Типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом
Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV - "Генерал". Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.
Приложение Б
Профессиограмма современного преподавателя Вуза (по Е.М. Ивановой)
Блоки:
Мышление, интеллект:
-продуктивное (творческое) - репродуктивное;
- наглядно-образное;
- наглядно-действенное;
- словесно-логическое (вербальное и невербальное);
- практическое и теоретическое;
- интуитивное - логическое;
- общая эрудиция;
- специальные (конкретные) знания и мыслительные умения.
2. Восприятие, пороги чувствительности:
зрительное, цветоразличение;
слуховое;
тактильное;
кинетическое;
вкусовое;
межличностное, социальное.
3. Память, объем памяти, скорость запоминания:
произвольная и непроизвольная;
долговременная, кратковременная;
сенсорная (до 1 секунды): иконическая (зрительная) и эхотическая (слуховая);
логическая;
образная;
эмоциональная;
сенсомоторная (двигательная).
4. Внимание, переключаемость, объем внимания:
- произвольное (концентрация внимания) и непроизвольное;
- устойчивое и неустойчивое.
5. Свойства нервной системы:
- сила;
- подвижность;
- уравновешенность;
- лабильность и динамичность.
- двигательные характеристики:
- координация движений (по конкретным двигательным органам);
- тремор рук;
- скорость реакции.
6. Коммуникативные характеристики:
- экстравертированность - интровертированность (связано со свойствами нервной системы);
- организаторские способности, готовность к лидерству;
- коммуникативные способности, обаяние;
- речь: внешняя - внутренняя, вербальная - невербальная, устная - письменная; высота, сила, тембр голоса;
- коммуникативная воспитанность и такт;
- чувство юмора, остроумие.
8. Мотивация: профессиональные интересы и склонности;
- устойчивость мотивов;
- согласованность, непротиворечивость мотивов.
9. Ценностно-нравственные характеристики:
- соотношение профессиональных и внепрофессиональных ценностей;
- иерархия ценностей (общая и профессиональная);
- смыслы профессиональной деятельности и их соответствие общим жизненным смыслам; уровень осознания этих смыслов;
- доброта;
- бескорыстие;
- честность, порядочность;
- обязательность, ответственность, исполнительность;
- самокритичность.
10. Волевые характеристики:
- смелость, решительность;
- целеустремленность;
- осмысленность ответственных действий;
- эмоциональная устойчивость;
- склонность к риску.
11. Эстетическое чувство, художественный вкус:
- конкретные эстетические способности (музыкальные, художественные, моторные и др.);
- продуктивная и репродуктивная художественная ориентация.
12. Профессиональный и жизненный опыт:
- способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации;
- способность разумно действовать в трудных ситуациях.
13. Психофизиологические характеристики человека:
- физическая сила;
- выносливость;
- утомляемость.
В научной литературе выделяются следующие профессионально-важные качества педагога:
- эмоциональность (А.О. Прохоров, Т.Г. Сырицо, В.П. Трусов);
- общительность (Н.В. Кузьмина, В.И. Геницинский);
- идейно-политическая активность (М. Ачилов, Ф.Н. Гоноболин);
- пластичность поведения (Н.В. Кузьмина);
- способность понимать учащихся и руководить ими (Э.А. Гришин, Ф.Н. Гоноболин);
- владение в совершенстве методами преподавания (Л.М. Портнов);
- любовь к детям (молодежи) (Ш.А. Амонашвили, Н.И. Поспелов);
- эмпатия (В.Н. Козиев, А.Э. Штейнмец);
- социальная зрелость личности (И.А. Зязюн, Н.П. Лебедик) [3].
Приложение В
Бланк анкеты
Инструкция:Уважаемый студент! Просим отметить частоту проявлений некоторых качеств у преподавателей. Будьте внимательны и искренни. Спасибо за участие в нашем исследовании!
№, вопрос | Качество проявляется всегда | Проявляется очень часто | Проявляется часто | Проявляется на уровне 50% | Проявляется редко | Проявляется очень редко | Практически отсутствует | |
1.Ясно и доступно излагает материал. | ||||||||
2. Вызывает и поддерживает интерес к предмету. | ||||||||
3.Доброжелателен и тактичен со студентами. | ||||||||
4. Располагает к себе. | ||||||||
5.Профессиональ-ные и личностные качества педагога соответствуют вашему представлению о педагоге университета. | ||||||||
Таблица 2.1. Отметка частоты проявления качеств. Преподаватель 1.
Студент, пол, возраст | Номер вопроса, баллы (по семибалльной шкале). Преподаватель 1 | ||||||
1. ж, 17 | |||||||
2. ж, 18 | |||||||
3. ж, 19 | |||||||
4. ж, 18 | |||||||
5. ж, 18 | |||||||
6. ж, 20 | |||||||
7. ж, 21 | |||||||
8. ж, 18 | |||||||
9. ж, 18 | |||||||
10. ж, 19 | |||||||
11. ж, 20 | |||||||
12. ж, 18 | |||||||
13. ж, 18 | |||||||
14. ж, 18 | |||||||
15. м, 20 | |||||||
16. м, 18 | |||||||
17. м, 23 | |||||||
18. м, 19 | |||||||
19. м, 18 | |||||||
20. м, 18 | |||||||
Общий балл | |||||||
Таблица 2.2Отметка частоты проявления качеств. Преподаватели - №№ 2, 3, 4.
Преподаватель 2, номера вопросов, баллы | Преподаватель 3 - «» - | Преподаватель 4 - «» - | |||||||||||||||||
Возраст, пол студента | |||||||||||||||||||