Метод научного исследования: контент-анализ понятия

Задание . Контент-анализ понятия.

Определите ключевое понятие темы своего диссертационного исследования, предварительно посоветовавшись со своим научным руководителем. Изучите методику применения метода контент-анализа. Проведите контент-анализ ключевого понятия своего исследования, проанализировав не менее 10 источников информации.

Критерии оценки выполненного задания:

0 – 1 – составлена таблица определений изучаемого ключевого понятия;

0 – 2 – использованы источники различных жанров;

0 – 1 – выделены действительно ключевые слова в определениях;

0 – 2 – выполнен количественный анализ ключевых слов;

0 – 2 – сделан качественный анализ ключевых слов;

0 – 1 – сформулирован обобщающий вывод, отражающий выбор автора в понимании ключевого понятия диссертационного исследования;

0 – 1 – в работе использован научный язык.

За выполнение этого задания вы можете получить до 10 баллов.

Метод научного исследования: контент-анализ понятия

Одним из интересных методов эмпирического исследования, опирающегося на изучение литературных источников и общественно-педагогического мнения, является контент-анализ.

Контент-анализ представляет собой анализ содержания текстов, включающих в себя материалы об исследуемом феномене. Такой анализ способствует созданию и расширению эмпирической базы (совокупности фактов) для последующего анализа и уточнения границ поиска. Подведение итогов контент-анализа, позволяющее сформулировать рабочее определение, общий вывод о предмете исследования и т.д., дает возможность выявить позицию исследователя.

Основой контент-анализа является подсчёт встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве, дополняемый выявлением статистических взаимосвязей и анализом структурных связей между ними, а также снабжением их теми или иными количественными или качественными характеристиками.

Конкретное разнообразие единиц контент-анализа практически безгранично, однако среди них можно выделить несколько основных типов. Самый простой вариант контент-анализа предполагает количественный подсчёт встречаемости слов в тексте. К числу наиболее часто употребляемых единиц контент-анализа относят:

1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов.

2) Тема, отражающая единичные суждения, смысловые абзацы или целостные тексты. Выбор темы в качестве единицы контент-анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого текста на определённые части, являющиеся органическими единицами контекста, внутри которых тема может быть более или менее честно определена. Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как общая тема, так и определённая её часть.

3) Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отраженных в изучаемом тексте.

4) Ситуация, например сложившаяся где-то экстремальная ситуация и др.

5) Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы, например, действия читателей, библиотечных работников и др.

В большинстве случаев контент-аналитик интересуется не словами как таковыми и не грамматическими категориями, а стоящими за словами значимыми для него понятиями, темами, проблемами. Их называют понятийно-тематическими единицами.

Существует несколько вариантов методики контен-анализа.

Вариант 1. Данная методика представляет собой серию логических шагов:

· Определение тематических блоков, наиболее значимых для системы методов и приемов исследования;

· Выделение единиц – признаков понятия, т.е. практически значимых предложений;

· Установление индикаторов признака в тексте;

· Составление и заполнение таблицы для систематизации выделенных признаков;

· Нахождение наиболее часто встречающихся в текстах мнений, т.е. определение ранга признака и качественный анализ зафиксированных мнений специалистов.

Количественный этап методики контент-анализа, проведение которого может дать достоверное представление об определении или уровне значимости исследуемого феномена, заключается, прежде всего, в нахождении наиболее значимых мнений, которые определяются арифметическим подсчетом (по вертикали).

Практически необходимо в процессе анализа текстов проанализировать определения рассматриваемого понятия и внести результаты в таблицу анализа содержания понятия:

Таблица 3

Структурно-частотный анализ понятия «…»

Определение понятия Источник Основные элементы понятия
       

Необходимо систематизировать как можно больше авторских взглядов на определение исследуемого феномена. Вероятно некоторые определения будут дублировать полностью или частично друг друга. В этом случае они также заносятся в таблицу.

Затем на основании данной таблицы составляется следующая, основным назначением которой является систематизация основных элементов понятия:

Таблица 4

Сводная таблица основных структурных элементов понятия «…»

Основные элементы Номера определений Сумма
       

Далее дается рабочее определение исследуемому феномену. Это может быть трактовка автора исследования или заимствование трактовки другого ученого с обязательным обоснованием выбора таковой.

Пример[1]

