Социально-педагогический паспорт микрорайона

Микрорайон — это условная административная единица города (района), на территории которого осуществляется социально-педагогическая работа школы, внешкольных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных учреждений и общественных организаций.

Для более эффективного использования положительных тенденций микросреды, имеющегося социально-педагогического потенциала и материальной базы целесообразно изучение и анализ возможностей микрорайона и составление его социально-педагогического паспорта.

Социально-педагогический паспорт микрорайона помогает социальному педагогу в решении следующих задач:

• комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем социально-неблагополучных семей и детей;

• прогнозирование социальной помощи детям и подросткам, их семьям;

• выявление потребностей детей и подростков, их семей в разных видах и формах социальной помощи и ее оказание в возможных пределах.

Для изучения, анализа и составления социально-педагогического паспорта микрорайона важно выделение видов социума. По степени общности различают следующие его виды:

• по целям и способам действия — образовательно-воспитательным, культурно-просветительным, спортивно-оздоровительным, религиозным, семейно-бытовым и т. д.;

• по национально-этническому признаку — народность, нация, землячество, национальное объединение;

• по демографическим характеристикам —мужской, женский, подростковый, детский, смешанный;

• по способам воздействия на личность — экономический, правовой, нравственный, эстетический, религиозный;

• по социальному вектору гуманного (антигуманного) воздействия на личность — обучающий, воспитывающий, манипулирующий, конформирующий, разлагающий;

• по социальной направленности формирующего влияния — социальный, асоциальный, девиантный и т. д.

Социально-педагогический паспорт микрорайона может содержать следующие сведения (или состоять из следующих разделов): социально-педагогический анализ семей учащихся, социально-педагогический анализ состава, положения детей и подростков; педагогический потенциал микрорайона; материальную базу микрорайона; структуру микрорайона в целом.

В результате изучения и анализа собранных данных устанавливается общее число жителей микрорайона, число семей. В центре внимания должны стоять семьи, имеющие неблагополучные условия:

• социально-демографические (многодетные, неполные, несовершеннолетние родители);

• материально-жилищные (низкооплачиваемые, малообеспеченные проживающие в плохих жилищных условиях);

• психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятным психологическим климатом, эмоционально конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью, жесток обращением с детьми);

• социально-правовые (родители ведут аморальный, криминогенный образ жизни, где один из родителей осужден, где проживаютлица, вернувшиеся из мест лишения свободы).

О детях и подростках выявляются следующие сведения: возраст, место учебы (школа, ПТУ), класс, где проводит свободное время, в каком кружке, секции, клубе хочет заниматься, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Очень важно, чтобы в центре внимания оказались прежде всего дети и подростки:

• оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию;

• имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в т. ч. дети-инвалиды;

• допускающие асоциальное поведение (уклонение от учебы или работы, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений, употребление алкоголя, наркотиков, аморальное поведение, совершение суицидальных попыток);

• пострадавшие от стихийныхбедствий, аварий, катастроф, социальных конфликтов;

• испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в преступную или противоправную деятельность, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, знакомыми, соседями, ставшими причиной социальной дезадаптации);

• требующие помощи в решении проблем заработка и трудоустройства.

Важным разделом паспорта могут стать сведения о педагогических возможностях микрорайона — учреждениях и лицах. Это прежде всего шефы, спонсоры, меценаты, учредители в лице государственных, обще­ственных организаций, фондов, ассоциаций, частных лиц, участвующих в работе с детьми и подростками.

Что касается материальной базы микрорайона, то она изучается и анализируется с целью использования ее для работы с детьми и подростками, их семьями. Это учреждения культуры, спорта, внешкольные уч­реждения, учебные заведения, спортивные и игровые площадки, комнаты школьника, клубы по месту жительства и т. д.

Структура микрорайона может быть представлена план-схемой микрорайона с расположением жилых домов,ее социокультурного окружения (парк, сквер, река, стадион, внешкольные учреждения, учреждения культуры, клуб, предприятие, служба и т. д.).

Условными обозначениями отмечаются факторы положительного влияния (школа, детско-подростковый клуб и т.д.), а также факторы, которые оказывают или могут оказывать влияние на детей и подростков (например, стихийные дворовые компании, места антиобщественных проявлений и т. д.).

Приложение 4

Инструкция интервьюеру

(интервью по теме «Деятельность социального педагога

в средней школе»)

Опрос социальных педагогов проводится как полустандартизированное интервью.

