Раздел 3. Педагогическое проектирование

Тема 3.1. Технология диагностической деятельности педагога.

Цели изучения темы:

1) формирование профессиональной компетенции:

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК–3);

2) усвоение основных понятий темы «педагогическая диагностика», «психологическая диагностика», «методы диагностики достижений обучающихся»; «диагностические ошибки»;

3) отработка умения отбирать методы диагностирования, подбирать педагогический инструментарий для диагностики конкретной возрастной группы, умения организовывать диагностику школьников, умения составлять психолого-педагогическую характеристику класса.

По итогам изучения темы студенты должны:

знать:

· сущность и специфику педагогической диагностики;

· виды педагогической диагностики;

· современные методы диагностирования достижений обучающихся (ПК-3);

· способы психологического и педагогического изучения обучающихся (ПК-3);

· конкретные методики (тесты) изучения познавательных и личностных особенностей учащихся (ПК-3);

· диагностические ошибки и способы их коррекции;

уметь:

· отбирать методы диагностирования в соответствии с возрастными особенностями учащихся (ПК-3);

· подбирать педагогический инструментарий;

· использовать методы педагогической и психологической диагностики для решения различных профессиональных задач (ПК-3);

· оценивать целесообразность выбранных методов (ПК-3).

Основные понятия: педагогическая и психологическая диагностика, оперативная и долговременная диагностика, современные методы диагностирования достижений обучающихся, способы психологического и педагогического изучения учащихся, диагностические ошибки.

Оборудование: психолого-педагогические характеристики классов, тесты, анкеты и др.

Лабораторно-практическое занятие

Структура и ход занятия

I. Теоретическая часть

План

1. Педагогическая диагностика и ее специфика. Взаимосвязь и особенности психологической, педагогической и социологической диагностики.

2. Оперативная и долговременная диагностика в образовательном процессе.

3. Современные методы диагностирования достижений обучающихся. Использование методов педагогической и психологической диагностики для решения профессиональных задач.

4. Инструментарий педагогической диагностики (методики, тесты). Условия эффективности педагогического диагностического исследования.

5. Типичные диагностические ошибки, их причины, способы коррекции.

Методические указания к занятию

При подготовке теоретических вопросов темы используйте учебные пособия, указанные в списке основной литературы.

При работе над вопросом № 3 заполните представленную ниже таблицу, отразив в ней методы педагогической диагностики по следующим направлениям:

Метод педагогической диагностики Диагностика познавательных процессов, общих и специальных особенностей учащихся Диагностика психического состояния и свойств личности Диагностика межличностных отношений Профориентация
1.          
2.          

II. Практическая часть

Задание № 1. Отбор методов диагностики для конкретной педагогической ситуации.

Данное задание выполняется на лабораторно-практическом занятии. Для его выполнения студентам необходимо:

1. Проанализировать предложенную ситуацию.

«Среди школьников-отличников 9 класса встречаются как добросовестные, усидчивые, трудолюбивые дети с рядовыми способностями, так и по-настоящему талантливые, одаренные ребята».

2. Сформулировать цель диагностики учащихся данного класса.

3. Отобрать методы психологического и педагогического изучения школьников.

4. Ответить на вопрос: «Как впоследствии можно использовать полученную в ходе диагностики информацию в деятельности учителя-предметника, работающего в этом классе?»

Задание № 2. Разработка диагностического инструментария для конкретной педагогической ситуации.

Данное задание выполняется на лабораторно-практическом занятии. Студентам предлагается задание.

1. Представьте, что вы являетесь классным руководителем 8 класса и хотите получить достоверную информацию об интересах и увлечениях школьников. Составьте текст анкеты (в двух вариантах: для учащихся, родителей), с помощью которой возможно узнать такую информацию.

2. Подберите конкретные методики или тесты, позволяющие провести диагностику увлечений и интересов обучающихся (эту часть задания студенты выполняют внеаудиторно, подбирая конкретный инструментарий, и представляют его на следующем занятии).

Задание № 3. Составление программы и проведение диагностики в группе (с использованием отобранных методик).

Предварительно студенты должны самостоятельно отобрать 1-2 диагностические методики по выявлению творческих способностей учащихся. На лабораторно-практическом занятии им предлагается следующее задание.

1. Представьте, что вы являетесь учителем-предметником в 10 классе и перед вами стоит задача продиагностировать творческие способности школьников.

2. Составьте программу изучения творческих способностей детей, в которой отразите:

- цель диагностики учащихся;

- объект и предмет диагностики;

- методы диагностики;

- диагностический инструментарий.

3. Попробуйте провести диагностику по заданному направлению на ЛПЗ в своей группе.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко: Учебное пособие для студ. вузов. - 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

2. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

3. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: Учебное пособие для студ. вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2009.

5. Селевко, Г. К. Найди себя / Г. К. Селевко: Учебное пособие для учащ. 9 класса. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.

6. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008. 7. Ямбург, Е. А. Педагогический декамерон / Е. А. Ямбург. – М.: Дрофа, 2008.

Тема 3.2. Технология проектировочной деятельности педагога.

Цели изучения темы:

1) формирование профессиональных компетенций:

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК–5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК – 6);

2) усвоение основных понятий темы «целеполагание», «таксономия целей», «проектная деятельность», «проектирование среды», «планирование урока», «внеурочная работа», «внеклассная деятельность», «планирование в деятельности классного руководителя, педагога дополнительного образования»;

3) отработка умения анализировать различные варианты планирования учебной и воспитательной деятельности.

По итогам изучения темы студенты должны:

знать:

· сущность, основные этапы проектной деятельности;

· способы постановки целей;

· особенности проектной деятельности разных категорий педагогических работников;

уметь:

· ставить и формулировать цель;

· проектировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей (ПК-5);

· проектировать различные формы взаимодействия с родителями, коллегами (ПК-5);

· проектировать мероприятия, направленные на создание коллектива (ПК-6).

Основные понятия:алгоритм профессиональной деятельности, целеполагание, таксономия целей, проектная деятельность, проектирование среды, проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития, планирование урока, его основных этапов, внеурочная работа, внеклассная деятельность, планирование в деятельности классного руководителя, педагога дополнительного образования.

Семинарское занятие

План

1. Сущность, структура, основные этапы проектной деятельности.

2. Способы постановки целей. Таксономия целей в когнитивной, эмоционально-ценностной, психомоторной сфере.

3. Особенности проектной деятельности учителя, педагога дополнительного образования, социального работника. Проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития ребенка с учетом его физиологических и адаптивных возможностей.

4. Особенности проектной деятельности классного руководителя.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2008. http://www.biblioclub.ru/book/93280/

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брызжева, Н. В. Практикум по решению профессиональных задач / Н. В. Брызжева: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов пед. вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

2. Зайцева, Л. А. Практикум по решению профессиональных задач / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ.-бакалавров педагогических вузов. - 2-е изд., испр. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

3. Зайцева, Л. А. Технология выполнения проектного задания и критерии его оценки / Л. А. Зайцева: Учебно-методическое пособие для студ. педагогических вузов. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.

4. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование / И. А. Колесникова: Учеб. пособ. для студ. вузов. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.

5. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие / А. П. Панфилова. Под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М., 2008.

6. Пономарева, Т.М. Проектирование и организация системы самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов / Т. М. Пономарева. - Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2008.

7. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства / С. Д. Якушева: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2008.

Наши рекомендации