Прочитайте текст и выполните задания 2-14.
(1) Однажды в гимназии наш учитель и директор, Лев Иванович Поливанов, чудесный человек и великолепный педагог, задал нам на дом сочинение на тему: «Лошадь». (2) Учился я тогда плохо. (3) К назначенному дню я стал спешно писать заданное сочинение. (4) Мне трудно было заполнить две необходимые страницы. (5) Казалось не легким выдумать что-нибудь о лошади, в которой, я думал, нет ничего особенного. (6) Ну что ж? (7) Лошадь - прекрасное домашнее животное, друг и помощник человека; лошадь - безответное благородное создание, с которым человек часто обращается жестоко и несправедливо. (8) Без лошади людям пришлось бы туго, ведь она делает самую тяжелую работу. (9) Эти мысли пришли мне в голову, и я изложил их, как умел, но их было недостаточно, и я был в затруднении.
(10) Огорчённый, я сидел над тетрадкой, когда ко мне случайно зашел отец, Лев Николаевич.
- (11) Что делаешь?
- (12) Пишу русское сочинение.
- (13) О чем?
- (14) О лошади.
- (15) Что ж, написал что-нибудь? (16) Ну, давай, я дам тебе несколько мыслей, - предложил отец и сел на мое место.
(17) Он взял в руки перо и на минуту задумался. (18) Затем нагнулся к столу и написал несколько строчек. (19) Не успел я поблагодарить его, как он вскочил и, весело улыбаясь мне, вышел из комнаты. (20) Я стал разбирать написанное и, разумеется, тут же воспользовался материалом.
(21) Вот что он написал: (22) «Как хороша лошадь, когда она, дожидаясь хозяина, нетерпеливо бьет твердым копытом о землю, поводит черным, умным глазом и раздувает ноздри! (23) Как хороша лошадь, когда, вся покрытая пеной, она после долгого бега вернется домой и, самодовольно фыркая, мотает головой и ждет, чтобы отвели ее в теплый денник, где ее ждет свежая подстилка и душистое сено! (24) Как прекрасна лошадь, когда она вольно несется по полю, распустив хвост и вытянув гибкую шею... (25) Лошадь прекрасна всегда - и в движении, и в покое, и на работе, и на отдыхе!»
(26) Когда сочинение было готово, я отдал его учителю. (27) Через несколько дней он вернул его мне с отметкой «4». (28) Слова отца были подчеркнуты карандашом.
- (29) Скажите, пожалуйста, Толстой, - обратился он ко мне, - то, что я подчеркнул, написали не вы, а Лев Николаевич?
- (30) Да.
- (31) Вот поэтому я поставил «четыре».
(32) Милый Лев Иванович был недаром знатоком русской литературы. (По С.Л. Толстому)
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание). Запишите ответ в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Как относился рассказчик к учителю литературы?»
1) Рассказчик очень боялся строгого учителя.
2) Он недолюбливал учителя и его уроки, так как не умел писать сочинения.
3) Он обижался на Льва Ивановича за несправедливо выставленные отметки.
4) Рассказчик ценил учителя и считал его знатоком своего дела.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является анафора.
1) Однажды в гимназии наш учитель и директор, Лев Иванович Поливанов, чудесный человек и великолепный педагог, задал нам на дом сочинение на тему: «Лошадь». Учился я тогда плохо.
2) Он взял в руки перо и на минуту задумался. Затем нагнулся к столу и написал несколько строчек.
3) Когда сочинение было готово, я отдал его учителю. Через несколько дней он вернул его мне с отметкой «4». Слова отца были подчеркнуты карандашом.
4) Как хороша лошадь, когда она, дожидаясь хозяина, нетерпеливо бьёт твёрдым копытом о землю, поводит чёрным, умным глазом и раздувает ноздри! Как хороша лошадь, когда, вся покрытая пеной, она после долгого бега вернется домой и, самодовольно фыркая, мотает головой и ждет, чтобы отвели ее в теплый денник, где ее ждет свежая подстилка и душистое сено!
4. Из предложений 23-25 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
5. Из предложений 17-22 выпишите слово, в котором Н/НН определяется правилом: «Две Н пишется в причастии, образованном от глагола совершенного вида».
6. Подберите синоним к слову свежая(предложение 23).
7. Замените словосочетание слова отца (предложение 28), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
9. Среди предложений 16-20 выберите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
10. Среди предложений 5-10 найдите предложение с обособленным определением и обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 7.
12. Среди предложений 17-20 найдите простое неполное предложение. Напишите номер этого предложения.
13. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.
Эти мысли пришли мне в голову, (1) и я изложил их, (2) как умел, (3) но их было недостаточно, (4) и я был в затруднении.
14. Среди предложений 22-25 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.