Пограничные состояния как критерий допуска к занятиям физической культурой и спортом. Общие понятия. Наиболее важные пограничные состояния

Пограничное состояние - состояние, которое может как приобретать, так и не приобретать основные признаки болезни. Последнее зависит от:

- степени выраженности морфологических или функциональных изменений;

- индивидуального характера реакции организма на их наличие;

- внешних условий, провоцирующих или не провоцирующих их проявление.

Из многообразия пограничных состояний применительно к практике спортивной медицины особое значение имеют:

• предгипертонические состояния;

• клинико-электрокардиографические синдромы предвозбуждения желудочков, при которых вероятно (но не обязательно) возникновение серьезных нарушений ритма сердца;

• проявления дисплазии соединительной ткани.

Предгипертонические состояния. Гипертоническая болезнь, названная «болезнью цивилизации», в настоящее время занимает одну из первых строк в структуре заболеваемости и смертности населения во всех экономически развитых странах. На долю смертности от болезней системы кровообращения, включая гипертоническую болезнь, согласно отечественной статистике, приходится более 50% всего массива смертности. Данная проблема особенно актуальна, поскольку в по-

следние годы наблюдается прогрессирующее увеличение заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения в детском и подростковом возрасте.

В связи с этим особого внимания в аспекте допуска к занятиям спортом заслуживают так называемые гиперреакторы и предгипертоники.

Применительно к взрослым - это лица с цифрами систолического АД в состоянии покоя 130-139 и диастолического -85-89 мм рт.ст., а также неадекватной реакцией на прессорные пробы (холодовая, с задержкой дыхания и физической нагрузкой - см. главу 3).

У детей и подростков для точного диагностирования артериальной гипертензии используют перцентильные распределения показателей АД с учетом возраста, пола и длины тела, представленные в табл. 4.1.

Нормальное АД соответствует значениям систолического и диастолического АД, не попадающим в 10 и 90 перценти-ли, «высокое нормальное»- - находится между 90-м и 94-м перцентилем, повышенное АД имеет значения выше 95-го перцентиля.

Выявление повышенного артериального давления в первую очередь ставит задачу определить, является ли гипертен-зия первичной (эссенциальной) или вторичной (симптоматической). Согласно критериям Всемирной организации здравоохранения, под термином «первичная», или «эссенциальная», артериальная ги-пертензия подразумевается высокое АД при отсутствии очевидной причины его появления. Под термином «вторичная», или «симптоматическая», артериальная гипертензия - повышение АД, причина которого может быть выявлена.

Структура причин, вызывающих артериальную гипертензию, резко отличается в разные периоды детства. У детей раннего и дошкольного возраста повышение артериального давления как правило имеет вторичный симптоматический характер. Наиболее частыми причинами в данном случае являются болезни почек, патология почечных сосудов, надпочечников и другие. Своевременная диагностика заболевания, вызвавшего у ребенка повышение артериального давления, имеет принципиальное значение, так как при некоторых из них (поражение сосудов почки, опухоль надпочечников) возможно полное устранение артериальной ги-пертензии после проведения хирургического вмешательства.

В школьном и особенно подростковом возрасте структура артериальной гипер-тензии резко меняется: уменьшается представленность симптоматической артериальной гипертонии, и на первый план выступает первичная артериальная гипертония (80-90% случаев заболевания).

У детей и подростков повышение АД в большинстве случаев имеет нестойкий,

обратимый характер. В его основе лежит нарушение нейровегетативных регулирующих влияний, т.е. речь пока идет о ней-роциркуляторной дистонии по гипертоническому типу.

Здесь могут быть выделены три подгруппы:

1) дети с феноменом «гипертонии на белый халат»;

2) дети с лабильной формой гипертонии;

3) дети со стабильной формой гипертонии.

У детей с «феноменом гипертонии на белый халат» имеются только кратковременные подъемы АД во время обследования ребенком врачом. В спокойной же обстановке уровень АД у таких детей не отклоняется от нормы. Для разделения лабильной и стабильной форм артериальной гипертонии необходимо суточное мониторирование АД.



Билет

1.Какое значение имеют так называемые «чувствительные» («сенситивные») периоды возрастного физического развития подрастающего поколения? В чем состоят основные особенности физического воспитания детей дошкольного возраста?

