Глава 24. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент 1 страница
Статья 176. Основания производства осмотра
1. В к.с. помимо положений, позволяющих сформулировать основания производства осмотра, закреплен перечень видов этого следственного действия, а также возможность осуществления его до возбуждения уголовного дела вместе с обязательными условиями, при которых она (эта возможность) может быть реализована на практике.
2. Осмотр - это следственное действие, направленное на собирание доказательств в основном путем непосредственного наблюдения за не являющимся телом человека объектом и отражения его результатов в соответствующем протоколе. Принуждение в рамках этого следственного действия может применяться только при осмотре жилища по решению, принятому в порядке ст. 165 УПК. Сущность осмотра заключается не в поиске и изъятии, а в обозрении и изучении обстановки (предметов, документов и т.п.).
3. Некоторые ученые так формулируют определение осмотра, что правоприменитель может посчитать возможным проведение в ходе этого следственного действия "исследований"*(761). Проведение исследования (опытного действия) - это элемент других следственных действий - судебной экспертизы и следственного эксперимента, но никак не осмотра. Если признать, что опытные действия (исследование, в этом значении данного термина) могут быть проведены в процессе осмотра, стирается грань между осмотром и следственным экспериментом.
4. Главное отличие осмотра от выемки, обыска и некоторых других следственных действий - при осмотре (за исключением осмотра жилища, производимого по решению, принятому в порядке ст. 165 УПК) нельзя применять принуждение. Если руководитель предприятия возражает против осмотра его офиса и не пускает на место происшествия, следственно-оперативная группа не вправе производить осмотр. Если есть к тому основания, можно приступить к обыску, в процессе которого будет осуществлено обозрение и изучение обстановки, то есть, по сути, осмотр, однако не как самостоятельное следственное действие, а лишь как часть другого следственного действия - обыска.
5. Полностью согласен с высказанной К.Б. Калиновским идеей разграничения принудительного осмотра жилища и обыска. Если в жилище нужно найти и изъять предметы, обнаружить труп или разыскиваемое лицо, то производится обыск. Если в жилище необходимо исследовать обстановку (наличие и характер повреждений двери, тип запорного устройства, расположение комнат, высоту и размер окон, цвет занавесок и т.п.), данная задача может быть решена путем проведения осмотра*(762).
6. В ч. 1 к.с. упоминается о нескольких объектах наблюдения, которое осуществляется в процессе осмотра. Данное обстоятельство позволяет классифицировать осмотры по видам. Между тем анализ содержания к.с. и некоторых иных статей УПК позволяет констатировать, что в к.с. приведен не исчерпывающий перечень видов осмотра.
7. Во-первых, осмотры следует подразделить на осмотр места происшествия и иные осмотры.
8. Осмотры места происшествия бывают:
а) осмотры места происшествия - местности;
б) осмотры места происшествия - жилища;
в) осмотры места происшествия - иного помещения.
9. По объектам исследования "иные осмотры" подразделяются на осмотр:
а) местности;
б) жилища;
в) иного помещения;
г) предметов;
д) документов, (в том числе почтово-телеграфных отправлений*(763), на которые наложен арест, фонограммы записи телефонных и иных переговоров, а равно документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами),
е) живых организмов (за исключением тела человека);
ж) трупа.
10. Правовая основа осмотра трупа закреплена в ст. 178 УПК, а осмотра арестованных почтово-телеграфных отправлений - в ст. 185 УПК. Об осмотре живых организмов (за исключением тела человека) не сказано ни в одной из статей УПК, и поэтому о данной разновидности осмотра в некоторых комментариях не упоминается*(764). Но классификация не будет полной, если в ней отсутствует названная группа осмотров. Живые организмы (их тело) нельзя признать предметом или каким-либо иным объектом, который упомянут в ч. 1 к.с.
11. В приведенной классификации нет также осмотра человека (тела человека). Осмотра тела человека нет в данной классификации осмотров в связи с тем, что установление следов преступления на теле человека - одна из задач другого следственного действия - освидетельствования (ст. 179 УПК).
12. Освидетельствование является самостоятельным следственным действием, в процессе которого на теле человека устанавливается наличие (отсутствие) не только следов преступления, но и особых примет, телесных повреждений, выявляется состояние опьянения или иные свойства и признаки, имеющие значение для уголовного дела. Так же как и при осмотре, данные задачи решаются в основном путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе.
