Билет 41 Контроль и оценка диалогической речи
Контроль ДР дает возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план. Результаты контроля являются стимулом для совершенствования приемов обучения языку.
1) Объектами контроля (тестового или традиционного) должны стать умения, перечисленные в программе.
Необходимые диалогические речевые умения
а) Начальный этап обучения(2-3 класс общеобраз. школы):
- запросить информацию и сообщить о себе, друге, членах семьи (имя, что умеет делать и т. п.); назвать действия, выполняемые человеком; сообщить о местонахождении человека, предмета; указать время;
в) Средний и старший этапы обучения (5-7 и 8-9 классы гимназий, лицеев)
- запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативным намерением, переводить разговор на другую тему, использовать эмоционально экспрессивные средства (премы контроля - диалог расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен информацией, диалог-информирование, диалог-побуждение)
г) Профориентированный этап обучения (10-11 классы)
-подхватывать и дополнять мысль партнера по диалогу, задавать серию вопросов для получения информации, быстро реагировать на вопросы, корректно прерывать собеседника, концентрировать и распределять внимание в процессе диалога и т.д. (приемы контроля - дискуссия, полемика, интервью)
2) Формы и премы контроля должны отвечать следующим требованиям:
выполнять как контролирующую, так и обучающую функции
не вносить существенных отклонений в ход учебного процесса
быть интересными для учащихся и соответствовать их возрастным особенностям
быть адекватными (направленными на проверку одной формы общения)
не требовать больших усилий для отработки результатов.
Примеры: приемы контроля для старшего этапа лицеев и гимназий – диалог в связи с прочитанным\усышанным\увиденным, участие в дискуссии с элементами полемики, интервьюирование по теме.
3) Критерии оценки: Показателем уровня сформированности умений говорения являются такие параметры, как:
количество слов\фраз в сообщении
количество простых\сложных предложений
количество и объем реплик в диалоге
количество допущенных ошибок
При проверке сформированности умений диалогического общения учитываются:
быстрота реакции (беглость)
наличие и правильная реализация речевых формул
уместность реплик и их разнообразие
правильность использования лексики и грамматических структур
соблюдение характеристик диалога (ситуативность, наличие эмоционально-оценочных слов и предложений, эллиптичность)
42. Письмо как форма речевого общения. Письмо как цель и средство овладения ИЯ.
Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста.
При построении письменного текста автор следует, как правило, определенной логической схеме: мотив, цель, предмет, адресат.
1) Необходимо учитывать, где и когда учащихся могут потребоваться писать на ин. Яз. И какие виды текстов.
Письменная речь:
Соц-бытовая сфера: письма, записки, списки продуктов(shopping lists), поздравительные открытки, sms.
Социо-культурная сфера: личная переписка, дневники, анкеты
Учебно-профессиональная: конспекты, заявление, summary, проекты, сочинения.
Градация целей и типов текстов в зависимости от уровня владения языком – прописано в программе.
2) Цели и содержание.
Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ разного типа на всех этапах обучения.
В качестве конкретных требований выдвигаются развитие умений письменно выражать свои мысли, т. е. использовать письмо как средство общения. Цели проецируются в программе из анализа реальной ситуации письменного общения. Цели формируются по тем жанрам письменной речи/ текста кот должны уметь создать учащиеся.
Начальный этап (2-4 классы): должны быть сформированы элементарные умения самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач в письменной речи. Учащиеся должны научиться
- написать поздравительную открытку;
- правильно писать свое имя, имя адресата, дату и адрес;
- начинать заканчивать письмо;
- использовать печатный текст как основу для составления плана, вопросов, и др;
описывать несложные рисунки в учебнике.
Средний этап (5-7 классы): обеспечивается более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения. Расширяется тематика и объем письменных высказываний, улучшается качественная характеристика текстов. Содержание обучения на данном этапе должно отличаться больщей информативностью и строиться преимущественно на аутентичном материале: образцы эпистолярного типа – тексты писем, открыток, а так же статьи из газет и журналов для подростков с целью использования их в качстве образцов для развития следующих умений:
- сообщать зарубежному другу информацию о себе, своей семье, школе, городе, о своих интересах и увлечениях;
- запрашивать информацию о том же у своего адресата;
написать заметку \ письмо в газету или журнал, соблюдая принятые в стране изучаемого языка нормы;
- сообщать в анкете \ формуляре основные сведения личностного характера;
- делать рабочие записи после чтения печатного текста( составлять план, выписывать ключевые слова, речевые формулы идр.) с цель. Последующего использования в письменном высказыванииию
Старший этап (8-9 классы):предполагает высокий уровень в области письма, улучшение качественных характеристик текста, увеличение самостоятельности учащегося. Основными письменными произведениями учащихся будут: подробное письмо другу, письмо в газету, анкеты \ формуляры с целью запроса информации.
На данном этапе формируются следующие умения:
- сообщать адресату основную информацию, выражая свое мнение \ оценку событий;
- фиксировать письменно основные сведения \ фактические данные из прочитанного и прослушанного текста;
- логично излагать суть обсуждаемой темы \ вопроса и письменном виде.
Профильно ориентированный этап (10-11классы): уровень развития коммуникативной компетенции в области письменной речи должен обеспечит более эффективное использование письма как средства осуществления учебной, профессионально ориентированной и самообразовательной деятельности. Основными письменными произведениями учащихся будут: личное и официальное письмо, сообщение, сочинение, описание, рецензия, изложение, аннотация, рефераты, проектная и курсовая работы.
Учащиеся должны уметь:
- описывать события, факты, явления;
- сообщать, запрашивать информация развернутого плана;
- выражать собственное суждение, мнение;
- комментировать события и факты;
- составлять развернутый план или тезисы устного сообщения;
- создавать вторичные тексты (рефераты, аннотации);
- делать учебные записи, т.е. составлять письмо самому себе с цель. Организации собственной речевой деятельности
На всех этапах обучения развиваются стратегические умения, к основным из которых относятся следующие:
- использовать текст и абзац в качестве информационной и языковой опоры;
- сверять написанное с образцом;
- обращаться к справочной лит-ре и словарям;
- пользоваться перифразой;
- упрощать письменный текст; прибегать к синонимическим заменам;
- связывать свой опыт с опытом партнера по общению.