Задачи вторичной профилактики
· Распознавание случаев опасного и вредного потребления ПАВ
· Оказание многопрофильной специализированной помощи
· Осуществление целевых вмешательств по изменению образа жизни
· Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, обучающие навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).
Кратковременные вмешательствавключают разнообразные меры, направленные на лиц, которые начинают употреблять алкоголь в опасных количествах или наркотики, но еще не больны алкоголизмом или наркоманией.
Цель -предупреждение возникновения у пациентов связанных с употреблением ПАВ проблем.
Содержание таких кратковременных вмешательств варьируется, но чаще всего они являются инструктивными и мотивационными и предназначены скорее для решения конкретных поведенческих проблем в связи с употреблением ПАВ и с обеспечением обратной связи в результате скрининга, просвещения, практических советов, чем для интенсивного психологического анализа и продолжительных методов лечения.
Кратковременные вмешательства позволяют сократить употребление ПАВ до 30%.
Интервенция «Простой совет»
В течение 5-10 минут по четко структурированной схеме, твердым, но дружеским тоном указать пациенту на опасность дальнейшего употребления алкоголя/ наркотиков. Рекомендуется делать упор на типы и формы такого ущерба и конкретные проблемы (негативные причины), связанные с реальным соматическим, психическим, социальным, психологическим, семейным статусом пациента
Одновременно следует выделить позитивные причины – в виде положительных эффектов от снижения объемов и частоты алкоголизации и отказа от наркотиков.
Интервенция «Мотивационное интервью»
Пациент мотивируется в направлении необходимых позитивных изменений через последовательную реализацию отдельных стратегий (5-15 минут).
1. Вводная беседа: образ жизни пациента, стрессы и потребление алкоголя/ наркотиков (ответ на вопрос о роли ПАВ в повседневной жизни, адаптации к ней).
2. Вводная беседа: здоровье пациента и потребление им алкоголя (ответ на вопрос о влиянии алкоголя на проявление проблем со здоровьем).
3. Типичные вопросы: случай потребления, день, неделя, (доверительное обсуждение реальных паттернов потребления и роли алкоголя/ наркотиков в жизни пациентов).
4. «Хорошее и не очень» в потреблении алкоголя/ наркотиков (обобщение без постановки проблем и задач по изменению поведения).
5. Предоставление пациенту специальной информации (в общем виде).
6. Настоящее и будущее пациента (выявление – только при наличии личной озабоченности пациента – несоответствия между реальными обстоятельствами его жизни и планами на будущее; подведение к осознанию необходимости изменения своего поведения).
7. «Исследование опасений пациента»
8. Помощь в принятии решений (только в случае готовности пациента к началу позитивных изменений; с упором на личный выбор в их пользу и указанием готовности медицинского работника к дальнейшему сотрудничеству в случае неудач).
Общие объективно-субъективные принципы работы
Доверие
Первичный уровень доверия–основывается на информации полезности медицины и лечения, полученной в детско-подростковом возрасте от членов семьи, и подтвержденной на личном опыте.
Вторичный уровень доверия–определяется контактом с конкретным субъектом профилактической работы:
a. встреча с медицинским работником – доверие определяют их внешний вид, манера держаться, выражать свои мысли, культура речи, этика поведения и пр.
b. качество лечебно-профилактической среды (состояние материальной базы).
На этом этапе уровень доверия обусловлен конструктивной завершенностью коммуникативного процесса, нахождением пациента и медработника в общем, едином языковом контексте.
Третичный уровень доверия–определяется конкретными аргументами – исчезают симптомы абстиненции, уменьшается выраженность влечения, стабилизируется общее состояние
Партнерство
Использование медицинских и психо-социальных методик возможно только в случае обеспечения подлинного партнерства с пациентом. При взаимном расположении и уважении пациент становится ко-терапевтом и тем самым помогает себе и лечебному процессу.
Открытость
Для того чтобы система функционировала, необходимо, чтобы она была открытой и доступной для каждого, желающего избавиться от своей болезни.
Третичная профилактика – направлена на достижение и сохранение повышенного уровня индивидуального функционирования и реабилитации, раннее восстановление сети общественных связей, а также организацию эффективных последующих программ. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия.
Цель – предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека.
В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, при которой успех излечения наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного побороть свой недуг.