Основные направления коррекционной работы по освоению образовательных областей
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Работа по основным направлениям работы ДОО строится с учетом решения общих и коррекционных задач.
Направление «Физическое развитие»
Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.
В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:
· развивать речь посредством движения;
· формировать в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
· учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой,
· развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
· формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;
· развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
· формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
· развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;
· формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности
· формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;
· формировать желание улучшать свои личностные качества.
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: повышение уверенности ребенка в себе, укрепление его эмоционального состояния. Задача—формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе на основе проигрывания моделей поведения в той или иной ситуации, формирующих активную жизненную позицию, ориентирующих детей на самостоятельное принятие решений (формирование простейших алгоритмов поведения в наиболее типичных ситуациях
Работа осуществляется в трех направлениях:
·в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
·в процессе использования специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
·в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
В результате у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции.
Обеспечение ребенку полноценного включения в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
При проектировании работы по формированию коммуникативных умений у детей учитывается, что имеющиеся у детей нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Для каждого ребенка с нарушенным развитием определяется особое содержание и формы работы по развитию коммуникативных навыков. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, ее использование в процессе общения, является организация слухоречевой среды в группе детского сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, родители, другие взрослые, сверстники. Для детей с речевыми нарушениями работу по этому разделу выстраивается индивидуально.
Направление «Познавательное развитие»
Задачи:
Развивать все видов восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое.
Формировать полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени.
Развивать мыслительные процессы: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и абстрагирование.
Стимулировать развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствовать обогащению и расширению словаря.
Развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.
При планировании работы с детьми с отставанием в развитии, интеллектуальными нарушениями объем программного материала предоставляется с учетом реальных возможностей дошкольников.