Организация гигиенического обучения детей
В дошкольных учреждениях
Особенности режима работы дошкольных учреждений и пребывание в них детей в целом создают благоприятные условия для успешного обучения их основам гигиены полости рта.
Реализация всей профилактической работы в дошкольных учреждениях, в том числе и гигиенического ее раздела осуществляется под руководством стоматологической службы, а ответственным лицом за ее выполнение назначается врач - стоматолог, лично участвующий в оказании стоматологической помощи детям в этом учреждении. В обязанность врача - стоматолога кроме работы по оказанию лечебной помощи входит проведение специальных профилактических мероприятий по показаниям в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации, проведение санитарно -
просветительной работы с педагогами, средним медицинским персоналом детских садов и комбинатов. Этот раздел работы стоматолога предусматривает специальную подготовку лиц, которые повседневно контактируют с детьми с одной стороны и, с другой, должны информировать родителей о необходимости воспитания гигиенических навыков во время пребывания ребенка в кругу семьи.
Вся работа по стоматологическому аспекту гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях проводится при непосредственном участии воспитателей, под контролем педагога - методиста и старшей медсестры. Общее руководство, как уже отмечалось, осуществляет врач - стоматолог детский.
При планировании занятий с детьми младшего возраста (начиная с 3 лет) следует, как уже говорилось, соблюдать поэтапность освоения отдельных гигиенических навыков по принципу от простого к сложному.
Одним из положительных моментов организационного плана в полноценном гигиеническом воспитании дошкольников является наличие в каждой из групп санитарного блока. Здесь следует предусмотреть размещение раковин с вмонтированными над ними зеркалами. Зубные щетки лучше хранить в индивидуальных пластмассовых стаканах Возможно изготовление для этих целей клеенчатых кассет, обеспечивающих хранение щеток в 2 ряда, расположенных в шахматном порядке с целью предотвращения стекания влаги с верхних на нижние. Одним из важнейших критериев эффективности гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях является стойкое закрепление основных навыков по уходу за полостью рта к 6-летнему возрасту с перерастанием их в потребность. Причем, эти элементы личной гигиены должны формироваться на прочно усвоенных знаниях о роли гигиенического ухода за полостью рта в обеспечении сохранения зубов и здоровья в целом.
Тестовые задания:
1.Кто должен проводить уроки гигиены в детском саду:
1.только врач-стоматолог
2. только медицинская сестра садика
3.врач-стоматолог или медицинская сестра
4. врач-стоматолог и воспитатель
5.студенты-стоматологи
2. Какова максимальная длительность занятия по стоматолгической профилактике в младшей группе детского садика:
1. 25 минут
2. 20 минут
3. 15 минут
4. 10 минут
5. 5 минут
3. Гигиеническое обучение и воспитание необходимо начинать:
1. с начала прорезывания первых постоянных моляров (5-6 лет)
2. со времени прорезывания всех постоянных зубов (12-13 лет)
3. в возрасте 3-4 г.
4. с 2 лет
5. в возрасте прорезывания первых временных зубов
4. Установите соответствие:
Гигиеническое обучение и воспитание детей 7-10 лет
Формирование представления
1.о значении целостности эмали
2.о значении правильного положения зубов
3.значение здоровых зубов для организма
Навыки которым обучают
а) не раскалывать зубами орехи, не откусывать зубами нить.
б)спокойно относться к лечению зубов
в) не иметь вредных привычек
5. Определите последовательность:
План урока гигиены в школе
1. обучение методам гигиены полости рта
2. санитарно-просветительная работа
3. оценка эффективности усвоения материала
6. Какой основной способ подачи материала по стоматологической профилактике в младшей группе детского садика:
1. опрос
2. игра-сказка
3. демонстрация плакатов
4. семинар
5. лекция
7. Сколько времени должен длиться «урок здоровья» в школе:
1. 15 минут
2.25минут
3.30 минут
4. 40 минут
5.45 минут
6. 50 минут
7. 60 минут
8. При проведении урока гигиены санитарно просветительная часть включает:
1.Разъяснение о вреде воздействия сладкого
2.значение рационального питания
3.демонстрация методики правильной чистки зубов
4.определение индексов гигиены полости рта
5.описание строения зуба, значение зубов в жизни
9. При проведении урока здоровья для учеников 7 класса врач-стоматолог рассказал о строении зуба и тканей пародонта, перечислил гигиенические средства по уходу за полостью рта и предложил продемонстрировать методику чистки зубов на одном из учеников класса. Какие ошибки допустил врач:
1.недостаточное количество информации
2.ошибочная форма проведения беседы
3.нецелесообразность демонстрации чистки зубов на одном из учеников класса
4. нецелесообразность рассказа о строении тканей пародонта
5.большое количество информации
10. Установите соответствие:
Формы работы по гигиеническому воспитанию и обучению детей
Возраст Формы работы
1.2-3 года а) уроки гигиены, рисунки. плакаты
2.4-5 лет б)беседы, обучение чистки зубов с использованием пасты
3.5-7 лет а)«университет здоровья»
4.7-10лет б)выступления, диспуты
5.10-15 лет в)уроки здоровья, демонстрация тематических фильмов
6.15-18 лет г) игры, рисунки
Рекомендуемая литература:
1. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая профилактика у детей . — Москва: мед.книга; н.новгород: изд-во НГМА, 2001.
2. Т.В. Попруженко. Т.Н. Терехова Профилактика основных стоматологических заболеваний. ¾ М.: МЕДпресс-информ, 2009
Занятие № 4.
Тема:Очаговая деминерализация эмали. Методы выявления.
Цель занятия:Изучить понятие очаговой деминерализации эмали и методы выявления.
СРС:оценка состояния зубов, зубных рядов.
Материальное оснащение:таблицы, наглядные пособия, «стоматологическое трио», лотки для инструментов, красители.
Контрольные вопросы для усвоения темы:
1.Дать определение «очаговой деминерализации эмали»?
2. Классификация поражений зубов с очаговой деминерализацией?
3. Перечислить методы выявления «очаговой деминерализации эмали»?
4. Основные методы выявления «очаговой деминерализации эмали»?
5.Дополнительные методы диагностики «очаговой деминерализации эмали»?
Содержание темы:
Очаговая деминерализация эмали– это системное поражение пришеечных участков зубов в результате недоразвития и снижения количества кальция в ткани зуба. Такое состояние формируется в период созревания ткани зуба после его прорезывания. Особенность этого заболевания – поражение практически всех зубов. По изменению в ткани зуба этот процесс похож на начальный кариес. В пришеечной зоне зубов определяются меловидные участки, которые особенно хорошо видны при высушивании зуба струей воздуха. Очаговая деминерализация эмали начинается с потери ее естественного блеска на ограниченном участке в дальнейшем происходит изменение цвета в виде меловидно-матового (белое, серое или светло-желтое) - острое течение кариозного процесса или прогрессирующая деминерализация - или пигментированного пятна с коричневыми оттенками (хроническое течение или приостановившееся).
Очаговая деминерализация эмали в зависимости от характера течения подразделяется на медленно- и быстротекущую.
Классификация очаговой деминерализации эмали зубов:
1. Медленнотекущая:
-начальная стадия;
- развившаяся стадия;
- стадия дефекта.
2. Быстротекущая:
- начальная стадия;
- развившаяся стадия;
- стадия дефекта.
Методы выявления
Дляклинической диагностики кариеса применяются основные (опрос, осмотр, зондирование, температурные пробы) и дополнительные (витальное окрашивание, трансиллюминация, электрометрия, измерение биоэлектрических потенциалов, рентгенография) методы обследования.
Использование стоматологического зеркала и зонда позволяет легко найти и диагностировать кариозные полости.
Осмотр
Осмотр зуба проводится визуально и с помощью зеркала. При осмотре пораженного участка зуба может определяться меловое (матовое) или реже пигментированное пятно, окрашенное в желтый, коричневый или черный цвет. Однако чаще выявляется наличие кариозной полости той или иной глубины. У детей чаще, чем у взрослых, кариозные полости локализуются на жевательных поверхностях временных и постоянных моляров. Кариес зубов у детей характеризуется преимущественно острым течением, быстрым проникновением в дентин, поэтому размер входного отверстия в кариозную полость, как правило, не отражает ее истинной величины.
Во временном прикусе часто диагностируется множественный кариес, развитие которого связано со структурной неполноценностью зубных тканей. В связи с этим на одноименных зубах кариозные полости располагаются симметрично, они часто имеют одинаковую величину и форму. У детей во временных зубах нередко встречаются циркулярный и плоскостной кариес. Плоскостной кариес характеризуется неглубокими полостями, которые чаще локализуются в эмали и не углубляются в дентин.
Метод зондирования
Зондированием диагностируют, уточняют и дополняют полученные при осмотре данные. Зонд позволяет определить степень и глубину поражения эмали и дентина, выявить консистенцию кариозного дентина на стенках и дне кариозной полости, определить чувствительность в области эмалево-дентинной границы и дна.
Визуальный метод
Этот метод наиболее легко выполним в условиях стоматологического кабинета и эффективен для выявления очагов деминерализации эмали в виде белого пятна. Обследуемый зуб очищают от налета, изолируют от слюны и поверхность высушивают воздухом. Визуально определяют размеры очагов деминерализации.