13. Итак, не любой объект может быть осмотрен. Люди осмотру как следственному действию не подвергаются. В этой связи представляется несколько непоследовательным утверждение некоторых ученых, что следственный "осмотр - это непосредственное изучение... участков местности, помещений, отдельных предметов и иных объектов"*(765). "Иным объектом" может быть и тело человека. Но тело человека не может быть объектом следственного действия - осмотра. Данное утверждение тем более странно с учетом того, что автор затем пишет о том, что освидетельствование и осмотр - это разные следственные действия*(766).
14. Помимо закрепленной законодателем в ч. 1 к.с. классификации осмотров, могут быть предложены и иные основания классификации. По непосредственным задачам, а также месту в уголовном процессе осмотры можно разделить на те, которые производятся:
- до возбуждения уголовного дела;
- после возбуждения уголовного дела;
- первоначальные;
- повторные;
- дополнительные.
15. По кругу участников:
- с участием специалиста;
- без такового.
16. Приведенный здесь перечень классификаций осмотров нельзя признать исчерпывающим.
17. Первым объектом исследования в рамках осмотра в ч. 1 к.с. названо место происшествия. Под местом происшествия принято понимать место, где имело место событие или составная часть события преступления (общественно опасного деяния), а также место обнаружения общественно опасных последствий такового. Место обнаружения общественно опасных последствий совершения преступления не совпадает с местом совершения преступления в случаях когда, к примеру, преступление совершено в вагоне двигающегося транспортного средства, когда преступник спрятал труп в другом месте. В предложенных ситуациях место, где было обнаружено, что в транспортном средстве совершено деяние, содержащее уголовно процессуально значимые признаки состава преступления, или где был обнаружен труп, не будет тем местом, где совершено преступление, но тем не менее будет местом происшествия.
18. Определиться с тем, что является местом происшествия, очень важно, потому что только осмотр места происшествия (трупа) может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этой связи нельзя не обратить внимание на несоответствие закону определения места происшествия, которое дано Ю.Г. Торбиным. В своем комментарии к ст. 176 УПК ученый рекомендует под местом происшествия понимать "открытый или закрытый участок местности либо водоема, помещение, различные виды транспортных средств или их части, в пределах которых обнаружены следы преступления или иные доказательства, имеющие значение для уголовного дела"*(767).
19. Не будем анализировать редакцию всего определения. Конечно, любую часть транспортного средства именовать местом происшествия несколько нелепо. Но здесь хотя бы понятна мысль, которую хотел выразить автор. Говоря о частях транспортного средства, думается, он имел в виду такие части, которые можно назвать помещением - каюту теплохода, купе вагона поезда и т.п. Но совершенно неприемлема фраза, завершающая дефиницию. Категорически возражаю против расширения границ места происшествия до участков местности, в пределах которых обнаружены доказательства, имеющие значение для дела. Так можно обосновать осмотр в любом месте и любой осмотр назвать осмотром места происшествия, что, собственно, позволит любой осмотр производить до возбуждения уголовного дела. Получится такая ситуация, когда, к примеру, можно будет осмотреть помещение отдела кадров (место, в пределах которого обнаружено доказательство - характеристика лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела), где хранится личное дело лица, если возникла необходимость в таком доказательстве, которым является его характеристика.
20. Ссылаясь на такое разъяснение понятия "место происшествия", приведенное известным ученым правоведом в солидном Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу РФ, нерадивые следователи (дознаватели и др.) смогут не только любой осмотр производить до возбуждения уголовного дела, но и под видом осмотра места происшествия осуществлять незаконные обыски опять же до возбуждения уголовного дела.
21. Исходя из содержания ч. 1 к.с., самостоятельной разновидностью осмотра является осмотр местности. Когда осматриваемая местность была местом происшествия, производится осмотр места происшествия, а не осмотр местности. Осмотр местности производится в тех случаях, когда имеются основания осмотра данного объекта, но местом происшествия или помещением и, разумеется, предметом, документом и т.д. осматриваемая местность не является.
22. Границы, которые занимает местность, могут быть гораздо больше границ осмотра. Осмотру, как правило, подлежит часть местности, которую, по мнению следователя (дознавателя и др.), следует осмотреть.
