В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
ФРОНТАЛЬНЫЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
(3-й уровень)
II период (декабрь, январь, февраль, март)
Москва
Издательство ГНОМ и Д 2002
ББК74.3 К 64
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко
К 64 Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детейс общим недоразвитием речи.3-й уровень. II период. Методическое пособие для логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 56 с. (Практическая логопедия)
ISBN 5-296-00165-6
В пособии представлены 28 планов фронтальных занятий: 14 по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя и 14 по произношению и подготовке к обучению грамоте.
Занятия рассчитаны на детей 5-летнего возраста с ОНР 3-го уровня, но могут быть использованы в старших группах для детей с ЗПР.
В приложении дается минимальное количество наглядного материала, который обязательно дополняется «Дидактическим материалом по исправлению недостатков речи у дошкольников» Т.Б. Филичевой и Г.А. Каше.
ББК 74.3
Рецензенты:
Борякова Н.Ю. — кандидат психологических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики и логопедии МГОПУ.
Чебуркова Н.К. — логопед ДОУ № 1622, логопед высшей категории, старший логопед-муниципального района Перово г. Москва.
ISBN 5-296-00165-6
© Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 1999 © Оформление, рисунки ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002
Издатель — А. Казаков
Ответственный за выпуск — М. Вишневская
Редактор — Е. Алифанова
Художник — Ю. Швецова
Оригинал-макет — С. Карасев
Обложка — В. Воскресенский
ООО «Издательство ГНОМ и Д»
103045, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 4, стр. 1, Тел./факс (095) 207-13-96, 207-27-37, 282-71-30
Лицензия ИД № 00619 от 22.12.1999 г. Сдано в набор 10.01.99. Подписано в печать 30.01.2002. Печать офсетная. Объем 7 п.л. Формат 60x90/8. Тираж 20000 экз.(1 -ый завод 7000) Заказ № 4410
Отпечатано в ДПК, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1
Введение
Уважаемые коллеги!
Данное пособие является продолжением «Фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР 3-го уровня (I период)» и представляет собой попытку авторов последовательно изложить материал в соответствии с программным документом Министерства образования РСФСР «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой и Г.И. Чиркиной.
Мы предлагаем вашему вниманию планы 28 фронтальных занятий на II период обучения. В зависимости от состояния речи детей, их интеллектуальных возможностей, познавательной активности, эмоционально-волевых особенностей материал фронтальных занятий II периода может укладываться как в одно двадцатиминутное занятие, так и быть разделен на два и даже три занятия, и предполагает предварительную подготовку и последующее закрепление.
В качестве наглядных средств максимально используются:
• «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у дошкольников» Т.Б. Фили-
чевой и Г.А. Каше;
• иллюстрации русских художников к русским народным сказкам и сказкам А.С. Пушкина;
• «Приложения» к фронтальным занятиям I u II периодов (номера картинок соответству-
ют номерам занятий). К занятиям по развитию речи номера картинок обведены кружком , к фонетическим — квадратом
Логопеду совместно с воспитателями и родителями желательно изготовить шапочки или маски к сказке «Три медведя» (занятие 7 по развитию речи ), предметные картинки к занятию 13 ( «Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» ) лучше заменить настольным театром, а вместо фланелеграфа в занятии 3 ( «Предлоги НА, С» ) можно использовать панно «Зимний парк», изготовленное коллективно детьми на комбинированном занятии по изодея-тельности (аппликация с рисованием).
Занятия II периода прошли первоначальную апробацию в старшей логопедической группе для детей с ОНР 3-го уровня (поступивших с ОНР 1 -го и 2-го уровня в среднюю группу ДОУ № 527) и в старшей группе для детей с ЗПР (ДОУ № 908).
