Вопрос 25. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности педагога дополнительного образования
Профессиональная деятельность педагога ДО может быть реализована в рамках государственной образовательной политики, он изучает и использует нормативно - правовые основы должностного самоопределения, которые в России действуют в полном соответствии с документами международного значения, в частности с Декларацией и Конвенцией ООН о правах ребенка.
Педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном федеральном и региональном уровнях нормативно - правовые основания. Международный уровень нормативно - правовых основ педагогической деятельности представлен Конвенцией ООН о правах ребенка.
Конвенция - международный договор, соглашение, по какому - либо специальному вопросу.
Конвенция ООН занимает важное место среди документов гарантирующих права детей. Это мировой документ высочайшего класса. Это документ обращенный не только в будущее, но и в настоящее, ибо дети - наш сегодняшний мир. Основная цель конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка, она призывает ратифицирующие её государства создать условия при которых дети могут принимать активное участие в социально - политической жизни. Конвенция ООН о правах ребенка - международный закон, имеющий высокое социально - нравственное, правовое, педагогическое значение для развития человеческого сообщества. Документ полагает утверждать в педагогике гуманно - демократические отношения, когда дети и взрослые равные субъекты социальной жизни.
Исходными являются следующие положения конвенции:
1 .Несовершеннолетние имеют право на специальную охрану, заботу, защиту.
2.Вместе с тем они не только воздействия воспитателей но и субъекты взаимодействия с ними.
Семья рассматривается как основная ячейка общества, естественная среда для развития и благополучия детей.
Целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, провозглашенных ООН (мир, достоинство, терпимость, свобода, равенство традиции культурных ценностей.)
Должно проявиться особое внимание к несовершеннолетним, находящимся в трудных условиях.
Для успешной реализации Конвенции необходимо усвоить 3 принципа осуществления - знание основных положений. - понимание провозглашенных в ней прав - поддержка и конкретные меры и дела по превращению их в реальность. Конвенция лишь предлагает некие минимальные стандарты — общую этическую и юридическую схему. Делом каждого конкретного государства было ратифицировать Конвенцию создать национальные программы действий, подготовить собственную законодательную базу для ее реализации. К сожалению в полном объеме позиции Конвенции ООН в нашей стране не реализуются.
2 Очередным этапом становления нормативно - правовой базы стало принятие закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ 1998года». Важным программным документами являются Президентские программы «Дети России», «Молодежь России». Важное место в системе нормативных документов регламентирующих правовой статус и деятельность педагога ДО занимает
3. Закон РФ «ОБ образовании и Типовое положение об образовательном учении ДО. Закон является ведущим нормативным документом государственной политики в области образования, гарантом осуществления права ребенка на образование. Закон является важным документом в процессе регулирования отношения между образовательными учреждениями и органами исполнительной государственной власти, между отдельными образовательными учреждениями, между работниками образовательного учреждения и родителями при решении проблем осуществления прав ребенка на образование.
Более конкретно государственный заказ, права и обязанности субъектов образовательного процесса представлены в «Типовом положении об образовательном учреждении ДО детей», в соответствии создается Устав любого учреждения ДО. Педагог в своей работе так же опирается на гражданское, трудовое, жилищное право. Кроме основных федеральных законов и программ являются региональные законы.
Вопрос 26.Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы
В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Дополнительное образование детей в школе – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.
Собственно опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях любого вида. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Другая важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта,поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.
Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей – компенсаторная ( или психотерапевтическая),поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».
Эмоциональная насыщенность – еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы.