает человек, как использует, как определит выбор своего пути.
В любой подобной ситуации родители ответственны за судьбы своих детей.