Занятия проводились автором (КоноваленкоВ.В.) и группой студентов-практикантов V курса дефектологического факультета отделения логопедии МГОПУ (Батыревой С.В., Гальчевс-кой Т.В., Донниковой И.В.,Дъячковой АЛ., Еварафовой И.В., Зайцевой О.А., Лобановой М.Н., Музи-ной Н.Ю., Монаховой Е.А., Полей Я.Б., Сидоровой И. А.., Сухоненковой ИМ., Хамзиной Г.Р.).
Надеемся, что пособие окажет помощь в практической работе начинающим логопедам дошкольных учреждений.
Желаем успехов! Авторы.
Календарный план проведения фронтальных занятий по формированиюлексико-грамматических категорий и развитию связной речи (II период)
Мес. | № | Тема занятия | Лексико-грамматические игры и упражнения | Связная речь | Оборудование |
Д е к а б р ь | Количественные числительные два, две | «Парные картинки», «Эхо», «Телеграф», «Что прибавилось?», «Телефон» | Преобразование предложений по сюжетным картинкам. Договаривание предложений по предметным картинкам и карточке с цифрой 2 | Демонстрационная карточка с цифрой 2. Предметные картинки: снежинка, снеговик. Снегурочка, снегирь, синица, снежный ком, ель, сосна, заяц, медведь, шишка, подснежник, сова. Сюжетные картинки (парные) | |
Предлог НА | «Кого не стало?», «Путаница», «Скажи дальше», «Улетают — не улетают», «Подбери действия» | Договаривание предложений по демонстрации действий с картинками на панно. Преобразование деформированной фразы. Самостоятельное составление предложений по 2 опорным предметным картинкам. Постановка вопросов к сюжетной картинке | Предметные картинки: зимующие птицы; предметы-обстоятельства места: сугроб, трава, сосна, крыша, труба, пень, ветка, забор, скамейка, кормушка, крыльцо (на столах у детей). Сюжетная картинка (панно) «Зимний парк» | ||
Предлоги НА, С | «Прилетели птицы в парк», «Кто с кем поменялся местами?», «Птицы улетают из парка» | Договаривание предложений. Самостоятельное составление предложений с предлогами на, с по 2 опор-ным предметным картинкам с приставочными глаголами. Постановка вопросов с опорой на предметные картинки по образцу | Предметные картинки: зимующие птицы (на столе у логопеда); предметы-обстоятельства места: крыша, сосна, земля в снегу, трава, труба, пень, ветка, кормушка, скамейка, забор, крыльцо (на столах у детей). Панно «Зимний парк» или флане-леграф | ||
Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам | «Подбери признаки», «Подбери действия», «Подбери родственные слова», «Телефон», «Подбери предметы к признакам» | Составление предложений по опорным словам. Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам. Распространение предложений определениями. Заучивание короткого рассказа | Пейзажная картина «Зима». Предметные картинки: мальчик, девочка, лыжи, санки, коньки, снеговик |
Мес. | № | Тема занятия | Лексико-грамматические игры и упражнения | Связная речь | Оборудование |
Январь | Предлоги НА, ПОД | «Путаница», «Потерялись маленькие слова», «Подбери признаки», «Бегите ко мне» | Составление предложений по картине с помощью вопроса Где сидела птица? Составление предложений по опорным предметным картинкам (самостоятельное). Выделение предлогов из отрывков из «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина | Сюжетная картина с прорезями «Дерево и птицы» (зимующие птицы в прорезях на дереве и под деревом). Предметные картинки на столах у детей (блок из 3 картинок): стол — собака, хлеб; стул — кошка, мышка; кровать — подушка, туфли; диван — кукла, мяч; скамейка — шапки, коньки. Текст «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина | |
Родительный падеж множественного числа существительных | «Запомни, повтори», «Кого не стало?», «Путаница», «Один — много», «Потерялись животные». Счет —Ь 40 (дом. животные и детеныши) | Полные ответы на вопрос игры «Кого не стало!» Ответы с отрицательным словом нет. Догова-ривание предложений (дом. животные и их детеныши в родит, пад. множественного числа) | Предметные картинки: кошки, собаки, свиньи, кони, козы, олени, коровы, овцы, верблюды, ослы, кролики. Шапочки с изображением домашних животных и их детенышей. Колокольчик | ||
Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации | «Расставим картинки по порядку», «Кто где живет?», «У кого кто?», «Чего не хватает?», «Подбери признаки», «Подбери родственные слова». Счет— 1 ++ 10 (дикие животные и детеныши) | Имитация голосов медведей (отраженно). Полные ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление предложений (или подбор из текста) к каждой картинке из серии. Инсценирование отрывка из сказки | Иллюстрации к сказке «Три медведя» с закрытыми деталями. Маски (шапочки) трех медведей и Маши. Текст сказки «Три медведя» |
Мес. | № | Тема занятия | Лексико-грамматические игры и упражнения | Связная речь | Оборудование |
Февраль | Род имен существительных | «Что с чем поменяли местами», «Разделим пары», «Подбери картинку». Спряжение по образцу глаголов надевать (пальто), одевать (малыша) | Составление предложений по предметной картинке, карточке с цифрой 1 с данным глаголом | Предметные картинки: пальто, платье, шуба, костюм, рубашка, кофта, шарф, майка, плащ, халат; валенки, сапоги, туфли, тапки, сандалии, калоши, мужские шляпы, кепки, ушанка, вязаная шапочка, панамы, женская шляпка. Демонстрационная карточка с цифрой 1 | |
Понятие признак | «Расставим картинки по возрасту людей», «Подбери признаки». Отгадывание персонажей по признакам. Выделение признаков из текстов с помощью вопросов. Узнавание сказки по отрывкам | Постановка вопросов к предметным картинкам из серии и ответы на них | Предметные картинки: серия от младенца до старушки, серия от младенца до старичка. Сюжетная картина «Семья». Текст «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина | ||
Признаки предметов, выраженные прилагательными | «Потерялись слова», «Подбери признаки». Подбор признаков к предмету. Выделение признаков из текстов | Договаривание предложений. Заучивание отрывков из стихов | Демонстрационные игрушки: разноцветный резиновый мяч, плюшевый и резиновый мишка (двух размеров), кубик, матрешка. Текст стихотворения С.Я. Маршака «Мяч». Текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина | ||
Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина с опорой на серию картинок | «Расставь по порядку», «Отгадай, кто это». Отгадывание персонажей по отрывкам из сказки | Ответы на вопросы к сказке. Пересказ отрывка с опорой на предметные картинки. Заучивание отрывков из сказки | Предметные картинки: старик, старуха, невод, рыбка, прялка, корыто, землянка, изба. Портрет А.С. Пушкина. Текст «Сказки о рыбаке и рыбке». Серия иллюстраций к отрывку из сказки (заканчивается новой избой, полученной от рыбки) |
Мес. | № | Тема занятия | Лексико-грамматические игры и упражнения | Связная речь | Оборудование |
Март | Относительные прилагательные | «Кто какой построил дом?», «Эхо». Счет— 1++ 10 — ледяная изба, каменное здание | Развитие диалогической речи: полные ответы на вопросы, самостоятельная постановка вопросов | Предметные картинки: бобры, Дед Мороз, поросята Ниф-Ниф и Наф-Наф; каменный дом, бревенчатый дом, ледяной дом, соломенная хижина. | |
Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам | «Назови ласково», «Подбери признаки» | Развитие диалогической речи (ответы на вопросы). Заучивание песенки петуха. Пересказ по цепочке с опорой на картинки | Предметные картинки: лиса, заяц, собака, медведь, петух; избушка лубяная, избушка ледяная. Иллюстрации к сказке. Текст русской народной сказки «Заюшкина избушка» | ||
Относительные прилагательные | «Соберем овощи в корзину, фрукты — в вазу», «Что с чем поменяли местами?», «Приготовим сок для Сони и Сани», «Напоим соком Соню и Саню» | Составление предложений с относительными прилагательными в винительном и творительном падежах и использованием предлога из | Предметы: ваза, корзина (на столе логопеда); муляжи фруктов и овощей ; посуда: стеклянный стакан, бумажный стаканчик, фаянсовая чашка, глиняный кувшин, металлическая кружка. Предметные картинки: девочка Соня, мальчик Саня |
Тема.
Занятие 1
Количественные числительные ДВА, ДВЕ
Цель: 1. Согласование количественных числительных два, двес существительными в роде.
2. Преобразование предложений по сюжетным картинкам.
3. Договаривание предложений по предметным картинкам и демонстрационной карточке с цифрой 2.
Оборудование:Демонстрационная карточка с цифрой 2 (выставлена на доске).
Предметные картинки: снежинка, снеговик, подснежник, снежный ком, снегирь, синица, сова, заяц, медведь, шишка, сосна, ель (I период), Снегурочка (пос. Т.Б. Филичевой).
Сюжетные картинки (пос. Т.Б. Филичевой и I период): парные:
Мальчик заливает каток. — 2 мальчика заливают каток.
Девочка пьет сок.— 2 девочки пьют сок.
Мальчик поливает цветы. — 2 мальчика поливают цветы.
Дельфин плавает в море. — 2 дельфина плавают в море.
Пингвин стоит на льдине. — 2 пингвина стоят на льдине.
Самолет летит в небе. — 2 самолета летят в небе.
Лебедь плавает в озере. — 2 лебедя плавают в озере.
одиночные:
Мальчик катается на лыжах. Паук плетет паутину.
Девочка катается на коньках. Мальчик катает девочку на санках.
План занятия
I. Припоминание и называние примет зимы в природе и зимних забав детей (сложная инструкция).
II.Игры на развитие внимания и памяти (12 предметных картинок): «Что с чем
поменяли местами?», «Что прибавилось?», «Отгадай картинку».
III. Игра «Телеграф»-деление слов на слоги (картинки дети уносят).
IV. Преобразование предложений:
а) по парным сюжетным картинкам;
б) по одиночным сюжетным картинкам и демонстрационной карточке с цифрой 2;
в) без опоры на картинки по образцу:
Белка скачет с елки на елку. — 2 белки скачут с елки на елку.
Дятел клювом дуб долбит. —
Филин ухает в лесу. —
Олень пасется на поляне. —
Сова сидит на сосне. —
Волк воет на луну. —
Под сосной стоит скамейка. —
Мальчик лепит снеговика. —
V. Физкультминутка.
VI.Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений по индивидуальным предметным картинкам и карточке с цифрой 2.
В одной берлоге не живут (2 медведя).
На опушке леса выросли (2 сосны,2 ели).
Под кустом сидят (2 зайца).
Тане на ладошку упали (2 снежинки).
У Тани на ладони растаяли (2 снежинки).
С высокой сосны на землю упали (2 шишки).
На ветке зеленой ели сидят (2 синицы).
На кормушке клюют зерно (2 снегиря).
Соня и Саня слепили (2 снеговиков).
VII.Игра «Телефон» — подбор родственных слов.
Зима — Снег —
VIII. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Чтос чем поменяли местами?»
2. Игра «Запомни, положи».
3. Игра «Телефон».
4. Игра «Эхо» (один медведь — 2 медведя; одна зима — 2 зимы...).
5. Игра с мячом «Назови родственные слова» (снег — ..., зима — ..., медведь — ...).
Тема.
Занятие 2 Предлог НА
Цель: 1. Закрепление употребления предлога НА.
2. Упражнение с деформированной фразой.
3. Самостоятельное составление предложений.
4. Развитие диалогической речи.
5. Закрепление представлений о зимующих птицах.
Оборудование: Предметные картинки: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица,
голубь, сова, дятел, клест;
крыша, сосна, скамейка, труба, ветка ели, забор, пень, крыльцо, земля в снегу (сугроб), кормушка.
