Цели и задачи экологического образования

Конечной целью и результатом экологического воспитания является экологическая культура, которая формируется на протяжении всей жизни человека. Сегодня экологическая культура рассматривается и как составная часть, ядро общечеловеческой духовной культуры, и как качественное новообразование, которое определяется как:

- осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой
природы (С.Н. Николаева);

- совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и
деятельной сфер личности (И.В. Цветкова) и др.

Наиболее адекватно отражает сущность экологической культуры такое ее определение как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего взаимовыгодное гармоничное развитие в системе природа - человек - общество.

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры, базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать позитивный опыт взаимодействия человечества с природой.

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к ценностям материальным и духовным, созданным на основе ее ресурсов, к людям, охраняющим и создающим ее, а также к самому себе как части природы. Это осознание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния качества среды, а также осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Основной задачей экологического воспитания является развитие экологического сознания, которое традиционно обозначается как совокупность представлений о взаимосвязях человека и природы, в самой природе, существующего отношения к природе, а также существующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

В соответствии с подструктурами сознания основная задача конкретизируется на решение трех ее составляющих: представленческой, отношенческой, и технологической. Следовательно, задачами экологического воспитания дошкольников являются:

- развитие элементов экологического сознания, которое заключается в формировании
экологических знаний доступных каждому возрастному периоду. Экологические
знания помогут детям познать происходящие процессы в природе, между природой
и человеком, способствующих активному соизмерению своих поступков с
экологической целесообразностью;

- формирование отношения к природе. Существующее отношение (гуманное,
познавательное, эстетическое, нравственное) связано с содержанием экологических
знаний, усваиваемых ребенком. Но наличие знаний не гарантирует экологической
целесообразности поведения, знания должны «переживаться» ребенком, стать его
убеждением в ходе педагогического процесса, основанного на нравственно-
эстетических переживаниях ребенка в различных искусственных ситуациях, на
прогулках, экскурсиях, во время различных занятий. При этом под умелым
руководством педагога у детей возникает чувство сопереживания, сострадания к
живому существу, желание позаботиться о нем, удивление, субъективное его
восприятие, восхищение и радость от встречи с природой, гордость и удовольствие
от хорошо выполненного своего поручения;



формирование у детей технологий (практических умений и навыков) взаимодействия с природой. Для того, чтобы экологически целесообразно поступать, ребенку необходимо уметь это делать. Знаний и стремлений не достаточно, если их не реализовать в системе своих действий. Поэтому главным ориентиром в решении данной задачи является организация такой деятельности детей, при которой они усваивают прагматические и непрагматические умения и навыки взаимодействия с природой.

Прагматические - это, например, уход за животными и растениями в условиях образовательных учреждений, семьи, природоохранная деятельность, важными являются усваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков.

Непрагматическое - это любование, восхищение природой, пребывание на природе просто так.

Комплексное решение задач экологического воспитания будет способствовать возможности разрешения экологических проблем, так как формируется психологическая включенность человека в мир природы, субъективный характер их восприятия и стремление к непрагматическому взаимодействию с ними.

Наши рекомендации