УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 9

ПО ТЕМЕ «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ»

Требования к компетентности:

Ø знать сущность индивидуализации и дифференциации в обучении, уметь анализировать уровни и средства их реализации в образовательной системе;

Ø владеть дидактическими основами организации индивидуализации и дифференциации в педагогической практике.

Основная литература

1. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб. пособие / Т.Е. Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – 176 с.

2. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И.М. Осмоловская. – Москва-Воронеж, 1998.

3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

4. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с. С.368-372.

Дополнительная литература

1. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащ., студ., аспирантов, учителей и преподавателей вузов / Г.М.Коджаспирова. – Москва; Ростов на Дону: МарТ, 2005. – 448 с.

2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. – Минск: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.

3. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В.И. Смирнов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416 с.

Основные понятия

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика; осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения посредством индивидуальных и групповых заданий.

(Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн., Современное слово, 2001. - С. 263-264.)

Индивидуализация обучения –организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.

(Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. Т.2. - С.201.)

Индивидуальный подход – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе в классе достигается педагогическое взаимодействие с каждым ребенком, основанное на знании его черт личности и условий жизни.

(Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн., Современное слово, 2001. - С. 266 )

Дифференциация обучения – способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.) Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

Индивидуализация обучения – предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

(Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М. – Воронеж, 1998. - С.7).

Дифференцированный подход –целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые … выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся.

(Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.,

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Процесс обучения, как процесс передачи накопленного опыта подрастающим поколениям долгое время (вплоть до конца XVI в.) в основном носил характер индивидуального ученичества. Это позволяло дифференцированно осуществлять процесс обучения, но затрудняло процесс формирования межличностных отношений. Впервые опыт коллективного обучения был применен и обоснован Я.А. Коменским. С возникновением и развитием коллективных форм обучения возникла и необходимость принципа индивидуального подхода к учащемуся.

Именно в коллективе появляется потребность самовыражения, потребность в общении и в подражании. Поэтому необходимо воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для активной работы каждого ученика.

Индивидуальный подход - это не работа с отстающими учащимися, его необходимо применять к каждому члену детского коллектива. При этом нужно учитывать, какое место в нем занимает ученик, как к нему относятся товарищи. Нельзя, например, обращаться к одному ученику по имени, а к другому по фамилии. Отношение ко всем учащимся должно быть ровным и доброжелательным.

Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, необходимо учитывать их восприимчивость к учебе, или обучаемость. Признаки обучаемости: запас знаний и навыков; восприимчивость к усвоению нового материала и умение осмыслить его; умение самостоятельно применять усвоенные знания при решении разнообразных задач; умение обобщать, выделять существенные признаки нового материала и т. п.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учителей взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывается их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что дает наиболее полный вариант программы, к установке «возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного»

Это имеет следующие преимущества:

o исключаются уравниловка и усреднение детей;

o повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

o в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

o создаются щадящие условия для слабых;

o у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

o отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

o появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

o реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

o повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Различают следующие виды дифференциации:

региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы);

внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);

в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);

межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

внутриклассную, или внутрипредметную ( (группы в составе класса)

Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней» в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.

К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы. При этом дети с проблемами выделяются в отдельную группу, с которой держится постоянный воспитательный контакт

Основным приемом профильной дифференциации содержания образования являются предметы базисного учебного плана средней школы, т.е. «предметные» подходы к дифференциации. Выделяются три группы профилей: физико-математические, естественно-научные, гуманитарные.

В отдельных случаях профильная дифференциация содержания об­разования осуществляется по другому критерию с учетом интереса уча­щихся по тому или иному виду деятельности: живописи, музыке и т.п.

Профильная дифференциация содержания образования по пред­метным областям получила в настоящее время широкое распростра­нение в школьной практике и выражается в специальной структуре школьного образования в виде профилированных школ, классов (гу­манитарных, естественнонаучных, физико-математических и др.). Создаются классы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи, колледжи и авторские школы.

Профильная дифференциация содержания образования направ­лена на подготовку учащихся к продолжению образования в избран­ной специализации, будущей профессиональной деятельности.

Тем не менее, реализация лишь профильной дифференциации образования не может быть средством решения проблем, связанных с развитием учеников. Так, в некоторых школах ученика определяют в тот или иной профильный класс по способностям и неспособностям на основе вступительной контрольной работы, тестирования и т.п. Однако известны случаи раннего проявления способностей и быстро­го их затухания, или, наоборот, ученики, не проявляющие ярких способностей с возрастом как бы обретают их. Тогда принадлежность ученика к той или иной группе может быть поставлена под сомнение. Недостаточно обоснован также вопрос о соотношении «профильных» и "непрофильных" дисциплин, изучаемых в профильных классах. Нередко углубление "профильного" предмета приводит к недооценке «непрофильных» дисциплин, и учащиеся получают углубленные зна­ния по "профильным" учебным предметам за счет поверхностного изучения «непрофильных» предметов. Это оборачивается узостью интересов, снижающей возможность проявления личности в различных сферах.

Наши рекомендации