Взаимосвязь развития моторики, графических навыков и речевой функции
Е.Н.Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детьми этого возраста легче осуществляется сгибание и разгибание большого и указательного пальцев. При этом движения, особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движение пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связано [48].
Развитие движений пальцев руки может задерживаеться даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не законченно окостенение пальцев рук. Физиолог Е.В.Гурьянов [16] отмечает, что в раннем и школьном возрасте происходит и накопление опыта движений и развитие двигательного контроля. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А.В.Запорожца). При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки взрослыми (И.С.Комарова).
Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку.
По данным Е.Н.Соколовой у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал – зигзагообразным и не всегда замкнутым.
Позднее дети начинают включать зрительный контроль в ходе рисования предметов (домик, солнце, дерево и др.), письма карандашом отдельных печатных букв.
К 6 годам постепенно движения руки становятся более уверенные. Однако, остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен.
Занятия в дошкольном возрасте лепкой, конструированием, поделки из бумаги и т.д. подготавливают руку и глазомер ребенка к процессу письма, способствуют развитию мелких мышц руки, учат выделять форму и воспроизводить ее [7;41].
Таким образом, к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые ребенком в процессе письма, характеризуются переносом некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании, например, приемы держания карандаша переносится на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают.
На первом этапе овладения графическим навыком характерна очень большая затрата энергии, неадекватная затратам мышечных сил. Ребенок очень сильно сжимает ручку в руке, и давит на нее при письме указательным пальцем. Напряженными оказываются мышцы лица, всего тела.
Движение руки в процессе письма сначала осуществляется очень медленно, хотя его скорость в младшем школьном возрасте значительно больше, чем в старшем. По данным Т.С.Комаровой (при штриховке карандашом) и Е.Н.Соколовой (при письме элементов букв шариковой ручкой) у детей дошкольного возраста от 4-6 лет в течение нескольких месяцев не наблюдается прироста скорости движений даже в ходе специальных упражнений и тренировки. В более позднем возрасте увеличение скорости письма более значителен у детей 7-8 лет, чем у детей 6-7 лет. В начале обучения движения у дошкольников дробные, одно усилие рассчитано на небольшой отрезок письма, что необходимо учитывать при обучении данному навыку детей 6 лет [51].
Взаимосвязь общей, тонкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов, Л.А.Леонтьев, А.Р. Лурия [33]. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были взаимосвязаны с речью и способствовали ее развитию. В ходе электрофизиологического исследования, проведенного Т.П.Хризман и И.И.Звонаревой, при воспроизведении ребенком ритмических движений пальцами было обнаружено, что у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [46].
И.М.Сеченов и И.П.Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь, - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. (Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активнойречи ребенка).
Связь тонкой моторики и речевой функции сравнительно недавно была подтверждена исследователями Института Физиологии детей и подростков АПН РФ (Л.В.Антонова – Фомина, М.И.Кольцова) [4;26].
Исследования М.М.Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Благодаря развитию пальцев в мозге формируется проекция «схема человеческого тела». По мере совершенствования функции рук, выполняющих тонкую и дифференцированную работу, увеличивается и площадь их представительства (особенно представительство кисти руки) в коре головного мозга [27].
В ходе исследований авторы установили, что если движения пальцев не соответствует возрасту ребенка, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с общим недоразвитие речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются недостаточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом, неправильно берут кисточки и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д.
Таким образом, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Также сотрудниками Института Физиологии детей и подростков АПН РФ было доказано, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания. Жесткое переучивание ребенка в раннем детстве не только травмирует его психику, но и «ломает» заложенные природой нейропсихологические предпосылки. В связи с этим не рекомендуют переучивать детей левшей с левой руки на правую руку [31].
Н.Н. Волоскова [12] считает, что особенности реализации двигательных неречевых программ, их ритмической организации и характер трудностей формирования навыка письма имеет единую природу, связанную, главным образом, с нарушением моторных функций. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление графомоторных навыков, но и в целом на формирование речи детей.
Известный логопед-практик Т.А.Ткаченко [50] в течение трех лет проводила обучающий эксперимент на базе одного из Московских детских садов с дошкольниками с общим недоразвитием речи, в процессе которой решались следующие задачи:
1. Совершенствование пальцевой моторики.
2. Определение оптимального времени для проведения пальчиковой гимнастики.
3. Подтверждение целесообразности занятий воспитателя по развитию графических навыков.
4. Установление влияния развития тонкой моторики на коррекцию звукопроизношения.
В экспериментальной работе физминутки проводились воспитателем на каждом занятии на протяжении 2-3 минут. Дети проговаривали вместе с воспитателем стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук, которые по смыслу сочетались с произносимыми стихами.
В ходе физминуток детям также предлагалось «конструировать» из пальцев разные предметы и объекты. Они изображали зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность вызывала у ребят выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировало запоминание. В последствии разученные сценки-упражнения дети по собственной инициативе воспроизводили в самостоятельных играх.
К концу 4-го месяца эксперимента, дети овладели самыми сложными упражнениями, на занятиях по развитию графических навыков («Подготовка к письму») демонстрировали лучший нажим, вели более «уверенные» линии, ровнее держали строку, сохраняли наклон букв, и быстрее овладели правильным произношениям звуков.
Исследования, проведенные Т.А.Ткаченко, доказали значимость регулярного опосредованного стимулирования речевых зон коры головного мозга посредством действий рук, что положительно сказалось на исправлении недостатков речи детей; совершенствовании их психических процессов: внимания и памяти; на развитие графо-моторных навыков, связанных с подготовкой к письму.
Для повышения эффективности логопедической работы автор рекомендует использовать упражнения по развитию тонких движений пальцев рук ежедневно: по 2-3 минуты на занятиях лепкой, рисованием, аппликацией, развитием речи, во второй половине дня в ходе коррекционного часа, а также в домашних условиях.
Упражнения по развитию тонкой моторики, выполняемые систематически, сообразно возрасту ребенка, служат не только механическому укреплению мышц руки, но и:
а) активизируют речедвигательный отдел коры головного мозга;
б) улучшают иннервацию артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти);
в) способствуют формированию четкого артикуляционного уклада, звуков родного языка;
г) развитию графо-моторных навыков и подготовки детей с речевым дефектом к обучению в школе.
Это объясняет необходимость своевременного формирования и развития графических навыков у детей с речевыми нарушениями именно в предшкольном возрасте, с включением раздела для пальцевых упражнений в сочетании движений с речью.