23. Местностью могут быть названы любые участки территории, ландшафта, где бы они ни располагались.
24. В ч. 1 ст. 12, п. 4 ч. 2 ст. 29, ч. 5 ст. 165 УПК предусмотрен особый порядок принятия и оформления решения об осмотре жилища. Осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц осуществляется по решению суда. Следователь (дознаватель и др.) обращаются к указанному должностному лицу с ходатайством о принятии соответствующего решения.
25. Жилище может быть местом происшествия. В этом случае осмотр производится по правилам осмотра места происшествия, а когда против проведения такого следственного действия возражают проживающие в нем лица - решение о производстве такого осмотра может принять только суд.
26. Осмотр может быть произведен в различных помещениях, часть из которых признаются жилищем. Соответственно осмотр помещения, не являющегося жилищем и местом происшествия, именуется осмотром "иного помещения". В правилах принятия решения и производства осмотра иного помещения и осмотра местности нет различий. Поэтому не имеет ни научной, ни практической ценности формулирование тех признаков каждого из названных понятий, которые позволяли бы в любой ситуации правильно именовать объекты осмотра, которые одновременно имеют схожесть как с местностью, так и с "иным помещением".
27. Нет отличий и в порядках принятия решения и осуществления осмотра предмета и осмотра документа. Поэтому особой значимости нет в определении содержания того и другого понятия. Следует обратить внимание лишь на то, что в качестве документа могут быть осмотрены такие виды доказательств, как "иной документ" (ст. 84 УПК) и часть вещественных доказательств (ст. 81 УПК), которые по своей сути являются документами.
28. Не подлежат осмотру, хотя и являются документами в общежитейском смысле этого слова, заключения эксперта и специалиста (ст. 80 УПК), а также протоколы следственных (судебных) действий (ст. 83 УПК). Так же обстоят дела с документами, в которых должным образом оформлены процессуальные решения по уголовному делу (материалу осуществляемой в порядке ст. 144 УПК проверки). Речь идет об уголовно-процессуальных документах властно-распорядительного характера: постановлениях, обвинительных заключениях, определениях, приговорах и т.п. следователей (дознавателей и др.) и судов (судей). Данные носители информации при определенных обстоятельствах могут быть осмотрены, но только по другому уголовному делу, где они будут выступать в качестве вещественного доказательства или иного документа, а не заключения эксперта (специалиста) или протокола следственного (судебного) действия. В этом случае они будут осмотрены в порядке, предусмотренном для осмотра документов.
29. Таким образом, документы, о которых идет речь в ч. 1 ст. 176 УПК, - это не являющиеся заключением эксперта (специалиста) или протоколом следственного (судебного) действия, а также уголовно-процессуальным документом властно-распорядительного характера любые письменные или иным способом оформленные акты, удостоверяющие или излагающие факты и обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
30. Характеризуя осмотр документов, И.А. Попов пишет, что "осматривая каждый документ, следователю необходимо обращать внимание на все реквизиты, фиксируя следующую информацию: когда, кем и где он составлен, выдан; имело ли лицо, его подписавшее, на это необходимые полномочия и др."*(768). Данная характеристика частично верна лишь по отношению к части осмотров. Это требования к осмотру документов, исходящих от официальных лиц и органов. В уголовном же процессе осмотру подлежат не только такие документы. Уголовно-процессуальное значение могут иметь и не подписанные документы (фотографии, аудиозапись, записки, анонимные письма и т.п.). И такого рода документы могут выступать объектом осмотра.
31. Между тем, какой бы документ не осматривался, в протокол осмотра всегда включаются только те сведения, которые непосредственно наблюдались (при осмотре аудиозаписи - были услышаны*(769)) осматривающим его лицом. В протоколе не должно содержаться показаний и умозаключений присутствующих при осмотре лиц. Показания являются содержанием протокола другого следственного действия - допроса или очной ставки. Выводы (умозаключения) обычно содержатся в заключении эксперта (специалиста) или протоколе следственного эксперимента. Именно поэтому трудно согласиться с рекомендацией фиксировать в протоколе осмотра документа "имело ли лицо, его подписавшее, на это необходимые полномочия". В протоколе отражаются сведения, которые затем позволят установить составителя документа. А имел ли он на то полномочия, будет устанавливаться в процессе дальнейшего предварительного расследования.
