Социально-педагогический паспорт микрорайона
Микрорайон — это условная административная единица города (района), на территории которого осуществляется социально-педагогическая работа школы, внешкольных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных учреждений и общественных организаций.
Для более эффективного использования положительных тенденций микросреды, имеющегося социально-педагогического потенциала и материальной базы целесообразно изучение и анализ возможностей микрорайона и составление его социально-педагогического паспорта.
Социально-педагогический паспорт микрорайона помогает социальному педагогу в решении следующих задач:
• комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем социально-неблагополучных семей и детей;
• прогнозирование социальной помощи детям и подросткам, их семьям;
• выявление потребностей детей и подростков, их семей в разных видах и формах социальной помощи и ее оказание в возможных пределах.
Для изучения, анализа и составления социально-педагогического паспорта микрорайона важно выделение видов социума. По степени общности различают следующие его виды:
• по целям и способам действия — образовательно-воспитательным, культурно-просветительным, спортивно-оздоровительным, религиозным, семейно-бытовым и т. д.;
• по национально-этническому признаку — народность, нация, землячество, национальное объединение;
• по демографическим характеристикам —мужской, женский, подростковый, детский, смешанный;
• по способам воздействия на личность — экономический, правовой, нравственный, эстетический, религиозный;
• по социальному вектору гуманного (антигуманного) воздействия на личность — обучающий, воспитывающий, манипулирующий, конформирующий, разлагающий;
• по социальной направленности формирующего влияния — социальный, асоциальный, девиантный и т. д.
Социально-педагогический паспорт микрорайона может содержать следующие сведения (или состоять из следующих разделов): социально-педагогический анализ семей учащихся, социально-педагогический анализ состава, положения детей и подростков; педагогический потенциал микрорайона; материальную базу микрорайона; структуру микрорайона в целом.
В результате изучения и анализа собранных данных устанавливается общее число жителей микрорайона, число семей. В центре внимания должны стоять семьи, имеющие неблагополучные условия:
• социально-демографические (многодетные, неполные, несовершеннолетние родители);
• материально-жилищные (низкооплачиваемые, малообеспеченные проживающие в плохих жилищных условиях);
• психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятным психологическим климатом, эмоционально конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью, жесток обращением с детьми);
• социально-правовые (родители ведут аморальный, криминогенный образ жизни, где один из родителей осужден, где проживаютлица, вернувшиеся из мест лишения свободы).
О детях и подростках выявляются следующие сведения: возраст, место учебы (школа, ПТУ), класс, где проводит свободное время, в каком кружке, секции, клубе хочет заниматься, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Очень важно, чтобы в центре внимания оказались прежде всего дети и подростки:
• оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию;
• имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в т. ч. дети-инвалиды;
• допускающие асоциальное поведение (уклонение от учебы или работы, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений, употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, совершение суицидальных попыток);
• пострадавшие от стихийныхбедствий, аварий, катастроф, социальных конфликтов;
• испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в преступную или противоправную деятельность, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, знакомыми, соседями, ставшими причиной социальной дезадаптации);
• требующие помощи в решении проблем заработка и трудоустройства.
Важным разделом паспорта могут стать сведения о педагогических возможностях микрорайона — учреждениях и лицах. Это прежде всего шефы, спонсоры, меценаты, учредители в лице государственных, общественных организаций, фондов, ассоциаций, частных лиц, участвующих в работе с детьми и подростками.
Что касается материальной базы микрорайона, то она изучается и анализируется с целью использования ее для работы с детьми и подростками, их семьями. Это учреждения культуры, спорта, внешкольные учреждения, учебные заведения, спортивные и игровые площадки, комнаты школьника, клубы по месту жительства и т. д.
Структура микрорайона может быть представлена план-схемой микрорайона с расположением жилых домов,ее социокультурного окружения (парк, сквер, река, стадион, внешкольные учреждения, учреждения культуры, клуб, предприятие, служба и т. д.).
Условными обозначениями отмечаются факторы положительного влияния (школа, детско-подростковый клуб и т.д.), а также факторы, которые оказывают или могут оказывать влияние на детей и подростков (например, стихийные дворовые компании, места антиобщественных проявлений и т. д.).
Приложение 4
Инструкция интервьюеру
(интервью по теме «Деятельность социального педагога
в средней школе»)
Опрос социальных педагогов проводится как полустандартизированное интервью.
