Классификация доказательств

В зависимости от отношения к обвинению доказательства различаются на обвинительные (уличающие) и оправдательные. Согласно тексту присяги, произносимой присяжными заседателями, они обязуется рассматривать доказательства, как уличающие, так и оправдывающие его. К оправдательным доказательствам относятся те, которые указывают на наличие смягчающих либо исключающих наказание, например, алиби. Роль такой классификации состоит в обеспечении всесторонности, предотвращении обвинительного уклона. Наличие такой классификации является важным для определения порядка исследования доказательств в судебном следствие, поскольку первыми предоставляют доказательства обвинения, потом защита. Между тем, не всегда можно определить доказательства на стадии судебного разбирательства и отнести их к той или иной группе. Они могут быть нейтральными по отношению к обвинению.

В зависимости от предмета доказывания доказательства делятся на прямые и косвенные. Прямые доказательства прямо указывают на обстоятельства главного факта – виновность лица в совершении преступления. Косвенные доказательства указывают на промежуточные (доказательственные) факты и только через них на виновность лица, обвиняемого в совершении преступления. Практическое значение такой классификации состоит в том, что если прямое доказательство дает основание для построения одной версии случившегося, то каждое косвенное доказательство, взятое в отдельности, предполагает возможность построения следственных версий, поэтому при наличии косвенного доказательства необходимо устанавливать и исследовать несколько версий случившегося и в зависимости от проведенного исследования в совокупности своей приходить к одному выводу – главному факту, который устанавливается.

По количеству источников сведений об искомом обстоятельстве доказательства делятся на: первоначальные и производные. Первоначальные доказательства - такие доказательства, когда между искомым обстоятельством и субъектом доказывания имеется один источник сведений, например, очевидец преступления. Производные доказательства предполагают в наличие субъекта доказывания источника производного от первоначального, например, свидетеля, который ссылается на получение сведений от другого лица; копии документов; отпечатки или слепки следов, обнаруженных на месте преступления. Значение такой классификации связано с принципом непосредственности исследования доказательств. В силу этого принципа при наличии производного доказательства субъект доказывания должен стремиться к получению первоначального доказательства, т.е свидетеля, подлинника документа. Если производный свидетель не может указать источник своей осведомленности, то в этом случае его показания в силу ч.2 ст.75 не допустимы в качестве доказательств. В силу данного принципа стороны в ходе судебного разбирательства могут настаивать на допросе свидетеля, потерпевшего, не ограничиваясь в оглашением протоколов допроса, произведенных в ходе предварительного расследования, которые по отношению к устным показаниям, являются производными доказательствами. Качественная характеристика источников сведений является основанием для классификации доказательства на их виды, предусмотренные ч.2 ст.74. а именно: на показания обвиняемого, подозреваемого, показания потерпевшего, свидетеля, заключения и показания эксперта, специалиста, вещественные доказательства, протоколы следственных или иных действий.

Показания подозреваемого и обвиняемого – сведения, сообщенные подозреваемым и обвиняемым в ходе досудебного производства по делу, показания получают по правилам допроса, которые действуют и в отношении свидетелей и потерпевших. Предмет допроса и процессуальный режим допроса отличны от допроса потерпевшего или свидетеля. Дача показаний подозреваемым, обвиняемым является средством защиты этих лиц, поэтому дача показаний – право обвиняемого, подозреваемого, а не обязанности, поэтому они не предупреждаются об уголовной ответственности об отказе от дачи показаний или заведомо ложных показаний. Допрос подозреваемого проводится не позднее 24 часов с момента фактического задержания. Он производится с соблюдением требований обеспечения участия защитника. Защитник может осуществлять право на защиту с момента фактического задержания. Особенностью является бремя доказывания оснований для признания лица подозреваемым, а также бремя опровержения доводов, который подозреваемый выдвигает в свою защиту – его несет сторона обвинения. Допрос подозреваемого проводится по обстоятельствам, дающим основания либо подозревать лицо в совершении преступления или опровергать подозрение. В значительной части показания подозреваемого совпадают с показаниями обвиняемого, отсюда, показания обвиняемого имеют доказательственное значение. Показания обвиняемого – сведения, входящие в объем предъявленного обвинения, а также иных обстоятельствах доказательствах, источниках доказательств, сообщаемые в ходе допроса лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. Обвиняемый вправе давать показания, закон не запрещает лгать, давая показания. Показания обвиняемого следует отграничивать от сведений сообщенных этим лицом не в ходе допроса, а в рамках иных процессуальных форм, например, в заявление о явке с повинной, при выступлении в прениях и т.д. Данные сообщения не могут заменить показаний, поэтому данные обстоятельства, если они имеют значение для дела, он должен быть допрошен. И на подозреваемого и на обвиняемого распространяются правила, предусмотренные ст.51 КРФ и УПК – лица могут не свидетельствовать не только в отношении себя и близких родственников. Показания могут быть как обвинительными, так и оправдательными. Бывает полное или частичное признание. Частичное признание – обвиняемый может отрицать свое участие в отдельных эпизодах, возражать против правильности квалификации действий, если обвиняемый признает объективную сторону, при этом отрицая неосторожных характер либо по иным основаниям не соглашается с оценкой этих действий, то его показания не могут расцениваться как признательные. Это имеет значение при особом порядке принятии судебного решения и при соглашении о сотрудничестве.