32. И еще об одном. Законодатель особо выделил такие разновидности осмотра документа, как осмотр документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, а также осмотр фонограммы, осуществляемых по решению суда получения информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и записи телефонных и иных переговоров. О них говорится в ч. 5 ст. 186.1 и ч.ч. 6 и 7 ст. 186 УПК.
33. Эти виды осмотра осуществляются лишь во время или после производства следственного действия, именуемого "получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами", а равно "контроль и запись переговоров". Следователь (дознаватель и др.) сначала получает от осуществляющей услуги связи организации соответствующие документы или при контроле и записи переговоров - истребует фонограмму у органа, осуществляющего контроль и запись переговоров.
Информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами предоставляется в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором указываются период, за который она предоставлена, и номера абонентов и (или) абонентских устройств. Фонограмма следователю (дознавателю и др.) присылается в опечатанном виде также со специальным сопроводительным письмом. Только после этого указанные документы могут быть осмотрены. Цели осмотра документов, содержащих информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, а также фонограммы такие же, как и у любого другого вида осмотра, - выяснение (обнаружение) обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
34. Фонограммы, полученные в результате осуществления контроля и записи переговоров, носители информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, так же как почтово-телеграфные отправления, на которые наложен арест, - это документы. Соответственно осмотр фонограммы, полученной в результате осуществления контроля и записи переговоров, носителей информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, так же как осмотр почтово-телеграфных отправлений, на которые наложен арест, - это разновидность осмотра документов.
35. Предметом следует именовать все остальные не являющиеся документом, заключением эксперта (специалиста) или протоколом следственного (судебного) действия, а также уголовно-процессуальным документом властно-распорядительного характера, трупом, помещением и участком местности неодушевленные объекты реальной действительности. Все они при наличии к тому оснований могут быть подвергнуты осмотру в качестве предмета.
36. В качестве предмета - потенциального вещественного доказательства подлежат обязательному осмотру все объекты, которые обладают признаками вещественного доказательства. Согласно требованиям ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК такому виду осмотра подлежат все предметы:
- которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;
- на которые были направлены преступные действия;
- деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
- иные предметы и документы, отобразившие на себе вне уголовного процесса информацию (следы) о событии преступления.
37. Результаты осмотра позволяют принять решение о признании предмета вещественным доказательством и приобщении к уголовному делу. Решение оформляется специальным постановлением (ч. 2 ст. 81 УПК).
38. В ч. 1 к.с. говорится о производстве осмотра в целях обнаружения и выявления определенных сведений. В этой связи не плохо было бы узнать, какое значение законодатель привносит в использованный им термин "производство осмотра"? Производство осмотра начинается не с принятия решения (ходатайства перед судом о его принятии при принудительном осмотре жилища), а с первых действий по осуществлению непосредственного наблюдения за объектом осмотра в целях обнаружения (выявления) информации, имеющей значение для уголовного дела. Принудительный осмотр жилища начинается с оглашения решения суда лицам, проживающим в помещении. Завершается любой осмотр вместе с окончательным оформлением и подписанием протокола осмотра и прилагаемых к нему схем, фототаблиц и т.п.
39. Некоторые авторы говорят о фиксации результатов осмотра в якобы существующих протоколах таких следственных действий, как "наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и их выемка" и "контроль и запись переговоров"*(770). Следственные действия такие есть, а протокола наложения ареста на почтово-телеграфные отправления и их выемки, так же как протокола контроля и записи переговоров, не существует. Законодателем предусмотрена возможность осмотра почтово-телеграфных отправлений, на которые наложен арест, и осмотра (прослушивания) фонограммы, которая получена в результате производства контроля и записи телефонных и иных переговоров. Результаты же данных осмотров, так же как и результаты любых других осмотров, фиксируются в протоколе осмотра арестованного почтово-телеграфного отправления и протоколе осмотра и прослушивания фонограммы. Так как почтово-телеграфные отправления и фонограммы - это документы, то протокол их осмотра может быть назван и протоколом осмотра документа. Как бы протокол не был назван, осмотр завершается после его окончательного оформления, но не после завершения осуществления контроля и записи переговоров либо деятельности, связанной с наложением ареста на почтово-телеграфные отправления.
