Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.
В настоящее время система социального обеспечения РФ представляет собой динамично развивающуюся и перспективную сферу. Государственная система социального обеспечения представляет собой сложное образование, состоящее из нескольких подсистем – обязательного социального страхования, материального обеспечения гос служащих и социальной помощи. Они отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам и размерам выплат, органам управления.
С 1 января 2002 г. кардинальным образом изменился механизм финансирования и исчисления трудовых пенсий. Но к существенному повышению пенсий это не привело, не удалось создать систему профессионального пенсионного страхования, обеспечить эффективное инвестирование средств пенсионных накоплений. Также в июлей 2009 г. были приняты два ФЗ, которые отменяли единый социальный налог, восстановлена система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, установлен годовой максимум заработной платы для взимания взносов. В 2006 г. приняты ФЗ, регулирующие предоставление пособий в связи с материнством, успешно реализуется государственная программа «родовые сертификаты», направленная на повышение качества медицинского обслуживания беременных женщин, рожениц в течение первого года жизни.
Система социального обеспечения нуждается и в развитии. Например, система социальных услуг, особенно стационарного социального обслуживания лиц старшего возраста, лиц с ограниченными возможностями, детей-сирот.
Система социального обеспечения динамично развивается и вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
С возрождением государственности России объективно связан и процесс формирования российской государственной системы социальной защиты граждан. Она призвана гарантировать право каждого человека, проживающего на территории России, на социальное обеспечение не ниже того уровня, который закреплен в международных актах, ранее ратифицированных СССР. В то же время данная система явится фундаментом для комплекса общественных отношений, адекватно отражающих принципиально новый характер распределения совокупного общественного продукта, создаваемого уже в условиях рыночной экономики.
В КРФ в ст. 7 закреплено, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 38: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 39 (Основная): 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Статья 41: 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 46:1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Статья 72 - Совместном ведение РФ и субъектов РФ.