Панно (сюжетная картина) «Зимний парк».
План занятия
I.Припоминание (называние) зимующих птиц.
II.Договаривание предложений по сюжетной картине и предметным картинкам.
1. Отгадывание загадок и размещение птиц на панно «Зимний парк».
Черная, как вар,
Кричит: «Карр!» Ворону помещаем на снег.
(Ворона)
Вещунья белобока,
А зовут ее ... .
(сорока)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг?
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей )
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Желтое брюшко
У маленькой птички.
А зовут ее ... .
(синичка)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло —
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Белый бок, серый бок —
Воркует нежно... .
(голубок)
Сороку — на пень.
Воробья — на скамейку.
Снегиря — на ель.
Синицу — на кормушку.
Сову — на сук (ветку) дерева.
Дятла — на дерево.
Голубя — на спинку скамейки.
2. Игра «Скажи дальше» — договаривание предложений одновременно с размещением птиц.
Ворону мы сажаем (на снег). Сорока уселась (на пень).
Воробей чирикает (на скамейке). Снегирь клюет шишки (на ели).
Синица прилетела (на кормушку). Сова сидит (на ветке, на суку).
Дятел стучит (на дереве).
Голубь воркует (на спинке скамейки).
III. Физкультминутка.
IV. Игра на развитие внимания и памяти «Кого не стало?» по сюжетной картине с проговариванием полного предложения с предлогом НА.
Образец: Не стало сороки на пне.
V. Игра «Путаница» — преобразование деформированной фразы:
воробьи, на, чирикать, дорожка — Воробьи чирикают на дорожке.
пень, скакать, на, сорока —
сосна, сова, ухать, на —
кормушка, синица, на, клевать, зерна —
ягоды, снегирь, клевать, на, калина —
улица, вороны, на, каркают —
крыша, воркуют, на, голуби —
дерево, клюв, на, стучит, дятел —
VI. Самостоятельное составление предложений о зимующих птицах по 2 предметным картинкам (на столах у детей) с маленьким словом НА.
VII Припоминание, где какая зимующая птица сидит на картине. Постановка вопросов.
Образец: Кто сидит на суку? VIII. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игры: «IV лишний» (зимующие и перелетные птицы), «Улетают — не улетают».
2. Игра «Кого с кем поменяли местами?»
3. Игра «У кого кто?» («Кто с кем?»).
4. Игра «Подбери действия».
5. Игра «Назови части тела».
6. Заучивание загадок о зимующих птицах.
Тема.
Занятие 3
Предлоги НА, С
Цель: 1. Закрепление употребления предлогов НА, С.
2. Договаривание и составление предложений с предлогами НА, С.
3. Постановка вопросов. Развитие диалогической речи.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Закрепление приставочных глаголов.
Оборудование: Предметные картинки:
зимующие птицы: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, дятел — на столе у логопеда;
обстоятельства места: крыша, сосна, кормушка, труба, ветка ели, пень, забор, крыльцо, скамейка, сугроб (земля в снегу) — на столах у детей.
Панно «Зимний парк» (изготовлено коллективно детьми на комбинированном занятии по изодеятельности) или фланелеграф.
План занятия
I. Загадки о зимующих птицах (припоминание).
II. Игра «Прилетели птицы в парк» - закрепление употребления предлога НА.
- Дети по очереди берут со стола у логопеда картинки с изображением птиц и вставляют в прорези на панно или выставляют на фланелеграфе свою картинку (крыша, сосна...) и птицу.
2. Составляют и проговаривают предложения с предлогом НА по двум опорным
предметным картинкам. При необходимости логопед дает образец: Воробей прилетел в парк и сел на снег.
III. Игра «Кто с кем поменялся местами?»
1. Развитие внимания и памяти.
2. Упражнение в употреблении в самостоятельном высказывании детей творительного падежа существительных с предлогом С и предложного с предлогом НА.