сенситивный период, характеризующийся наибольшим эффектом в ускорении темпов развития отдельных двигательных качеств под влиянием физических упражнений, направленных на их развитие.
Каждый возрастной период имеет определенные особенности, для каждого характерно наличие сенситивного, чувствительного периода в развитии той или иной физической способности.

Наибольшее количество чувствительных зон в младшем и подростковом возрастах. В это время усиливается влияние средств, направленных на воспитание физических способностей. Такие же чувствительные зоны в развитии силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости наблюдаются у детей и подростков с разным уровнем физического развития. Причем эти зоны, как правило, у представителей среднего, выше и ниже среднего уровней физического развития находятся в разных возрастных диапазонах. И если сравнивать абсолютные показатели у детей и подростков в зависимости от уровня физического развития, то можно с достаточной объективностью говорить о достоверности в различиях между детьми с разным уровнем. Эти данные подтверждают необходимость разработки дифференцированного подхода к педагогическому процессу, в котором участвуют дети и подростки с разными особенностями биологического развития.

Главная роль в дошкольном учреждении принадлежит совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи всех звеньев, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы.

Психолого-педагогическое сопровождение физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста выстраивается по трем направлениям в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания:

1. Оздоровительное: в первую очередь решается проблема качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка;

2. Воспитательное: органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, воспитание в детях чувства ответственности за свое здоровье;

3. Образовательное: обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

3. Физиологическая характеристика разминки. Принципы расчета физических нагрузок в системе оздоровительной физической культуры. Частота проведения, продолжительность и содержание занятий.
Разминка выполнение упражнений перед стартом ускоряет процесс врабатывания, повышает работоспособность, многообразие.

1. Разминка повышает возбудимость сенсорных и моторных центров усиливает действие желез внутренней секреции.

2. Усиливает действие всех звеньев кислородно транспортной системы, усиливает венозный разряд, усиление снабжения тканей кислородом.

3. Усиливает кожный кровоток, снижает порок потоотделения, оказывает положительное влияние на терморегуляцию.

4. Повышает температуру тела особенно в рабочих мышцах, увеличивается скорость клеток.

Важнейший результат регуляции и согласования функций дыхания, кровообращения, двигательного аппарата в максимальной мышечной деятельности

Разминка делится на общую и специальную части. Средствами общей части могут быть упражнения, неспецифические для данного вида спорта. Упражнения специальной части по своей структуре, темпу, ритму, величине мышечных усилий должны соответствовать соревновательным. В результате разминки повышается теплопродукция, уменьшается вязкость разогревшихся мышц, увеличивается эластичность связочного аппарата.

Специальная часть разминки, помимо общего воздействия на организм, должна создавать оптимальные предпосылки для повышения возбудимости тех звеньев нервно-мышечного аппарата, которые заняты в выполнении основного соревновательного упражнения. Разминка имеет специфические особенности в зависимости от интенсивности предстоящей работы.

Основной задачей, разминки перед работой максимальной и субмаксимальной мощности является, мобилизация процессов анаэробного обмена, повышение возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата. Разминка перед работой умеренной и большой интенсивности должна способствовать более быстрому развертыванию аэробных процессов обмена и наступлению устойчивого состояния на дистанции.

НАГРУЗКА - это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования организма.

Главный принцип: Физическая нагрузка с соответствующей интенсивностью лишь тогда становится эффективной, если она достигает необходимого объема.

Разминка выполнение упражнений перед стартом ускоряет процесс врабатывания, повышает работоспособность, многообразие.

1. Разминка повышает возбудимость сенсорных и моторных центров усиливает действие желез внутренней секреции.

2. Усиливает действие всех звеньев кислородно транспортной системы, усиливает венозный разряд, усиление снабжения тканей кислородом.

3. Усиливает кожный кровоток, снижает порок потоотделения, оказывает положительное влияние на терморегуляцию.

4. Повышает температуру тела особенно в рабочих мышцах, увеличивается скорость клеток.