Таблица 5

Структурно-частотный анализ понятия «конкурентоспособность»,

встречающихся в педагогических исследованиях

Определение понятия Источник Основные элементы понятия
Конкурентоспособность молодого специалиста – показатель качества вузовской подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах современного производства (организации, учреждения) (с. 464) Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. /Под ред. С.Я. Батышева. – М., АПО, 1998. Т.2. 1. показатель качества вузовской подготовки 2. возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза 3. в интересах современного производства (организации, учреждения)
Конкурентоспособность работников (рабочей силы) - соответствие рабочей силы требованиям рынка, открывает работникам возможность вступать в отношения конкуренции (конкурировать) на рынке труда (с. 465) Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. /Под ред. С.Я. Батышева. – М., АПО, 1998. Т.2. 1. соответствие рабочей силы требованиям рынка 2. открывает возможность вступать в отношения конкуренции 3. на рынке труда
Конкурентоспособность - совокупность характеристик, определяющая сравнительные позиции конкретного работника или отдельных групп на рынке труда и позволяющая ему (им) претендовать на занятие определенных вакансий (найм) (с. 465) Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. /Под ред. С.Я. Батышева. – М., АПО, 1998. Т.2. 1. совокупность характеристик 2. определяющая сравнительные позиции 3. конкретного работника или отдельных групп 4. на рынке труда 5. позволяющая претендовать на занятие определенных вакансий
Конкурентоспособность - способность профессионального образовательного учреждения обеспечивать высокое качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, отвечающего требованиям и запросам конкурентного рынка, в сравнении с другими аналогичными учреждениями (с. 134) Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. 1. способность 2. профессионального образовательного учреждения 3. обеспечивать высокое качество подготовки 4. квалифицированных рабочих и специалистов 5. отвечающего требованиям и запросам конкурентного рынка 6. в сравнении с другими аналогичными учреждениями
Конкурентоспособность - интегративная характеристика личности, обеспечивающая эффективность профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях и представляющая собой предельный случай эволюционного развития в условиях рыночной экономики готовности к профессиональной деятельности и сохраняющей ее структурные компоненты – мотивационную, эмоциально-волевую и познавательную (с. 41) Потачев С.А. Педагогические университеты и их конкурентоспособность // Экономика образования. 2002, №4. С. 40-43. 1. интегративная характеристика личности 2. готовности к профессиональной деятельности 3. эффективность профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях 4. структурные компоненты – мотивационный эмоциально-волевой и познавательный

Таблица 6

Сводная таблица основных структурных элементов понятия «конкурентоспособность», встречающихся в педагогических исследованиях

Основные элементы Номера определений Сумма
показатель качества вузовской подготовки
соответствие рабочей силы требованиям рынка
совокупность характеристик
способность
готовность
возможность 1,2
реализация профессиональных и личностных качеств
позволяющая претендовать на занятие определенных вакансий
вступать в отношения конкуренции
определять сравнительные позиции (в сравнении с другими аналогичными учреждениями) 3,4
выпускника вуза
конкретного работника или отдельных групп (квалифицированных рабочих и специалистов) 3,4
в интересах современного производства (организации, учреждения)
обеспечивать высокое качество подготовки
на рынке труда 2,3,4
профессионального образовательного учреждения
эффективность профессиональной деятельности

Вывод. Сущностные характеристики, выявленные в результате анализа различных трактовок понятий «конкурентоспособности», позволяют сформулировать следующее определение понятия «конкурентоспособность выпускников педагогических вузов»: конкурентоспособность выпускников педагогических вузов – это совокупность их отличий по уровню качества знаний, готовности к профессиональной деятельности и цене освоенных образовательных программ по сравнению с выпускниками других высших профессиональных образовательных учреждений, обеспечивающая при безусловном удовлетворении потребностей социального, корпоративного и индивидуального уровней преимущества на рынке профессиональных ресурсов.

Полученное таким образом интегральное понимание исследуемого понятия может оказаться неполным или противоречивым в силу того, что, несмотря на то, что все исходные мнения принадлежат специалистам в конкретной области, они могут оказаться неравнозначными. Неравнозначность заключается в разной степени научной обоснованности концепции авторов. Поэтому можно условно, в рабочих целях проранжировать предложенные мнения по степени научной обоснованности и доказательности тех концепций, в которых «работали» имеющиеся мнения.

Ранг 0 – понятие констатируется автором.

Ранг 1 – обосновывается какой-либо элемент понятия.

Ранг 2 – дается обоснование всех входящих в мнение автора элементов.

В результате в рабочее определение понятия или другой вывод, который предполагается сделать в ходе контент-анализа, следует включить признаки понятия, имеющие ранг 2 (или в редких случаях – 1) и присущие понятию на уровне педагогического осмысления. В этом случае полученное рабочее определение или вывод будет наиболее полно соответствовать концепции исследования и в то же время с достаточной полнотой включать существенные признаки понятия, раскрытые в других исследованиях.

Таким образом, к качественной методике контент-анализа добавляется количественный этап. С этой целью определяется число баллов для каждого выделенного признака понятия с учетом ранга выдвигающего его автора:

Б=∑ 1 (Р+1), где Б – число баллов признака, Р – ранг автора.

Вариант 2. Этот вариант отличается от первого тем, что в качестве источников информации выступают не тексты, а ответы респондентов. Использование этой методики обусловлено необходимостью уточнения сущности, значения и механизмов исследуемого феномена при почти полном отсутствии научных работ, содержащих необходимые сведения.

Для реализации этой методики подбирается совокупность респондентов (определенная группа ученых, практиков, экспертов и т.д.), чье мнение о сущности рассматриваемого феномена необходимо учесть в данном исследовании. Составляется текст интервью, содержание которого отвечает решаемой проблеме. Ответы респондентов анализируются аналогично первой методики. На основании соответствующей таблицы составляется рабочее определение или делаются необходимые выводы.

