Тема 5. Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников с речевыми нарушениями
План:
1. Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольника.
2. Виды подвижных игр.
3. Содержание и методика проведения игр в разных возрастных группах (подбор игр, руководство игрой – распределение ролей, контроль за ходом игры, подведение итогов).
4. Вариантность игр.
5. Подобрать картотеку считалок, загадки к подвижным играм.
Методические рекомендации.
Изучая литературу, студенты должны понять почему подвижная игра является ведущим видом двигательной деятельности ребенка с речевыми нарушениями, раскрыть её характерные черты, что лежат в основе классификации игр, и выяснить, какие педагогические задачи можно решать, используя разные виды подвижных игр (сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта). Вариантность игр предполагает усложнение содержания игр (несколько водящих, изменение сигналов, введение дополнительных правил, движений).
Следует разбираться в особенностях организации и методике проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
Литература.
1. Детские народные подвижные игры / Сост. А. В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1995.
2. М. М Конторович, А. И. Михайлова. «Подвижные игры в детском саду» М., 1957.
3. Покровский Е. А. Детские игры преимущественно русские. – СПБ., 1994.
4. Страквская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Просвещение, 1994.
5. Е. Н. Вавилова «Учите бегать, прыгать, метать» - М.., Просвещение 1983.
6. Демидова Е. Игры – Эстафеты для дошкольников // Дошкольное воспитание. 1985. №8. с. 26.
7. Развитие двигательных качеств у дошкольного возраста. Игры и упражнения / Авт. – сост. Н. А. Ноткина. – СПБ.: ЛОУУ, 1995.
8. Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада. - М.,1973.
9. «Физическое воспитание и развитие дошкольников» под редакцией С. О. Филипповой. Москва «Академия» - 2007
10. «Теория и методика физической культуры дошкольников» под редакцией С. О. Филипповой и Г. Н. Понаморевой. Санкт-Петербург 2004год.
Тема 6. Спортивные упражнения для дошкольников с речевыми нарушениями (на выбор: плавание, лыжи, коньки)
План:
1. Характеристика спортивных упражнений как средства физического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Особенности обучения отдельным спортивным упражнениям (на выбор):
- специфика влияния данного вида упражнений на развитие детей;
- организация условий для занятий спортивным упражнениями: подготовка участка, подбор спортивного инвентаря, техника безопасности
- задачи и содержание подготовительного и основного периода обучения данным упражнениям;
- методы и приемы обучения спортивным упражнениям в разных возрастных группах;
- игровые упражнения в совершенствовании навыков (одного из спортивных упражнений).
Методические рекомендации.
В данной теме необходимо обратить внимание на следующие вопросы: оздоровительная направленность спортивных упражнений; активное развитие двигательных качеств; своеобразие воздействий данных упражнений на организм ребенка в зависимости от условий и климатических факторов. Следует рассмотреть специфику спортивных упражнений с позицией формирования двигательных навыков (сложность структуры движений, значимость овладения детьми элементами техники как основы будущих занятий спортом). Особо отметить соблюдение правил техники безопасности.
Литература.
1. Адашкевичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
2. Голощекина М. П. Лыжи в детском саду. – М.: Просвещение, 1997.
3. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1979.
4. Пустынникова Л. Н. Коньки в детском саду. – М.: Просвещение,1979.
5. Миронова Т. Давай учиться (плавание от рождения до 12 месяцев) // Обруч. 2000№3. С. 10-13.
6. Шанина Л. Плавание – «крепость здоровья» // Обруч. 2001. №8. с. 43-49.
7. Кожокин В. Организация и методика обучения детей ходьбе на лыжах // Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 38.
8. Родин Ю., Савинкина Л. Стиль плавания «кроль» // Обруч. 2000. №5. С. 31-34.
9. «Физическое воспитание и развитие дошкольников» под редакцией С. О. Филипповой. Москва «Академия» - 2007год.
10. «Теория и методика физической культуры дошкольников» под редакцией С. О. Филипповой и Г. Н. Понаморевой. Санкт-Петербург 2004год.