В начале беседы интервьюеру следует войти в максимальное доверие к опрашиваемому, подчеркнув, что собираемые сведения никак не могут рассматриваться как проверка работы опрашиваемого. Следует заметить, что опрос носит чисто познавательный, учебный, исследовательский характер. Интервьюер обращается к опрашиваемому как к старшему товарищу. Он хочет учесть его опыт работы в своей дальнейшей деятельности. Можно также сказать, что опрос носит массовый характер и конечные выводы можно будет делать только при общении большого количества данных, полученных в ходе интервью.
Характер ведения беседы
Формулировка вопросов беседы в ходе нее может быть изменена, однако содержание (смысл) вопроса должно при этом быть сохранено. Так, вопрос III можно задать примерно так: «Чем, на Ваш взгляд, должен заниматься социальный педагог в рамках средней школы? Должен ли он, по Вашему мнению, заниматься решением специфических проблем различных категорий учащихся?».
• Предполагаемый ответ «Да».
— Тогда назовите, пожалуйста, основные, необходимые, на Ваш взгляд, направления работы. Вот, скажем, как должна вестись работа с так называемыми «трудными» учащимися?..
• Предполагаемый ответ.
— Скажите, а какие направления работы с данной группой учащихся осуществляются в Вашем учебном коллективе?
— Не секрет, что есть дети замкнутые, не идущие на контакт с преподавателями и товарищами, а также «отверженные», «изгои». Как Вы считаете, это объект для работы социального педагога?
• Предполагаемый ответ.
— Можете ли Вы указать основные направления работы с ними? Какие из этих направлений осуществляются в Вашем учебном коллективе?
Таким образом, интервью должно носить характер живой беседы.
Бланк интервью «Деятельность социального педагога в средней школе»
I. Нужен ли школе социальный педагог:
а) да, нужен;
б) нет, не нужен;
в) трудно сказать?
II. Если такой педагог школе не нужен, то почему?
III. Чем должен заниматься социальный педагог в рамках средней школы?
Основные, необходимые, на Ваш взгляд, направления работы | Каким образом осуществляются в рамках данного учебного коллектива (школы, класса) |
1. Решением специфических проблем различных категорий учащихся:
а) работа с «трудными» учащимися: неуспевающими, пропускающими занятия, с детьми с девиантным поведением;
б) работа с замкнутыми, неконтактными, «изгоями», «отверженными» в своих учебных коллективах;
в) работа с часто болеющими детьми, детьми с отклонениями в физическом развитии, физическими дефектами (внешность, речь);
г) работа с детьми-чернобыльцами, переселенцами;
д) работа с одаренными детьми;
е) работа с детьми из малообеспеченных семей;
ж) работа с детьми из неблагополучных семей;
з) работа с другими категориями учащихся, какими?
2. Работой с семьями учащихся:
а) семьями с нарушением воспитательной функции;
б) семьями с нарушением коммуникативной функции, нарушением общения родители — дети;
в) семьями с родителями-девиантами;
г) другими семьями, какими?
3. Решением проблем общения и досуга:
а) решение проблем общения учащихся внутри учебного коллектива (школы, класса);
б) изучение неформальной структуры учебного коллектива (класса);
в) помощь в адаптации учащихся с нарушением общения;
г) помощь в разрешении скрытых и явных конфликтов между педагогами-предметниками и учащимися;
д) помощь в разрешении возможных конфликтов между педагогами и родителями учащихся;
е) изучение структур и направленности групп неформального общения («компания друзей»), в которые включены учащиеся;
ж) выявление интересов учащихся в сфере досуга;
з) организация системы досуговой деятельности и внеклассной работы; и) других проблем, каких?
4. Решением проблем профориентации и занятости (временного и постоянного трудоустройства) учащихся.
Считает, что это необходимо | Целенаправленно осуществляет в своей педагогической деятельности |
5. Социальным воспитанием учащихся:
а) гражданских качеств;
б) общечеловеческих качеств.
IV. Как Вы считаете, должны ли действовать в рамках средней школы детские и юношеские организации:
а) да;
б) нет;
в) трудно сказать?
V. Если да, то какие цели они должны преследовать?
VI. Если нет, то почему?
VII. В какой методической и организационной помощи Вы нуждаетесь?
В бланке интервью должно быть зафиксировано время (число), место (номер школы). Фиксация этих данных должна происходить не в ходе интервью, а после самого опроса. Протокол интервью должен содержать также фамилию интервьюера и его личные наблюдения (если таковые имеются) на отдельном листе.
Приложение 5