Пример[2]

В исследовании значимости организационно-методического обеспечения инновационного развития педвуза по методике контент-анализа было опрошено 16 ученых-исследователей, имеющих большой опыт работы в системе высшего педагогического образования и поэтому особенно компетентных в исследуемой проблеме. Среди респондентов – руководители научно-методических и учебно-методических комиссий, ректоры и ведущие профессора педвузов России.

Были проанализированы ответы респондентов на вопросы составленного автором исследования интервью:

1. Какова сущность феномена «организационно-методическое обеспечение педвуза»?

2. Каково значение этого обеспечения?

3. Каковы основные механизмы, позволяющие на практике осуществить процесс организационно-методического обеспечения для инновационного развития всей системы высшего педагогического образования?

В таблице представлены наиболее типичные мнения респондентов, позволяющие сделать определенные выводы.

Таблица 7[3]

Ответы респондентов Фамилия, имя, отчество респондентов   сумма
сущность материально-техническая база +       + +   + + + +   +   +  
квалифицированный преподавательский состав     + + +     + + +     +      
процесс управления образовательной системой вуза     +                   +   +  
информационные источники   + +       + + +   +     + +  
технологии обучения   + + +       + +   + +     +  
научно-методические средства + + + +   + + +                
образовательные стандарты и учебные программы       + + +         + +   +    
система нормативно-правовых материалов +       + + +     +       +    
психолого-педагогические и методические средства     +         + + +     +      
значение для решения инновационных проблем + +   + +   + +       +       +
контроль и диагностика состояния и развития системы образования       +   +       +       + +  
основа для разработки и освоения новых программ + + +   +   + + + + +   +     +
апробация современной технологии обучения и воспитания   +   + + +           +       +
обеспечение перехода на новый уровень образования +     +     + +   +           +
задает планку качества образовательного процесса     +           +   + + +      
для саморегуляции деятельности педвузов   +   + +                 +    
взаимодействие управленческой, педагогической и студенческой подсистем               +         + +    
механизмы деятельность УМО, УМС, УМК     +   + + + +   + + +   + + +
использование современных информационных технологий   +   +     +   + +     + +    
создание учебно-методической литературы нового поколения +   + + + + +   + +   +       +
организация системы повышения квалификации     + +       +   +       +    
использование резервов научных исследований в образовании + +     + + +     +            
обеспечение учебного процесса качественными специалистами + +   +         +   +         +
активизация и стимуляция педагогического коллектива + + +     +   +     + + +   + +

Выводы.

1. Большинство респондентов считает, что организационно-методическое обеспечение является необходимой частью профессиональной подготовки специалиста в современном педвузе, определяющей качество этой подготовки.

2. Обобщением мнения большинства респондентов является представление об организационно-методическом обеспечении как о банке образовательных стандартов и учебных программ, обеспечивающих выполнение этих стандартов.

3. По мнению многих респондентов, организационно-методическое обеспечение сопровождает мобильный переход на новые образовательные программы, позволяет апробировать самые современные технологии обучения и воспитания, что особенно важно в новых социоэкономических условиях.

4. Очень важным, по мнению большинства респондентов, является создание с помощью организационно-методического обеспечения образовательной среды, мотивирующей преподавателя к использованию новых педагогических технологий и стимулирующей к освоению наиболее современных способов обучения, что создает реальные объективные возможности для студентов получить качественное образование.

5. Респонденты подчеркивают, что значимость и деятельность организационно-методического обеспечения определяется, прежде всего, тем, что его создают профессионалы, обобщающие современные научные достижения в области педагогической науки и специальных научных дисциплин.

6. Характерно, что практически все респонденты считают главным механизмом инновационного обеспечения развивающейся системы высшего педагогического образования УМО и его подразделения: НМС, УМС и УМК. При этом отмечается, что распространение организационно-методического обеспечения будет более действенным, если …

Интересны альтернативные мнения ряда респондентов по вопросу о сущности и значимости феномена «организационно-методическое обеспечение педвуза». Так … (далее дается анализ персональных мнений).

Анализируя ответы большинства респондентов и имея собственное мнение на этот счет, мы не можем согласиться с …. по ряду причин: …

По мнению респондентов, с которыми мы полностью согласны, особенно важным для …

Общие итоги экспериментального исследования, которые явилисьрезультатом проведенного контент-анализа, позволили утверждать …

[1] Пример заимствован из кн.: Конкурентоспособность выпускника педагогического университета. Постановка проблемы в современных социокультурных условиях: Коллективная монография / И.Б. Готская, В.М. Жучков, Е.С. Заир-Бек, С.А. Потачев, А.П. Тряпицына; Под общ. ред. С.А. Потачева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

[2] Пример заимствован из кн.: Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инноваций процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

[3] В данной таблице имена респондентов не указаны, но в исследовании их необходимо указывать, т.к. эта информация позволяет установить обоснованность выбора группы респондентов.

Наши рекомендации