Показания потерпевшего – те сведения, которые рассказаны им на допросе. Предмет показаний сходен со свидетелем. Между тем, показания потерпевшего не только средства установления истины по делу, но и тем средством, с помощью которого потерпевший отстаивает законные интересы в уголовном деле. В отличие от свидетеля, дача показаний потерпевшего не только обязанность, но и право потерпевшего. В показаниях особо важно субъективное восприятие потерпевшего о событии преступления, о реальности угрозы. Потерпевший является участником со стороны обвинения, что определяет значение даваемых им показаний. Показания потерпевшего являются средством поддержания им обвинения и защиты своих интересов как пострадавшего от преступления. Поскольку бремя доказывания лежит на стороне обвиняемого, то выдвигаемое обвинение должно быть подтверждено совокупностью других доказательств, источники о которых должны быть отражены в показаниях потерпевшего.

Показания свидетеля. Закон допускает ряд ограничений на использование и получение показаний свидетеля. Так, недопустимыми являются показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположениях, слухах, а также на показаниях свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности. Запрет на показания по «слуху» относится только к тем сведениям, источник которых не может быть назван свидетелем. Если он ссылается на определенное лицо, указывая его приметы, которые конкретизируются в определенную информацию, то данные показания являются допустимыми. Предметом показания свидетеля не могут быть его выводы и разъяснения, основанные на использовании специальных знаний, поскольку это показания специалиста или эксперта. Между тем, это не исключает показания от «сведущих» свидетелей – которые обладают специальными знаниями, и которые благодаря им имели возможность наблюдать событие, правильно его понимать, и обратить внимание на существенное обстоятельства, которые могут ускользнуть от лиц, не обладающих специальными знаниями. Отличие таких свидетелей от эксперта и специалиста: они дают показания об искомых обстоятельствах, которые ими наблюдались, или воспринимались случайно либо по их собственной инициативе, но вне уголовной процессуальной деятельности; они не вправе и не должны производить каких – либо специальных исследований; они не могут давать разъяснений, которые выходят за пределы воспринимаемых ими обстоятельств вне уголовного процесса.

Заключение и показания эксперта – представленное в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, представленные перед экспертом лицом, ведущим производстве по делу или сторонами. Признаки заключения:

1) Результат экспертизы – исследования, которая назначается по поручению ДЛ и проводится с соблюдением особо процессуального порядка

2) Исходит от лиц, обладающих специальными знаниями. Как правило, имеющими лицензию на данный вид деятельности

3) Является итогом проведения этими лицами самостоятельного исследования собранных по делу доказательств

4) Имеет форму доказательства особого вида

Оценка достоверности материалов, представленных на экспертизу, является прерогативой ДЛ. Если получение образцов является частью методики экспертизы, то оно проводится экспертом. С заключением эксперта тесно связаны показания эксперта – даются только после получения заключения, в целях разъяснения или уточнения заключения. Если требуется дополнение заключения эксперта, то назначается дополнительная экспертиза.

Заключение и показания специалиста. Заключение – представленное в письменной виде суждения по вопросам, которые представлены перед специалистом. Специалист может быть привлечен судом или сторонами. Цель привлечения специалиста – для содействия в обнаружении закреплении, изъятии предметов и документов, в ходе любых следственных действий, для применения технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для разъяснения вопросов, входящих в его компетенцию. Отсюда в заключении специалист может высказать следующие суждения:

1) Относительно ранее выполненных им действий в процессе обнаружения, закрепления и изъятия документов

2) О вопросах, которые с его точки зрения стоит поставить перед экспертом, по другим спец вопросам, которые не входят в компетенцию эксперта, но которые могут поставить стороны. Специалист не вправе проводить самостоятельные исследования и в его заключении могут быть ответы на вопросы, которые не требуют проведения исследований. Данное заключение не может заменить собой заключение эксперта.

Вещественные доказательства – ст.81 ч.1 – любые предметы, которые служили орудиями преступления, сохранили на себе следы преступления, на которые были направлены преступные действия, имущество, деньги, ценности, нажитые преступным путем или полученные в результате совершения преступления, иные предметы или документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Вещдоки – предметы, которые объективно могут служить средством к установлению искомых по делу доказательств.

Наши рекомендации