Тест внутренней агрессивности С. Дайхоффа

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

31% студентов имеют высокий уровень тревожности, которая проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги. Такие студенты боятся трудностей, чувствуют себя неуверенно в группе. Для них характерны эмоциональная неуравновешенность, робость и напряженность.

Умеренный уровень тревожности выявился у 64% студентов. Для них характерно рабочее напряжение, активность и эмоциональная устойчивость. Легкое беспокойство помогает сосредоточить усилия и сделать все на высшем уровне. Более высокой уровень успешности в учебной деятельности также характерен для студентов с умеренной тревожностью.

5% студентов имеют низкий уровень тревожности. Для низко тревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, воспитание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Причем нужно отметить, что студентов женского пола с высоким уровнем тревожности в нашем исследовании оказалось в три раза больше, чем студентов мужского пола.

На вопрос «С чем связана ваша тревожность» студенты ответили следующим образом. 27% студентов ответило, что их тревожность связана с переездом из другого города, здесь они себя чувствуют без родительской заботы не комфортно.

18% студентов переживают за учебу, боятся, что у них получится что-то не так, что они не смогут сдать вовремя экзамены и их отчислят из университета; боятся публичного выступления и негативной оценки группы. Новая система обучения вызывает у них ощущение беспомощности и бессилия перед внешними факторами. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности: студенты начинают пропускать лекции и не готовятся к тем занятиям, на которых они присутствуют.

По данным Ч. Спилбергера, студенты с высокой тревожностью в четыре раза чаще отчисляются из колледжа. С этим согласуются и данные Н.П. Фетискина, который выявил, что по сравнению с отличниками у отчисленных студентов высокая личностная тревожность встречалась чаще. Высокотревожным трудно выдерживать нервно-психическое напряжение, связанное со сдачей зачетов и экзаменов. Кроме того, по данным Н.П. Фетискина, лица с высокой тревожностью менее устойчивы к монотонной работе, чем лица с низкой тревожностью.

55% студентов связывают высокий уровень тревожности с личными проблемами.

Что касается агрессивности, то 6% студентов очень хорошо контролируют свое чувство гнева.

У 42% агрессивность в пределах нормы, но желательно осознавать свой гнев и научиться обращаться с ним.

44% студентов имеют много проблем, над которыми стоит поработать. Возможно, их жизнь не является настолько удовлетворительной, насколько им бы хотелось. В их жизни многое изменится к лучшему, если они научатся обращаться со своим гневом.

8% студентов находятся в группе риска: гнев контролирует их жизнь, мешая им жить полноценной и активной жизнью. Их преодоление социальной тревоги или других трудностей в общении будет зависеть от того, насколько хорошо они научатся техникам, помогающим осознавать их чувство гнева. Рекомендуется проработать негативные модели их мышления с помощью очных консультаций с психологом.

Опрос показал, что только 19% студентов пытаются бороться со своей агрессией: стараются изменить отношение к ситуациям, вызывающих гнев; переключить внимание на другую деятельность; прогуляться в парке; сходить в спортзал, послушать музыку, посмотреть фильм.

22% студентов отметили, что хотели бы получить помощь специалиста, научиться контролировать свой гнев, беспокойство и страх.

67% студентов хотели бы поработать в тренинге. Темы тренингов предлагались самые различные:

- «Саморегуляция». Цель: научиться управлять своими негативными эмоциональными состояниями.

- «Конструктивные коммуникации». Цель: определение своей стратегии построения взаимоотношений.

- «Публичное выступление». Цель: формирование индивидуальной копинг-стратегии «Публичное выступление».

Тренинг «Самопрезентация». Цель: осознание студентами собственной ценности.

Таким образом, все более очевидным становится тот факт, что студенту необходима помощь специалистов, в полной мере владеющих психологическими знаниями. Сегодня такая помощь может осуществляться через социально-психологический центр. Представители центра смогут наиболее полно и всестороннее предоставить информацию, отражающую особенности развития каждого студента и социально-психологические процессы и явления, возникающие в студенческом коллективе в связи с адаптацией к обучению, с трудностями, которые студенты испытывают в учебном процессе. Помощь психологического центра может быть направлена на поддержку и содействие процессу личностного и профессионального становления студента и обеспечение ему комфортности учебного труда. Психологическая помощь студенту может реализоваться посредством таких направлений деятельности социально-психологического центра в вузе как психологическое просвещение; психологическое консультирование; прикладная психодиагностика; психокоррекционная и развивающая работа.

Таким образом, создание социально-психологического центра на базе тюменского государственного нефтегазового университета оказалось бы решением многих проблем студентов.

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [2].

Тревожность – выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают (Ч. Спилбергер).

Обычно тревога возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой беспредметный страх. Тревога связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто обусловлена неосознанностью источника опасности [5].

Наши рекомендации