Важнейший результат регуляции и согласования функций дыхания, кровообращения, двигательного аппарата в максимальной мышечной деятельности



Билет

2. Содержание оперативного контроля за состоянием занимающихся физической культурой и спортом, его основные виды: наблюдение, хронометрирование, пульсометрия, и использование полученных данных для совершенствования процесса физического воспитания.
Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения. Известно, что тренировочное упражнение вызывает неодинаковые биохимические сдвиги не только у различных спортсменов, но также и при изменении состояния у одного и того же индивидуума. В тренировке высококвалифицированных пловцов все чаще используются прямые физиологические и биохимические измерения (потребление кислорода, уровень молочной кислоты к крови, параметры кислотно-щелочного равновесия и т.п.). В тренировке пловцов, начиная с учебно-тренировочных групп, необходимо использовать измерения частоты пульса в течение 10с после завершения упражнения. Для более точной оценки величины нагрузки использовать измерение трех значений частоты пульса по схеме, описанной в предыдущем разделе. Определенную информацию о «нагрузочной стоимости» тренировочного занятия в целом можно получить, оценивая восстановления частоты пульса через 10-15 мин после его окончания.

Критерием готовности к выполнению следующей тренировочной серии обычно считается снижение частоты пульса до значения 120 уд./мин.

Симптомами, указывающими на чрезмерную величину нагрузки, являются: резкое покраснение, побледнейте или синюшность кожи; резкое учащение дыхания (оно становится поверхностным и аритмичным); значительное ухудшение техники и нарушения координации, дрожания конечностей; жалобы на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту и рвоту

Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения.

При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие - непосредственно в процессе тренировки.

Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:

· внешние признаки утомления;

· динамика частоты сердечных сокращений;

· значительно реже - показатели биохимического состава крови.

До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:

а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:

· массы тела;

· функционального состояния сердечно-сосудистой системы;

· функционального состояния системы внешнего дыхания;

· морфологического состава крови;

· биохимического состава крови;

· кислотно-щелочного состояния крови;

· состав мочи;

б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:

· функционального состояния центральной нервной системы;

· функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок:

· функционального состояния центральной нервной системы;

· функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

· функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.

Основные виды: наблюдение, хронометрирование, пульсометрия.

Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки".

Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 с. в наиболее

характерные моменты урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться

всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица, в разное время и при разных обстоятельствах - не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося.

3. Значение врачебно-педагогического контроля в детском и юношеском спорте. Основные факторы риска, определяющие возможность допуска ребенка к занятиям спортом.
Восстановительные процессы - важнейшее звено работоспособности спортсмена. Способность к восстановлению при мышечной деятельности является естественным свойством организма, существенно определяющим его тренируемость. Поэтому скорость и характер восстановления различных функций после физических нагрузок являются одним из критериев оценки функциональной подготовленности спортсменов. Во время мышечной деятельности в организме спортсменов происходят связанные друг с другом анаболические и катаболические процессы, при этом диссимиляция преобладает над ассимиляцией. Всякая реакция расщепления вызывает или усиливает в организме реакции ресинтеза, которые после прекращения трудовой деятельности ведут к преобладанию процессов ассимиляции. В это время восполняются израсходованные при тренировочной и соревновательной работе энергоресурсы, ликвидируется кислородный долг, удаляются продукты распада, нормализуются нейроэндокринные, анимальные и вегетативные системы, стабилизируется гомеостаз. Вся совокупность происходящих в этот период физиологических, биохимических и структурных изменений, которые обеспечивают переход организма от рабочего уровня к исходному (дорабочему) состоянию, и объединяется понятием восстановление.

Проблема врачебно-педагогического контроля в детско-юношеском спорте приобретает особую значимость. Первым шагом в ее решении является обеспечение максимально информативной в диагностическом плане процедуры медицинского допуска к занятиям спортом, которая должна не только оценивать состояние здоровья ребенка на день обследования, но и прогнозировать его на будущее с учетом выявленных факторов риска, к которым относят: немолодой возраст матери; тяжелое течение у матери беременности и родов; патологическая наследственная предрасположенность; осложнение заболеваний, перенесенных в раннем детстве; возможные побочные действия лекарственных препаратов, используемых при лечении и т.п.



Билет

2. В чем состоят основные особенности физического воспитания детей дошкольного возраста?Главная роль в дошкольном учреждении принадлежит совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи всех звеньев, преемственности с предшествующими и последующими этапами работы.

Психолого-педагогическое сопровождение физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста выстраивается по трем направлениям в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания:

1. Оздоровительное: в первую очередь решается проблема качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка;

2. Воспитательное: органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, воспитание в детях чувства ответственности за свое здоровье;

3. Образовательное: обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

3. Хроническое перенапряжение ведущих органов и систем организма у спортсменов. Причины возникновения Хроническое физическое перенапряжение - нарушение функции органов и систем организма вследствие воздействия неадекватных нагрузок.

