Особенности обучения детей в начальной школе
Все мы хорошо знаем, что дети - разные. Естественно ожидать, и это на самом деле так, что и учиться им надо по-разному. Однако, множество элементов системы образования одинаковы для всех детей. И это выглядит столь же неминуемым, как различие в детях. Все дети должны прийти на первый урок в 8.30, у всех детей в классе одна и та же учительница, все дети пытаются слушать одно и то же объяснение у доски, получают в руки одинаковые книги и тетради. Что намного важнее - мы хотим достичь ото всех детей одних и тех же результатов: например, знания одних и тех же правил арифметики и грамматики. И здесь начинаются сложности, о которых мы будем говорить дальше.
Однако, входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбирать себе область деятельности, виды развлечения, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: "как ужасно было бы, если бы все были одинаковы". У разных людей (детей) - разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира. Одни лучше понимают вещи, когда их наблюдают; другие - когда слушают рассказы (включается воображение, фантазия, возникают яркие картины и т.д.). Третьи - в процессе собственной деятельности, перебирая карточки, складывая узор, выстраивая последовательность фигур, собирая из конструктора модель, сортируя, раскрашивая и т.д. Есть дети, которые любят что-то объяснять другим, даже если сами еще не очень поняли существа дела, и по ходу объяснения формируют собственное понимание. Дети одного и того же возраста обладают различными возможностями (одни могут сидеть на месте без движения и сосредоточенно слушать или делать что-то самостоятельно 15 минут, другие - 3 минуты, одни могут мгновенно переключиться с одного вида деятельности на другой, другим на это требуется время и т.д.) Не каждый способен быстро отвлечься от чувства обиды или неудобного воротника и начать внимательно слушать, что говорит учитель.
Говоря о разных способностях детей, мы не имеем в виду то словоупотребление, которое мы часто слышим в школе и дома: "этот ребенок способный, а этот совсем не способный". Мы же говорим о том, что у разных детей имеются способности в разных областях, в частности, есть просто разные виды интеллекта. Жизнь в школе, безусловно, должна способствовать максимальному развитию самых разных способностей и навыков ребенка, расширению его внутренних возможностей. Для этого в школе должны быть созданы соответствующие условия, а школьная среда обитания и учения должна быть насыщена предметами и инструментами для работы разных детей, для обеспечения их индивидуального и разностороннего развития в своем темпе и своим путем.