Семинар 8. Основные авторские педагогические системы прошлого

Педагогика

История образования и педагогической мысли

Факультет Истории и права

Бакалавриат, педагогическое образование, 1-й семестр

Семинар 1-2. Характеристики зарубежный образовательных систем в разные эпохи.

Вопросы для обсуждения

1. Школа и воспитание в древних государствах.

2. Античная система воспитания.

3. Образовательная система Византии.

4. Система образования в странах Западной Европы в эпоху Средневековья. Система рыцарского воспитания.

5. Система образования в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения.

6. Педагогика и школа Запада 19 века.

Для самостоятельной и индивидуальной работы:

Напишите реферат на одну из тем:

1. Отечественная школа и педагогика советского периода.

2. Современная система образования за рубежом.

Семинар 3-4. Реформаторская педагогика конца 19 – начала 20 в.

Вопросы для обсуждения

1. Появление реформаторской педагогики («новое воспитание»).

2. Экспериментальная педагогика.

3. Педагогика прагматизма.

4. Развитие гуманистических идей в педагогике конца 19 – начала 20 в.

5. Основные реформы образовательной политики 20 в.

Практические задания:

Приведите примеры того, как детские впечатления о школе повлияли на воззрения выдающихся педагогов и деятелей образования.

Для самостоятельной и индивидуальной работы:

Напишите реферат на одну из тем:

1. «Гуманное бунтарство» Януша Корчака.

2. «Мир детства» Марии Монтессори.

3. Идеи свободного воспитания Эллейн Кей.

4. Психология Поля Лапи.

5. Педагогика действия Вильгельма Лая.

6. Применение тестов в образовании (А. Бине, Г. Холл, Э. Торндайк, У. Килпатрик).

7. Мистико-антропологическая концепция педагога Рудольфа Штайнера.

8. Функциональная педагогика (Э. Клапаред, А. Ферьер, с. Френе).

9. Идея трудового обучения и воспитания (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер).

Семинар 5. Воспитание и образование в Русском государстве в 6-17вв.

Форма работы: работа в микрогруппах и учебная дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

1. Народная педагогика славян и ее значение в воспитании и обучении детей.

2. Развитие педагогической мысли в памятниках древнерусской литературы («Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой»).

3. Роль Великого Новгорода в истории отечественного образования.

Учебная дискуссия.

Задания практические и для самостоятельной работы:

1. Проанализировать различные жанры устного народного творчества (сказки, былины, пословицы, поговорки и т.д.) и определить воспитываемый через них идеал человека, какими качествами личности, по мнению древних славян, должны были обладать юноши, какой должна была быть девушка.

2. Провести сравнительный анализ произведений «Поучение Владимира Мономаха детям» и «Домострой» по следующим аспектам:

• К кому обращено произведение;

• Какие ключевые идеи отражены в нем.

Спорные суждения:

1. Справедливы ли утверждения западных историков, что русские в Средние века в массе своей были невежественными варварами?

2. Согласны ли вы с тем, что «Домострой» называют «методическим пособием по авторитарному воспитанию»?

Семинар 6. 18 век – век просвещенного абсолютизма в России?

Форма работы: учебная дискуссия и мини-сообщения.

Занятие строится таким образом:

1. Заслушивание мини-сообщений.

2. Учебная дискуссия «18 век – век просвещенного абсолютизма в России?!»

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить мини-сообщения по следующим темам:

• Прогрессивная деятельность и взгляды М.В.Ломоносова в области образования и просвещения.

• Педагогические взгляды Г.С. Сковороды.

• Педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Новикова.

• Выдающийся революционный просветитель А.Н. Радищев.

• Педагогические проекты И.И.Бецкого.

• Учитель народных учителей Ф.И.Янкович де Мириево.

Семинар 7. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России

Занятия строятся на выполненных студентами практических заданиях и заданиях для самостоятельной работы.

Защита проекта «Один день в школе (Германии, Франции, Италии, Англии и др.) в середине XIX века».

Учебная дискуссия.

Практические задания и задания для самостоятельной работы:

1. Ответьте на вопросы:

1) В чём заключаются антропологические основания идей Платона и Аристотеля? Их сходство и различие?

2) Чем был обусловлен синтез античной, византийской и раннехристианской традиции в Восточной Римской империи и к каким результатам он привёл в плане развития школы как социального института в Западной Европе?

2. Проанализируйте теорию воспитания «джентльмена» Д. Локка с позиций современной концепции гуманистической педагогики.

3. Составьте проект и обсудите в группе: Один день в школе (Германии, Франции, Италии, Англии и др.) в середине XIX века.

4. Составьте таблицу: Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом:

Страны, эпохи Ведущие идеи
Свобода Право Равенство Гуманизм

5. Ответьте на вопрос: Как вы думаете, концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо – «свободное воспитание или педагогика манипулирования»? Приведите аргументы в пользу того или другого ответа. Обоснуйте его, опираясь на выдержки из произведения Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».

6. Ответьте на вопрос: Какие идеи Ж.Ж. Руссо актуальны сегодня в свете гуманистической парадигмы образования и почему?

7. Опираясь на материалы лекций и практических занятий, посвящённых основным педагогическим идеям античности, эпохи Возрождения, Просвещения, Нового времени, напишите творческую работу на тему: а) Истоки развития идей компетентностного подхода истории западноевропейской педагогической мысли.

б) Также можно составить таблицу:

Идеи компетентностного подхода в истории западноевропейской педагогической мысли:

Ключевые компетент- ности Античность Средние века Эпоха Возрождения Эпоха Просвещения Эпоха Нового времени
           
           
           
           
           

Семинар 8. Основные авторские педагогические системы прошлого

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическая система Я.А. Коменского.

2. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци.

3. Педагогические системы И.Ф. Гербарта и А.В. Дистервега.

4. Система воспитания личности в коллективе А.С. Макаренко.

5. Педагогическая система В.А. Сухомлинского.

Учебная дискуссия.

Практические задания:

1. Изучив педагогический труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», обозначьте и содержательно раскройте основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского (задачи, принципы, типы образовательных учреждений, методы и формы работы, образовательные программы).

2. Изучив произведение Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании», выделите особенности воспитания и обучения Эмиля в различные возрастные периоды.

3. Выполните следующие задания:

1) Докажите, что педагогическая система И.Ф. Гербарта преимущественно относится к авторитарным педагогическим системам, возникшим в историко-педагогическом процессе.

2) Выделите в педагогической системе И.Ф. Гербарта элементы гуманистической направленности и охарактеризуйте их. К какому типу педагогических теорий вы бы отнесли педагогическую теорию И.Ф. Гербарта?

3) Докажите актуальность педагогической системы Ф.А.В. Дистервега на современном этапе функционирования образовательных систем и ее востребованность при организации профессионально-педагогического (высшего) образования, а также практической педагогической деятельности.

Для самостоятельной и индивидуальной работы:

Напишите реферат на одну из тем:

1. Основные идеи и педагогическая теория Дж. Локка.

2. Теория естественного и свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

3. Теория и практика воспитания дошкольников Ф. Фрёбеля.

Вопрос дискуссионного характера

Есть мнение, что на развитие советской школы более всего повлияли педагогические идеи Я.А. Коменского и А.С. Макаренко. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения.

Наши рекомендации