Образец: Воробей с сорокой поменялись местами. Воробей сидел на снегу, а сорока — на пне.
IV. Игра «Птицы улетают из парка».
1. Припоминание, кто на чем сидел. Постановка вопросов и ответы на них с предлогом НА.
2. Договаривание предложений с предлогом С без опоры на наглядность (по памяти).
Воробей слетел... . Сова спустилась... .
Сорока спрыгнула... . Дятел улетел....
Снегирь улетел... . Голубь взвился... .
Синица вспорхнула... . Ворона взлетела....
(Дети получают пары картинок.)
V. Физкультминутка. Игра «Бегите ко мне» (различение зимующих и перелетных птиц).
VI. Итог.
Проговаривание 2 предложений с приставочными глаголами с предлогами прилетел (НА) — улетел (С) по 2 индивидуальным опорным картинкам.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Кого не стало?»
2. Игра «Кто прибавился?»
3. Игра «Кто с кем поменялся местами?»
4. Игра «Улетают — не улетают».
Тема.
Занятние 4
Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам
Цель: 1. Закрепление употребления в речи косвенных падежей существительных.
2. Обучение составлению короткого рассказа по опорным словам и опорным картинкам.
3. Распространение предложений определениями.
Оборудование: Зимний пейзаж (по выбору логопеда).
Предметные картинки: мальчик, девочка (в зимней одежде), лыжи,
санки, коньки, снеговик.
План занятия
I. Приметы зимы (в природе, в жизни людей, в повадках зверей).
II.Игра «Подбери признаки» —обогащение лексики прилагательными и причастиями.
Зима — холодная, суровая, морозная, метельная, вьюжная, длинная...
Снег — белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, сверкающий...
Мороз — жгучий, трескучий, крепкий, сильный, злой...
III.Игра «Подбери действия»— обогащение лексики глаголами.
Снег — падает, кружится, лежит, покрывает, скрипит, хрустит, сверкает, искрится, тает...
Ветер — дует, воет, свистит, бушует, завывает...
IV.Рассматривание пейзажной картины «Зима».
Вопросы: Какое это время года?
Как вы догадались, что это зима?
Какие приметы зимы вы видите на картине?
V.Составление короткого рассказа «Зима».
1. Составление предложений по опорным словам с последующим распространением их определениями-прилагательными.
Наступила зима. — Наступила (холодная, суровая, снежная...) зима.
Земля покрыта снегом. — Земля покрыта (белым, мягким, пушистым...)
снегом. Дети — мороз. — Дети не боятся (трескучего, жгучего, сильного...) мороза.
2. Составление предложений по опорным предметным картинкам.
Дети(девочка, мальчик) — снеговик.— Дети лепят снеговика.
Дети — санки. — Дети катаются на санках.
Девочка — коньки. — Девочка катается на коньках.
Мальчик — лыжи. — Мальчик катается на лыжах.
3. Преобразование 4 предложений в одно с однородными членами спомощью вопроса Что делают дети?
Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках.
4. Определение эмоционально окрашенной концовки.
Детям весело зимой!
VI.Заучивание рассказа.
Наступила холодная, снежная, суровая зима. Земля покрылась белым, мягким, пушистым снегом. Дети не боятся трескучего мороза. Они катаются на санках, на лыжах, на коньках, лепят снеговика. Детям весело зимой!
VII.Игра «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем»(отгадывание зимних забав по имитации действий).
VIII.Подбор родственных слов — игра в мяч.
Снег — снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик, снежный, снегопад, снегирь, подснежник. Зима — зимушка, зимний, зимующие, зимородок, зимовать.
(При необходимости логопед помогает путем словотолкования.)
IX. Игра «Подбери предметы к признакам».
Зимний —
Зимняя —
Зимнее —
X. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Назови признаки».
2. Игра «Назови действия».
3. Игра «Телефон» (зимующие птицы).