40. Производство осмотра направлено на обнаружение и выявление определенного рода данных, между тем в процессе осмотра могут быть осуществлены и иные помимо обнаружения и выявления действия. Во время осмотра имеющие отношение к уголовному делу сведения могут быть получены и закреплены; кроме того, могут быть изъяты, закреплены, упакованы и опечатаны предметы (в том числе части предметов), документы, имеющие значения для уголовного дела, изготовлены слепки и оттиски следов и т.п.
41. В к.с. не говорится, кто производит осмотр. С учетом того, что собиранием доказательств занимается не только стороны, но и суд (ст. 86 УПК), важно установить исчерпывающий круг должностных лиц и органов, уполномоченных производить данное следственное действие.
42. В ст. 177 УПК, в которой закреплены основные требования к порядку производства осмотра, говорится только об одном из должностных лиц, уполномоченных производить осмотр. Здесь законодатель упоминает о следователе. Между тем производить осмотр вправе также дознаватель, начальник подразделения дознания, орган дознания, руководитель (член) следственной группы (группы дознавателей), руководитель следственного органа и суд; производить же осмотр, урегулированный ст. 176-178 УПК, - те же должностные лица и органы, за исключением суда.
43. В ч. 1 к.с. идет речь о целях осмотра. Данное следственное действие нацелено на отыскание (обнаружение) в основном путем одного лишь личного следователем (дознавателем и др.) наблюдения (измерения, фотографирования, изъятия и др.) фактических данных, имеющих отношение к делу.
44. В к.с. названы не все виды осмотров. Между тем вышеуказанные цели преследуют и все остальные осмотры (осмотр трупа, арестованных почтово-телеграфных отправлений и живых организмов).
45. В литературе высказано мнение, что осмотр места происшествия может быть "необходим для пресечения совершаемого преступления или обнаружения скрывающихся преступников"*(771). Не подкрепленная ни малейшим обоснованием такая позиция вряд ли будет поддержана учеными. Трудно представить, как путем осмотра места происшествия (местности) будет пресекаться совершение преступления и тем более разыскиваться преступник? Именно поэтому ряд ученых прямо говорит о том, что "обнаружение разыскиваемого лица" не является целью осмотра. А "прочесывание местности" как действие подготовительного характера не является процессуальным осмотром*(772). Для решения задач пресечения совершения преступления и розыска преступника имеются другие средства.
46. В ч. 1 к.с. употреблен термин "обнаружение" следов преступления. Под обнаружением здесь понимается не сопровождающаяся принуждением (за исключением некоторых осмотров жилища) активная деятельность следователя (дознавателя и др.), направленная на поиск (выявление, отыскание, розыск), обозрение, восприятие и фиксацию в протоколе следственного действия и прилагаемых к нему планах, схемах, фототаблицах и т.п. следов преступления.
47. В процессе осмотра принимаются меры к обнаружению следов преступления. Причем следами преступления могут быть следы взлома, отпечатки пальцев рук, обуви, протектора автомобиля, пятна (остатки, частицы, в том числе микрочастицы) крови, спермы, пороха, химических и иных веществ и большое количество других следов.
48. На теле живых организмов, кроме того, следами преступления могут быть телесные повреждения. Все имеющиеся в действительности телесные повреждения перечислить невозможно. Таковыми, к примеру, являются огнестрельные и иного вида ранения, ушибы, синяки, ссадины, царапины, ожоги; обморожения; поражение электрическим током; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на живое существо опасных факторов, слезоточивыми и раздражающими веществами, и др.
49. Согласно ч. 1 к.с. другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, "выясняются". Значение данного термина означает, что помимо конкретных следов в процессе осмотра важно установить их место расположения, признаки, которые потом позволят установить обстановку происшествия, механизм образования следа и т.п. Выяснение "других обстоятельств" осуществляется путем измерения, фотографирования, киносъемки и видеосъемки, составления планов, схем, рисунков, изготовления фототаблиц и т.п.
50. И следы преступления, и "другие обстоятельства" должны согласно ч. 1 к.с. "иметь значение для уголовного дела". Иначе говоря, любая информация, на обнаружение которой нацелен осмотр, должна иметь значение для дела. Словосочетание "имеющие значение для уголовного дела" означает, что выявляемые в ходе рассматриваемого следственного действия сведения должны характеризовать одно (или несколько) обстоятельств, подлежащих доказыванию по данному уголовному делу. Причем полный перечень названных обстоятельств отражен в ст. 73 УПК. Протокол же анализируемого следственного действия должен содержать если не данные непосредственно об одном или нескольких элементах предмета доказывания, то, как минимум, ту информацию, которая в совокупности с другими аналогичного рода сведениями позволит установить ходя бы одно из обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК.
51. Следы преступления и другие обстоятельства, для обнаружения и выяснения которых проводится осмотр, все без исключения должны быть хоть каким-то образом связаны с исследуемым в уголовном процессе происшествием.
52. Содержание ч. 1 ст. 176 УПК и комментария к ней позволяет сформулировать основания следственного действия - осмотр. Фактическим основанием производства осмотра является проявляющаяся в процессуальных документах (поводе к возбуждению уголовного дела, доказательствах и т.п.) необходимость выяснения обстановки происшествия, а равно иных обстоятельств, имеющих значение для дела, а также возможность такового путем одного лишь непосредственного наблюдения (прослушивания).
53. За исключением принудительного осмотра жилища*(773), который осуществляется по решению суда*(774), закон не требует решение о производстве осмотра оформлять постановлением (письменно). Наверное, поэтому некоторые ученые говорят, что "осмотр производится без вынесения отдельного об этом решения"*(775). Однако решение о производстве осмотра все же выносится. Оно принимается в каждом случае перед тем, как приступить к производству данного следственного действия.
54. Другое дело, по ряду осмотров (а таковых большинство) законодатель не требует это решение оформлять постановлением*(776). Между тем по общему правилу любое процессуальное решение целесообразно закреплять в материалах уголовного дела. Обычно оно отражается в начале протокола осмотра. Изложение оснований, в связи с которыми следователь (дознаватель и др.) приступил к осмотру, - составная часть процессуального решения о необходимости производства осмотра.
55. Но не всегда достаточно отражения лишь в протоколе осмотра решения об его производстве. Если принимается решение о необходимости осмотра захороненного трупа, одновременно решается вопрос о его эксгумации. Процессуальное решение о производстве эксгумации обязательно должно быть оформлено постановлением. В этом постановлении и указывается, для чего следует осуществить эксгумацию. Таким образом, в определенной степени в постановлении об эксгумации фиксируется процессуальное решение о необходимости производства осмотра трупа.
56. Эксгумация и осмотр трупа - это два самостоятельных следственных действия. Решение об эксгумации должно быть оформлено постановлением. Требований оформления постановлением осмотра трупа закон не содержит. Но вынести постановление об эксгумации, не закрепив в нем решение о производстве осмотра трупа, обычно невозможно. Поэтому следует признать тот факт, что в такой ситуации процессуальное решение об осмотре трупа, которое не требуется оформлять постановлением, может быть отражено в постановлении об эксгумации.
57. Существует мнение, что необходимо вынесение постановления об осмотре арестованных почтово-телеграфных отправлений*(777). Под данным утверждением есть вполне конкретная правовая основа. В п. 8 ч. 2 ст. 29 УПК и ч. 2 ст. 185 УПК говорится о том, что наложение ареста на почтово-телеграфные отправления (корреспонденцию), их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения.
58. Решение о производстве осмотра почтово-телеграфных отправлений фиксируется в таком постановлении судьи. Однако нет необходимости перед каждым осмотром арестованной корреспонденции, как впрочем и при осмотре информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (фонограммы записанного переговора) вновь и вновь обращаться в суд за разрешением (решением) на осмотр почтово-телеграфных отправлений или оформлять какое бы то ни было иное постановление о производстве осмотра.
59. Исходя из содержания ч. 2 к.с., осмотр производится лишь по возбужденному уголовному делу. Только осмотр места происшествия (трупа) и лишь в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Рекомендуется после осмотра при наличии достаточных данных, указывающих на уголовно процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления, постановление о возбуждении уголовного дела выносить в тот же день, в течение которого производился осмотр места происшествия.
60. Если же в результате осмотра установлены основания отказа в возбуждении уголовного дела, не следует затягивать и с оформлением другого постановления (постановления об отказе в возбуждении уголовного дела).
61. Понятие "случаи, не терпящие отлагательства" по своему значению близко к понятию "неотложности" следственного действия. До возбуждения уголовного дела может быть произведено неотложное следственное действие - осмотр места происшествия.