В начале беседы интервьюеру следует войти в максимальное доверие к опрашиваемому, подчеркнув, что собираемые сведения никак не могут рассматриваться как проверка работы опрашиваемого. Следует заметить, что опрос носит чисто познавательный, учебный, исследовательский характер. Интервьюер обращается к опрашиваемому как к старшему товарищу. Он хочет учесть его опыт работы в своей дальнейшей деятельности. Можно также сказать, что опрос носит массовый характер и конечные выводы можно будет делать только при общении большого ко­личества данных, полученных в ходе интервью.

Характер ведения беседы

Формулировка вопросов беседы в ходе нее может быть изменена, однако содержание (смысл) вопроса должно при этом быть сохранено. Так, вопрос III можно задать примерно так: «Чем, на Ваш взгляд, должен за­ниматься социальный педагог в рамках средней школы? Должен ли он, по Вашему мнению, заниматься решением специфических проблем различных категорий учащихся?».

• Предполагаемый ответ «Да».

— Тогда назовите, пожалуйста, основные, необходимые, на Ваш взгляд, направления работы. Вот, скажем, как должна вестись работа с так называемыми «трудными» учащимися?..

• Предполагаемый ответ.

— Скажите, а какие направления работы с данной группой учащихся осуществляются в Вашем учебном коллективе?

— Не секрет, что есть дети замкнутые, не идущие на контакт с преподавателями и товарищами, а также «отверженные», «изгои». Как Вы считаете, это объект для работы социального педагога?

• Предполагаемый ответ.

— Можете ли Вы указать основные направления работы с ними? Какие из этих направлений осуществляются в Вашем учебном кол­лективе?

Таким образом, интервью должно носить характер живой беседы.

Бланк интервью «Деятельность социального педагога в средней школе»

I. Нужен ли школе социальный педагог:

а) да, нужен;

б) нет, не нужен;

в) трудно сказать?

II. Если такой педагог школе не нужен, то почему?

III. Чем должен заниматься социальный педагог в рамках средней школы?

Основные, необходимые, на Ваш взгляд, направления работы Каким образом осуществляются в рамках данного учебного коллектива (школы, класса)

1. Решением специфических проблем различных категорий учащихся:

а) работа с «трудными» учащимися: неуспевающими, пропускающими занятия, с детьми с девиантным поведением;

б) работа с замкнутыми, неконтактными, «изгоями», «отверженными» в своих учебных коллективах;

в) работа с часто болеющими детьми, детьми с отклонениями в физическом развитии, физическими дефектами (внешность, речь);

г) работа с детьми-чернобыльцами, переселенцами;

д) работа с одаренными детьми;

е) работа с детьми из малообеспеченных семей;

ж) работа с детьми из неблагополучных семей;

з) работа с другими категориями учащихся, какими?

2. Работой с семьями учащихся:

а) семьями с нарушением воспитательной функции;

б) семьями с нарушением коммуникативной функции, нарушением общения родители — дети;

в) семьями с родителями-девиантами;

г) другими семьями, какими?

3. Решением проблем общения и досуга:

а) решение проблем общения учащихся внутри учебного коллектива (школы, класса);

б) изучение неформальной структуры учебного коллектива (класса);

в) помощь в адаптации учащихся с нарушением общения;

г) помощь в разрешении скрытых и явных конфликтов между педаго­гами-предметниками и учащимися;

д) помощь в разрешении возможных конфликтов между педагогами и родителями учащихся;

е) изучение структур и направленности групп неформального общения («компания друзей»), в которые включены учащиеся;

ж) выявление интересов учащихся в сфере досуга;

з) организация системы досуговой деятельности и внеклассной работы; и) других проблем, каких?

4. Решением проблем профориентации и занятости (временного и посто­янного трудоустройства) учащихся.

Считает, что это необходимо Целенаправленно осуществляет в своей педагогической деятельности

5. Социальным воспитанием учащихся:

а) гражданских качеств;

б) общечеловеческих качеств.

IV. Как Вы считаете, должны ли действовать в рамках средней школы детские и юношеские организации:

а) да;

б) нет;

в) трудно сказать?

V. Если да, то какие цели они должны преследовать?

VI. Если нет, то почему?

VII. В какой методической и организационной помощи Вы нуждаетесь?

В бланке интервью должно быть зафиксировано время (число), место (номер школы). Фиксация этих данных должна происходить не в ходе интервью, а после самого опроса. Протокол интервью должен содержать также фамилию интервьюера и его личные наблюдения (если таковые имеются) на отдельном листе.

Приложение 5

Наши рекомендации