4. Игра «Подбери предметы» (снежный, снежная, снежное, зимний, зимняя, зимнее).
5. Игра «Подбери родственные слова» (снег, зима, мороз).
6. Отгадывание и заучивание загадок о зиме.
7. Повторение стихов о зиме.
Тема.
Занятие 5 Предлоги НА, ПОД
Цель: 1. Закрепление употребления и различение предлогов НА, ПОД.
2. Развитие слухового внимания и памяти.
3. Составление предложений по сюжетной картине и опорным предметным картинкам.
Оборудование: Сюжетная картина «Дерево и птицы» (зимующие птицы на дереве и под деревом).
Предметные картинки:
стол — собака, хлеб;
стул — кошка, мышка;
кровать — подушка, туфли;
диван — кукла, мяч;
скамейка — шапки, коньки и т. д.
Текст «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.
План занятия
I. Сложная инструкция: положить ладони на голову, быстро вытянуть руки вперед ладонями вверх, положить левую ладонь под правую.
II. Игра «Бегите ко мне» — составление предложений по картине «Дерево и птицы» с помощью вопроса логопеда Где сидела птица? (после отбора предметных картинок):
а) с предлогом ПОД;
б) с предлогом НА.
III. Составление предложений с предлогами НА и ПОД по 2 опорным предметным картинкам.
IV. Физкультминутка с упражнением на развитие слухового внимания и памяти «Слушай, смотри — выполняй, не ошибайся!»:
Ладони — на стол, под стул, на голову, под стол! И т. д.
(Действия логопеда не совпадают с инструкцией. ) V. Выделение предлогов НА, ПОД из связного текста.
Образец:
В лесу метет метелица,
По лесу снегом стелется.
Зайцы бегали в лесу,
Там заметили лису.
Под сосной стоит лисица,
На сосне сидит синица.
Где стоит лисица?
Где сидит синица?
Отгадывание по отрывкам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком...
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах...
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит...
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!..
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря...
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз.
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит...
Вот на берег вышли гости. Царь Салтан зовет их в гости.
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице...
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит...
VI. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Путаница» (замена предлогов в тексте).
2. Игра «Потерялись маленькие слова» (договаривание предлогов).
3. Упражнения с деформированной фразой.
4. Чтение «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина.
5. Игра «Подбери признаки» (царевна Лебедь —; князь Гвидон — и т. д. ).
Тема.
Родительный падеж множественного числа существительных
Цель: 1.Закрепление образования и употребление родительного падежа множественного числа существительных.
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие диалогической речи.
4. Закрепление словообразования названий детенышей домашних животных.
Оборудование: Предметные картинки: кошки, собаки, свиньи, кони, козы, олени, коровы, овцы, верблюды, ослы, кролики.
Шапочки с изображением домашних животных и их детенышей
(можно заменить соответствующими картинками). Колокольчик.
План занятия
I.Отгадывание загадок с установкой на запоминание отгадок.
Хвост крючком, нос пятачком.
(Свинья)
Голодная мычит, сытая жует,
Всем детям молока дает.
(Корова)
Лает, кусает, в дом не пускает.
(Собака)
Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьет, песенки поет.
(Кошка)
Я большой, и я красивый,
Я бегу, и вьется грива,
Длинный шелковый хвосток,
И копытами цок-цок.
(Конь)
II. Игра «Запомни, повтори»— припоминание и воспроизведение отгадок (свинья — корова — собака — кошка — конь).
III.Игра «Кто здесь лишний?»(с 11предметными картинками).
IV. Игра «Кого не стало?»— развитие внимания и памяти в сочетании с упражнением в употреблении в речи род. п. мн. ч. существительных с оставшимися 10 предметными картинками.
V. Игра «Путаница»— упражнение в употреблении родительного падежа множествен
ного числа существительных со словом НЕТ(в ответах на вопросы логопеда).
У кошек есть рога?
У собак есть рога?
