Актуальность разрабатываемого проекта
Проект по экспериментальной деятельности дошкольника в ДОУ.
«Экспериментирование при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»
Составитель:
Фахретдинова
Дилара Назибовна
воспитатель
Г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………. | ||
1.1 | Общая характеристика проекта………………………………………… | |
1.2 | Актуальность разрабатываемого проекта……………………………... | |
1.3 | Цель проекта…………………………………………………………….. | |
1.4 | Предполагаемый результат…………………………………………….. | |
1.5 | Новизна проектапо экспериментальной деятельности дошкольника в ДОУ…………………………………………………………………….. | |
Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании экспериментирования……. | ||
Методика проведения детского экспериментирования………………. | ||
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах…. | ||
Условия проведения экспериментирования…………………………… | ||
Этапы проектной работы……………………………………………….. | ||
Содержание уголков экспериментальной деятельности……………… | ||
Содержание познавательно-исследовательской деятельности детей в каждой возрастной группе.(Приложение 1.)………………………….. | ||
Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности во второй младшей группе. (Приложение 2.)………….. | ||
1. Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в средней группе. (Приложение 3.)…………………….. | ||
2. Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе. (Приложение 4.)……………………. | ||
3. Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.(Приложение 5.)... | ||
4. Литература………………………………………………...................... |
1. Пояснительная записка.
В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Стандарт в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предусматривает развитие инициативности, любознательности, склонности к экспериментированию, наблюдательности. Развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также готовность искать и находить нестандартные пути решения проблем.
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе ДОО;
– использование проектирования.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева).
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).
1.1. Общая характеристика проекта.
Тип проекта: Долгосрочный: (срок реализации: сентябрь – май в каждой возрастной группе), информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта: Исследовательский
Участники проекта: воспитанники разновозрастных дошкольных групп, педагоги, родители.
Формы взаимодействия:
• С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.
• С родителями: консультации; открытые показы итоговых занятий.
• С педагогами: семинары; открытые занятия; консультации.
Объем проекта:
Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май, занятия планируются по одному в неделю; дополнительно-образовательная деятельность (кружковая работа), проводится один раз в неделю с октября по май.
Актуальность разрабатываемого проекта.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: во-первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения. Во-вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
На сегодняшний день, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Цель проекта.
Цель проекта: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Задачи экспериментальной деятельности:
1. Формировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы; умение выделять отличительные признаки живой природы через использование познавательной деятельности
2. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
3. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
4. Развитие у детей умственных способностей:
-развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
5. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля своих действий.
Предполагаемый результат.
Предполагается следующий результат: повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности; проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, умение выделять причинно-следственные связи, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать; умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею; умение пользоваться инструментами и технологиями; совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.