В развитии перенапряжения ведущую роль играет несоответствие функциональных возможностей организма силе провоцирующего фактора, причем очень важно соотношение физических и психических нагрузок - их совместное неблагоприятное воздействие может проявиться при относительно небольших величинах каждой из них.

Принято выделять 3 клинические формы физического перенапряжения.

1. Острое физическое перенапряжение — острое состояние, которое развивается во время или сразу после однократной, чрезвычайной для исходного функционального состояния организма нагрузки, вызывающей патологические изменения или проявляющей скрытую патологию органов и систем, ведущую к нарушению их функции.

4. Хроническое физическое перенапряжение - возникает при повторном несоответствии нагрузки исходному функциональному уровню и характеризуется нарушением регулирующей функции центральной нервной системы, что проявляется в дисбалансе анаболизма и катаболизма, а также неадекватности восстановительных процессов.

5. Хронически возникающие острые проявления физического перенапряже­ния - возможны во время или сразу после выполнения тренировочных или соревновательных нагрузок и имеют черты первых двух форм перенапряжения.

Хроническое физическое перенапряжение сердечно-сосуд. сист. может протекать в виде следующих синдромов:

· дистрофического (синдром нарушения реполяризации миокарда);

аритмического; гипертонического; гипотонического.

Наиболее часто дистрофия миокарда встречается у спортсменов, чьи тренировки направлены на преимущественное развитие выносливости.

При дистрофии миокарда I степени отмечается гиперадренергия ( повышен­ная суточная экскреция адреналина и норадреналина), а во II и III - гипоадренергия (сниженная суточная экскреция адреналина и норадреналина).

Аритмический синдром. Аритмии у спортсменов встречаются в 2-3 раза чаще, чем у нетренированных лиц. Возможно кардиальное и экстракардиальное их происхождение. В связи с этим выявление любой аритмии требует тщательного обследования.

Гипотонический синдром характеризуется у взрослых снижением артериального давления менее 100 и 60 мм. рт.ст. Гипотония представляет большие трудности для дифференциальной диагностики, поскольку достаточно стойкое снижение артериального давления может отражать как высокую эффективность выполняемых нагрузок, так и являться симптомом переадаптации, дизадаптации или какого-либо другого патологического со­стояния. Физиологическая гипотония характеризуется отсутствием жалоб и объективно выявляемых отклонений в состоянии здоровья.

Перенапряжение системы пищеварения может быть представлено двумя синдромами - диспептическим и печеночным болевым.

Диспептический синдром проявляется рвотой (как правило, кислым желудочным содержимым или желчью) во время или сразу после однократной, обычно длительной нагрузки, превышающей функциональные возможности организма спортсмена.

Печеночный болевой синдром представляет собой патологическое состояние, основным симптомом которого являются острые боли в правом подреберье (иногда левом или обоих подреберьях), непосредственно во время выполнения физических нагрузок.

Принято выделять две группы причин возникновения печеночного болевого синдрома:

Первая группа — гемодиналшческие:

а) увеличение объема печени за счет ухудшения оттока крови, что приводит к растяжению ее капсулы, и как следствие - боли;

б) уменьшение объема печени в результате выхода депонированной в ней крови в эффективное сосудистое русло(как механизм срочной адаптации системы циркуляции к напряженной мышечной деятельности), что приводит к натяжению связок, фиксирующих ее в брюшной полости, и за счет этого - боли (подобный вариант возможен у начинающих атлетов).

Вторая группа — холестатические, - связанные с застоем желчи в результате дискинезии желчевыводящих путей по гипо- или гиперкинетическому типу (дискинезия - нарушение моторной функции), реже - воспалительного процесса в желчевыводящей системе.

Перенапряжение системы мочевыделения

Физическое перенапряжение выделительной системы не имеет соответствующей клинической картины, а выражается протеинурическим и гематурическим синдромами - появлением в моче белка и эритроцитов (изолированным или совместным).

Перенапряжение системы крови

Анемии (снижение концентрации гемоглобина в крови ниже 140 г/л у мужчин и 130 г/л у женщин, по данным зарубежных авторов, и ниже 130 г/л у мужчин и120 г/л у женщин, по данным отечествен­ных специалистов) наиболее часто регистрируются у бегунов (в первую очередь у женщин) на длинные и сверхдлинные дистанции. Одной из основных причин спортивной анемии является дефицит железа, причинами которого могут быть диета с дефицитом железа (особенно у женщин-спортсменок), снижение по­глощения железа, усиленные потери



Билет

2. Охарактеризуйте специфическую направленность, средства и основы методики воспитания общей и специальной (специфической) выносливости.
Методика развития общей выносливости ориентирована на достижение быстроты максимального уровня функционирования сердечно-сосудистой и дыхательных систем а также на повышение максимального уровня потребления кислорода и продолжительности его сохранения.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются как циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме (бег, плавание, гребля и др.), так и ациклические, характерные для гимнастики и тяжелой атлетики. Необходимым условием вляется то, чтобы в их выполнении активно участвовало большое количество мышечных групп. упражнения должны выполняться в режиме стандартной или переменной непрерывной и интервальной нагрузки с учетом принципа доступности, систематичности и постепенности.

Ациклические действия при развитии общей выносливости часто

организуются в форме «круговой тренировки». Упражнения подбираются таким образом, чтобы, оказывая относительно локальное воздействие на каждой станции, например, на определенные мышечные группы, в комплексе совершенствовались функциональные возможности всего организма. При этом стандартное выполнение упражнений на каждой станции сочетается с переключением, сменой деятельности на других станциях и вариативностью воздействия всего комплекса, что кроме всего прочего обеспечивает благоприятный эмоциональный фон и совместно с другими факторами создает условия для повышения выносливости.

Методики развития специальной выносливости наиболее разнообразны. Это обусловлено бесконечным разнообразием видов деятельности, в которых необходима выносливость (в настоящее время выделяют более 20 видов специальной выносливости). Вместе с тем реализация любой деятельности, связанной с проявлением выносливости, нуждается в участии определенных физиологических механизмов и источников

преимущественного обеспечения.

Выносливость к максимальной зоне нагрузок обусловлена возможностями анаэробного креатинфосфатного энергетического источника. Предельная продолжительность работы не превышает 15-20 с. К основным средствам повышения уровня выносливости в максимальной зоне относятся физические упражнения, продолжительность которых 5-10 с, что соответствует пробеганию отрезков 20-50 м с максимальной

скоростью. Используется повторный метод. Отдых между пробежками 2-3 мин, причем активный. Повторное выполнение упражнений можно начинать у школьников при ЧСС 115-120 уд/мин. Наиболее интенсивно эта выносливость развивается в среднем школьном возрасте (14-16 лет у мальчиков и 13-14 лет у девочек).

Выносливость в субмаксимальной зоне нагрузок характеризуется

возможностями анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения. Продолжительность работы до 2,5-3 мин. Основными средствами развития выносливости в субмаксимальной зоне являются упражнения циклического и ациклического характера. Продолжительность их выполнения от 40 с до 2 мин. ЧСС может возрастать до 160-190 и более

уд/мин. Последующее упражнение рекомендуется начинать при ЧСС 110-120 уд/мин. Методы – повторный и непрерывный, отдых активный – 3-6 минуты. Сенситивными периодами развития данного вида выносливости являются: 10-11 и 15-17 лет у мальчиков и 9-10 13-14 лет у девочек.

Выносливость в зоне больших нагрузок характеризуется мах возможностями механизмов аэробного энергообеспечения. Основнымисредствами являются циклические упражнения при выполнении которых восстановление происходит в основном во время работы. Продолжительность работы 3-10 мин. Мощность нагрузки 60-75% максимальной. Сенситивные периоды: 8-11 лет и 15-17 у мальчиков и 9-12, 13-14 у девочек.

Выносливость в умеренной зоне нагрузок. Продолжительность работы обеспечивается аэробными процессами и частично анаэробной.

Средствами развития данной способности являются циклические упражнения. выполняемые при ЧСС 130-140 уд/мин. Нагрузка не превышает 60-65% максимальной мощности и продолжается от 10 минут до 1,5 часов. Наиболее интенсивно этот вид выносливости развивается у мальчиков в 8-11 и 14-16 лет, у девочек в 8-9, 11-12, 14-15 лет.

Наши рекомендации