Тема: Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе

Для студентов заочной формы получения образования

по специальности «Логопедия»,

Курс) в 2015 / 2016 уч. году

Составитель: Дроздова Н.В.

Материалы самостоятельной работы предоставляются преподавателю в первый день сессии 2 семестра 2015 / 2016 уч.г.

Тема: Овладение звуковой формой слова в онтогенезе

Вопросы для изучения:

1. Образование фонологической системы у детей.

2. Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка.

3. Факторы, влияющие на формирование правильного произношения.

Задания для подготовки к занятию:

1.Составить таблицы: 1. Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка 2. Развитие фонематического слуха у детей 3. Развитие детского голоса ( по материалам статьиО. С. Орловой, П.А.Эстровой электрон. вариант). Обязательно указать источники, которыми пользовались при составлении таблиц.

2. Привести примеры фонетических ошибок, характерных для речи детей (по материалам вебинара «Речь ребенка: онтогенез и дизонтогенез» Чаладзе Е.А. электрон. вариант).

3. Выполнить тестовые задания:

Задание 1.Кто из известных Вам лингвистов первым обратился к исследованию фактов детской речи?

1 – А.М.Пешковский;

2 – И.А.Бодуэн де Куртенэ;

3 – Л.В.Щерба;

4 – А.А.Шахматов.

Задание 2.Как называется наука, изучающая онтогенез речевой деятельности?

1 – возрастная психология;

2 – дошкольная педагогика;

3 – педиатрия;

4 – онтолингвистика.

Задание 3.Какой вклад в реализацию психических процессов вносит третий функциональный блок мозга (по А.Р.Лурия)?

1 - осуществляет программирование, регуляцию и контроль психической деятельности;

2 - участвует в получении, переработке и хранении информации, поступающей из внешнего мира;

3 – обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования.

Задание 4.Что представляет собой “упреждающий синтез”, входящий в структуру операционального механизма речи?

1 – процесс установления смысловых связей и отношений;

2 – средство организации и удержания речевого материала;

3 – целостное объединение, в котором последующее звено речевой цепи в такой же степени связано с предыдущим, как и предыдущее с последующим.

Задание 5.Какой из трех характерных сегментов спектрографической картины младенческого крика соответствут гиперфонации?

1 – “базовый крик”;

2 – “сдвиг основной частоты голоса” в сторону заметного увеличения его сложности;

3 – “зашумленный крик”, отличительным признаком которого является хриплый, недостаточно звучный голос ребенка.

Задание 6.О чем свидетельствует разнообразие звуков, произносимых ребенком в период гуления?

1 - о филогенетически заложенной “степени свободы”, являющейся предпосылкой для овладения ребенком любых из существующих языков;

2 - об активной тренировке речевого дыхания;

3 - о начале освоения национальной специфики эмоционально-выразительного вокализма родной речи.

Задание 7.Какому периоду детского лепета соответствует резкое преобладание выделенности начального слога в структуре лепетных сегментов?

1 – периоду раннего лепета;

2 – периоду лепетных псевдослов;

3 – периоду позднего мелодического лепета.

Задание 8.В какой последовательности происходит становление согласных звуков в детской речи?

1 – глухие-звонкие, сонорные-шумные, взрывные-фрикативные, твердые-мягкие, шипящие-свистящие;

2 – сонорные-шумные, глухие-звонкие, взрывные-фрикативные, твердые-мягкие, шипящие-свистящие;

3 – твердые-мягкие, шипящие-свистящие, сонорные-шумные, глухие-звонкие, взырвные-фрикативные.

Задание 9.С помощью каких дифференциальных признаков происходит распознавание звуков на слух?

1 – с учетом акустических свойств звуков;

2 – артикуляционных свойств звуков;

3 – тех и других одновременно.

Форма отчета:

таблицы, ответы на тестовые задания, примеры фонетических ошибок.

Литература:основная, дополнительная.

Тема: Онтогенез лексики

Вопросы для изучения:

1. Характеристика начального детского лексикона.

2. Формирование обобщающей функции слова.

Задания для подготовки к занятию:

1. Выписать определение понятий: «лексика», «полисемия», «протослова», «сверхгенерализация» (с указанием источника).

2. На основе материалов текстов лекций (лекция № 3, лекция № 5), учебных пособий составить таблицы по темам: 1.Развитие слоговой структуры слова у детей. 2. Лексическое развитие ребенка.3. Уровни понимания речи.

3. Выполнить тестовые задания:

Задание 1.Что соответствует третьему этапу развития системной организации детского словаря?

1. – наличие неупорядоченного набора отдельных слов;

2. – объединение слов в тематические группы;

3. – возникновению сложной лексической орагнизации, идентичной по своему строению лексико-семантической системе взрослых;

4. – формирование “ситуационных полей”.

Задание 2.Какой термин используется для обозначения понятийного содержания языкового знака?

1 – денотат;

2 – референт;

3 – сигнификат.

Задание 3.Что представляет собой явление сверхгенерализации?

1 – использование одного и того же звукового комплекса по отношению к разным явлениям;

2 – расширение класса денотатов по сравнению с тем, который существует в нормативном языке;

3 – диффузность употребления лексем.

Форма отчета:

опорные таблицы, ответы на тестовые задания.

Литература: основная, дополнительная

Тема: Овладение грамматическими закономерностями языка в онтогенезе.

Вопросы для изучения:

1. Развитие морфологии.

2. Развитие словообразования.

3. Развитие синтаксиса.

4. Оценка грамматических навыков детей, причины неправильного словоупотребления.

Задания для подготовки к занятию:

1. Выписать определение понятий «морфология», «словообразование», «синтаксис», «морфологическая категория».

2. Составить таблицу: 1. Развитие грамматического строя речи.

3. Ответить на тестовые задания:

Задание 1.От каких факторов зависит очередность усвоения ребенком морфологических категорий и форм?

1 – от их прагматической ценности;

2 – от увеличения синтаксической сложности предложений;

3 – от характера языковой комбинаторики;

4– от степени выраженности конкретного значения;

5 – от количества компонентов, образующих морфологическую категорию.

Задание 2.Что лежит в основе детского словотворчества?

1 – имитация, основанная на заимствовании и воспроизведении услышанного;

2 – видоизменение словоформ, продуцируемых взрослыми;

3 – процесс становления сложных функциональных структур, основой которых является анализ воспринимаемой речи и последующий синтез сложных элементов.

Задание 3.Что представляют собой первые двусловные предложения ребенка?

1 – голофразы, функционально эквивалентные развернутому высказыванию;

2 – комбинации языковых единиц, на основе которых возникает синтаксическая структура;

3 – комбинации сложных структур минимального типа.

Форма отчета:

таблицы, ответы на тестовые задания.

Литература: основная, дополнительная.

Наши рекомендации