Тема: Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе
Для студентов заочной формы получения образования
по специальности «Логопедия»,
Курс) в 2015 / 2016 уч. году
Составитель: Дроздова Н.В.
Материалы самостоятельной работы предоставляются преподавателю в первый день сессии 2 семестра 2015 / 2016 уч.г.
Тема: Овладение звуковой формой слова в онтогенезе
Вопросы для изучения:
1. Образование фонологической системы у детей.
2. Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка.
3. Факторы, влияющие на формирование правильного произношения.
Задания для подготовки к занятию:
1.Составить таблицы: 1. Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка 2. Развитие фонематического слуха у детей 3. Развитие детского голоса ( по материалам статьиО. С. Орловой, П.А.Эстровой электрон. вариант). Обязательно указать источники, которыми пользовались при составлении таблиц.
2. Привести примеры фонетических ошибок, характерных для речи детей (по материалам вебинара «Речь ребенка: онтогенез и дизонтогенез» Чаладзе Е.А. электрон. вариант).
3. Выполнить тестовые задания:
Задание 1.Кто из известных Вам лингвистов первым обратился к исследованию фактов детской речи?
1 – А.М.Пешковский;
2 – И.А.Бодуэн де Куртенэ;
3 – Л.В.Щерба;
4 – А.А.Шахматов.
Задание 2.Как называется наука, изучающая онтогенез речевой деятельности?
1 – возрастная психология;
2 – дошкольная педагогика;
3 – педиатрия;
4 – онтолингвистика.
Задание 3.Какой вклад в реализацию психических процессов вносит третий функциональный блок мозга (по А.Р.Лурия)?
1 - осуществляет программирование, регуляцию и контроль психической деятельности;
2 - участвует в получении, переработке и хранении информации, поступающей из внешнего мира;
3 – обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования.
Задание 4.Что представляет собой “упреждающий синтез”, входящий в структуру операционального механизма речи?
1 – процесс установления смысловых связей и отношений;
2 – средство организации и удержания речевого материала;
3 – целостное объединение, в котором последующее звено речевой цепи в такой же степени связано с предыдущим, как и предыдущее с последующим.
Задание 5.Какой из трех характерных сегментов спектрографической картины младенческого крика соответствут гиперфонации?
1 – “базовый крик”;
2 – “сдвиг основной частоты голоса” в сторону заметного увеличения его сложности;
3 – “зашумленный крик”, отличительным признаком которого является хриплый, недостаточно звучный голос ребенка.
Задание 6.О чем свидетельствует разнообразие звуков, произносимых ребенком в период гуления?
1 - о филогенетически заложенной “степени свободы”, являющейся предпосылкой для овладения ребенком любых из существующих языков;
2 - об активной тренировке речевого дыхания;
3 - о начале освоения национальной специфики эмоционально-выразительного вокализма родной речи.
Задание 7.Какому периоду детского лепета соответствует резкое преобладание выделенности начального слога в структуре лепетных сегментов?
1 – периоду раннего лепета;
2 – периоду лепетных псевдослов;
3 – периоду позднего мелодического лепета.
Задание 8.В какой последовательности происходит становление согласных звуков в детской речи?
1 – глухие-звонкие, сонорные-шумные, взрывные-фрикативные, твердые-мягкие, шипящие-свистящие;
2 – сонорные-шумные, глухие-звонкие, взрывные-фрикативные, твердые-мягкие, шипящие-свистящие;
3 – твердые-мягкие, шипящие-свистящие, сонорные-шумные, глухие-звонкие, взырвные-фрикативные.
Задание 9.С помощью каких дифференциальных признаков происходит распознавание звуков на слух?
1 – с учетом акустических свойств звуков;
2 – артикуляционных свойств звуков;
3 – тех и других одновременно.
Форма отчета:
таблицы, ответы на тестовые задания, примеры фонетических ошибок.
Литература:основная, дополнительная.
Тема: Онтогенез лексики
Вопросы для изучения:
1. Характеристика начального детского лексикона.
2. Формирование обобщающей функции слова.
Задания для подготовки к занятию:
1. Выписать определение понятий: «лексика», «полисемия», «протослова», «сверхгенерализация» (с указанием источника).
2. На основе материалов текстов лекций (лекция № 3, лекция № 5), учебных пособий составить таблицы по темам: 1.Развитие слоговой структуры слова у детей. 2. Лексическое развитие ребенка.3. Уровни понимания речи.
3. Выполнить тестовые задания:
Задание 1.Что соответствует третьему этапу развития системной организации детского словаря?
1. – наличие неупорядоченного набора отдельных слов;
2. – объединение слов в тематические группы;
3. – возникновению сложной лексической орагнизации, идентичной по своему строению лексико-семантической системе взрослых;
4. – формирование “ситуационных полей”.
Задание 2.Какой термин используется для обозначения понятийного содержания языкового знака?
1 – денотат;
2 – референт;
3 – сигнификат.
Задание 3.Что представляет собой явление сверхгенерализации?
1 – использование одного и того же звукового комплекса по отношению к разным явлениям;
2 – расширение класса денотатов по сравнению с тем, который существует в нормативном языке;
3 – диффузность употребления лексем.
Форма отчета:
опорные таблицы, ответы на тестовые задания.
Литература: основная, дополнительная
Тема: Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе.
Вопросы для изучения:
1. Развитие морфологии.
2. Развитие словообразования.
3. Развитие синтаксиса.
4. Оценка грамматических навыков детей, причины неправильного словоупотребления.
Задания для подготовки к занятию:
1. Выписать определение понятий «морфология», «словообразование», «синтаксис», «морфологическая категория».
2. Составить таблицу: 1. Развитие грамматического строя речи.
3. Ответить на тестовые задания:
Задание 1.От каких факторов зависит очередность усвоения ребенком морфологических категорий и форм?
1 – от их прагматической ценности;
2 – от увеличения синтаксической сложности предложений;
3 – от характера языковой комбинаторики;
4– от степени выраженности конкретного значения;
5 – от количества компонентов, образующих морфологическую категорию.
Задание 2.Что лежит в основе детского словотворчества?
1 – имитация, основанная на заимствовании и воспроизведении услышанного;
2 – видоизменение словоформ, продуцируемых взрослыми;
3 – процесс становления сложных функциональных структур, основой которых является анализ воспринимаемой речи и последующий синтез сложных элементов.
Задание 3.Что представляют собой первые двусловные предложения ребенка?
1 – голофразы, функционально эквивалентные развернутому высказыванию;
2 – комбинации языковых единиц, на основе которых возникает синтаксическая структура;
3 – комбинации сложных структур минимального типа.
Форма отчета:
таблицы, ответы на тестовые задания.
Литература: основная, дополнительная.