Технические (рабочие) и ученические нормы времени (выработки)

Основой нормирования учебно-производственных работ является техническое нормирование. Нормы времени на выполнение учебно-производственных заданий или нормы выработки, устанавливаемые для учащихся в течение значительной части обучения, разнятся (отличаются) от технических норм, по которым на предприятиях работают квалифи­цированные рабочие. Эта разница в нормах вызывается следующими при­чинами:

1) учащиеся в процессе обучения недостаточно владеют умениями и навыками (особенно в первые периоды);

2) производственный опыт учащихся крайне ограничен. Они не могут еще выполнять работы по техническим нормам, принятым для рабочих;

3) учащиеся еще недостаточно физически приспособлены к выпол­нению работ. Кроме того учащиеся затрачивают время на получение ин­структажа в процессе выполнения работ.

Ко времени окончания учебного заведения нормы учащихся доводят­ся до норм квалифицированных рабочих. Для определения ученической нормы времени применяются поправочные (переводные) коэффициенты с учетом роста производительности труда учащихся на различных кур­сах обучения (от 5 до 1). Ученическая норма времени определяется по формуле:

Ту = Тр * К,

где Tу — ученическая норма времени (мин.); Тр — техническая (расчет­ная) норма времени (мин.); К — коэффициент, взятый из таблицы.

Документы планирования ПО

При планировании ПО могут составляться следующие основные до­кументы: перечень учебно-производственных работ по профессиям; план ПО группы в учебных мастерских; график перемещения учащихся по рабочим местам; план работы мастера на день.

1) Перечень учебно-производственных работ включает отработанный состав работ, согласованный с базовым предприятием, обеспеченный материалами, оборудованием, приспособлениями, инструментами, учи­тывающий реальные условия производства применительно к темам программы ПО. Перечень составляется старшим мастером с соответст­вующими мастерами ПО. Перечни обсуждаются методическими комис­сиями и утверждаются зам. директора по учебно-производственной ра­боте. По выполнению перечня можно и нужно судить о выполнении учебной программы. Наилучших успехов добиваются те училища, кото­рые имеют от многих предприятий стабильные заказы.

2) План ПО группы имеет конкретное содержание и последова­тельность выполнения учебно-производственных работ данной группы учащихся. Основой для его составления являются учебный план и программа ПО, перечень учебно-производственных работ по данной профессии. План ПО составляется на месяц. Однако в тех училищах, где ПО производится на выпуске сложной продукции, планы ПО группы составляются на квартал, так как более дробное планирование затруд­няет координацию производственной деятельности групп различных профессий.

Методика подсчета общего фонда учебного времени на производст­венную деятельность группы ( Тпд ) подсчитывается по формуле:

Тпд =(Тпр –Ти –Ту)*Н,

где Tпр — общее количество времени на ПО за данный период в соот­ветствии с учебной программой; Ти — время, необходимое для проведе­ния вводных и заключительных инструктажей (отводится по 1 часу на урок)' Tу_ время на выполнение тренировочных упражнений устанав­ливается опытным путем (с учетом времени на отдых учащихся в про­цессе работы, переводного коэффициента и содержания темы); H — ко­личество учащихся в группе.

3) График перемещения учащихся по рабочим местам составляется при отсутствии возможности фронтального обучения учащихся. Группа разбивается на звенья или бригады (с одинаковым количеством учащих­ся). Длительность периода перемещения определяется учебной програм­мой. Количество периодов перемещения должно быть равно числу бригад. Общий период, на который составляется график, равен произведению количества бригад на длительность одного периода перемещения. Виды графиков могут быть самыми разнообразными, чтобы каждый учащийся группы освоил все виды работ, прошел обучение на всех рабочих местах в соответствии с программой.

4) План работы мастера на день содержит организационную часть (3-5 мин.), вводный инструктаж (20-35 мин.), текущий инструктаж и уп­ражнения учащихся (5 час.), заключительный инструктаж (15-20 мин.) (см. схему плана урока на с. 27-29).

Тема 8 ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В

УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ

Вводный период ПО

Он характерен тем, что в этот период происходит первоначальное знакомство мастера и учащихся, а также учащихся с мастером. Мастер еще до встречи с учащимися ознакомился с их личными документами и до беседы с учащимися составил мнение о качественном составе группы. К первым беседам с учащимися мастер весьма тщательно готовится, так как от первого впечатления учащихся о мастере, о профессии, об учи­лище зависит многое. Учащиеся чутко реагируют на каждое слово мас­тера так как для них на этот период он является самым авторитетным человеком, они в училище еще никого не знают. Мастер в непринужден­ной беседе, в вежливой, доброжелательной и тактичной форме выясняет домашнюю обстановку, материальное положение в семье; интересуется любым занятием учащегося, почему он избрал данную профессию.

Много сведений для изучения учащихся группы дает привлечение их к подготовке мастерской к началу учебного года, к выполнению работ по уборке территории училища. Здесь, как нигде, ярко раскрываются как положительные, так и негативные их черты.

Первый урок — это первая встреча мастера с учащимися в рабочей обстановке. При первой встрече закладывается первый камень в фунда­мент авторитета мастера. Очень важно, чтобы у учащихся эта встреча ос­тавила глубокие впечатления. Для учащихся в мастере привлекательны знания, умения по профессии, манеры, привычки, культура, выдержан­ность, справедливость.

К первому уроку необходимо образцово подготовить учебную мастер­скую, выставку работ по профессии, оснащение рабочих мест. Пригла­сить выпускников училища, которые поделятся воспоминаниями. Во время вводного инструктажа мастер подчеркивает значение избранной профессии, ее особенности, привлекательность и т.п., излагает выдержки из типовых правил внутреннего распорядка — о правах и обязанностях учащихся. В заключение вводного занятия следует провести с учащими­ся обзорную экскурсию по училищу, ознакомить их с мастерскими, ка­бинетами, лабораториями. В целях более полного ознакомления нович­ков — провести специальную «Неделю новичка», подробнее ознакомить учащихся с историей училища, кружками технического творчества, спортивно-физкультурной жизнью и т.п. Организовать и посетить базовое предприятие. Такая экскурсия имеет важное значение для создания у учащихся положительного настроя для овладения профессией. Ознако­мить учащихся с цехами, образцами продукции, рабочими местами, но­вой техникой, посетить музей истории предприятия (если он есть), про­вести встречу-беседу учащихся с руководителями цехов, участков, выпускниками училища.

Наши рекомендации