У верблюдов есть рога?
У свиней есть рога?
У коров есть когти?
У коней есть когти?
У ослов есть когти?
У коз есть когти?
— У кошек нет рогов.
У кошек есть копыта? —
У собак есть копыта? —
У кроликов есть копыта? —
VI.Игра «Найди пару»:
а) детям раздаются шапочки с изображением домашних животных и их детенышей;
б) под звуки колокольчика дети бегают, резвятся;
в) когда колокольчик замолкает, «животные» находят своих «детенышей» (или наоборот).
VII.Игра «Потерялись животные»— договаривание предложений.
Рано утром пастух гонит стадо (корова и теленок).
В степи чабан пасет отару (овца и ягненок).
По пустыне идет караван (верблюд).
В свинарнике много (свинья и поросенок).
По степи несется табун (степная лошадь).
На узкой горной тропинке показались несколько (мул с грузом).
На выставке дети увидели служебных, сторожевых, охотничьих (собака и щенок).
В цирке с Юрием Куклачевым выступают несколько замечательных
(кошка и котенок).
VIII.Игра «Один—много».
IX. Итог.
Закрепление вне занятия
1.Игра «У когокто?» («Кто скем?»)
2. Игра «Один—много».
3. Счет — l-lO(животные, детеныши).
4. Игра «Назови ласково».
5. Игра «Подбери признаки».
6. Игра «Подбери действия».
7. Игра «Подбери родственные слова».
Занятие 7
Тема. Пересказ сказки «Три медведя» (в обработке
Л. Н. Толстого) с опорой на серию картинок с
элементами драматизации
Цель: 1. Развитие диалогической речи.
2. Развитие просодической стороны речи.
3. Составление предложений по сюжетным картинкам, объединение их в связный рассказ.
4. Развитие логического мышления.
Оборудование:Иллюстрации к сказке «Тримедведя» с закрытыми логопедом деталями (стулья, тарелки, кровати).
Маски (шапочки) трех медведей и Маши или предметные картинки. Текст сказки «Тримедведя».
План занятия
I. Припоминание и называние диких зверей наших лесов и их детенышей (сложная инструкция).
II.Рассказывание сказки логопедом.
III.Беседа по содержанию сказки с целью усвоения сюжетной линии, последовательности событий, упражнение в полных ответах на вопросы:
Что случилось с Машей?
В чей домик она попала?
Почему Маша оказалась в домике медведей?
Как зовут медведей?
Чья похлебка понравилась Маше?
На чьей кровати Маша уснула?
Одинаковые или разные голоса у медведей?
(Имитация логопедом и детьми голосов медведей. )
IV. Упражнение в подборе родственных слов к слову медведь.
Как называется детеныш медведя? — Медвежонок.
Как называется мама медвежонка? — Медведица.
В чей домик попала Маша? — Медвежий.
V. Игра «Расставим картинки по порядку»— упражнение с серией иллюстраций в установлении причинно-следственных связей и логической последовательности в тексте сказки.
VI.Игра «Чего не хватает на картинках?»— упражнение на развитие концентрации внимания с серией иллюстраций. (Дети отгадывают и называют недостающие предметы. )
VII.Пересказ сказки с опорой на серию иллюстраций.
1. Составление предложений, близких к тексту сказки, к каждой из первых 3 картинок по цепочке.
Маша возле домика медведей.
Маша в столовой.
Маша в спальне.
2. Инсценирование отрывка из сказки с момента появления медведей в домике по иллюстрациям.
Медведи в столовой.
Медведи в спальне.
Маша убегает в окно.
Детям раздаются маски или предметные картинки (Маша, Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).
VIII. Итог.
Закрепление вне занятия
1.Игра «Кто где живет?»
2. Игра «У кого кто?»
3.Игра «Подбери признаки».
4.Игра «Подбери действия».
5. Игра «Назови ласково».
6.Игра «Подбери родственные слова» (медведь, лиса, заяц... ).