Общая установка: по мнению студентов, проигрывают всегда студенты
Студенты описывают абсолютно универсальные или традиционные межличностные конфликты (как правило, они считают бессмысленным поиск конструктивного выхода из них, предпочитая от этого уклоняться и ждать конца семестра) так:
· преподавателю не нравится поведение или вид студента – преподаватель завышает требования и занижает оценку (традиционный);
· конфликт из-за оценки – с преподавателем спорить бесполезно (традиционный);
· конфликт из-за изменения требований (традиционный);
· преподаватель не считает нужным вникать в личные проблемы студента, из-за которых тот не выполнил какие-то требования (традиционный);
· взаимная невоспитанность или грубость одной из сторон: преподаватель не здоровается со студентами; преподаватель обращается к студенту на "ты"; преподаватель не знает имен своих студентов, но требует, чтобы его называли по имени (традиционный).
На основании приведенных конфликтных ситуаций можно заключить, что в межличностных конфликтах преподавателей и студентов каждая из сторон ставит "отношения" выше сути дела и считает это нормальным положением вещей. Отсюда следует общий вывод: любые личные отношения в формализованной системе чреваты конфликтной ситуацией. С другой стороны, основным методологическим принципом любых педагогических технологий и методик является максимальная объективность, формализованность и измеряемость критериев ранжирования способностей и результатов обучаемых субъектов. Но в результате, чем более формализованной выглядит система отношений «преподаватель –студент» внешне, тем чаще в объяснениях студентов фигурирует фраза: «Он\Она меня просто не любит».
Студенческая группа и кафедра вступают в конфликт по многим причинам (например, конфликт по поводу сроков сдачи дипломных работ и завышенных требований к их оформлению). Роль деканата как посредника субъективна – деканат всегда на стороне преподавателей. Преподаватели не вникают в жизнь студентов и их материальные проблемы. Студенческие описания межгрупповых конфликтов показывают, что и для преподавателей руководство вуза и для студентов значимость "лица" группы выше сути дела:
· студенты не удовлетворены уровнем преподавания, но и кафедра и деканат отрицают возможность замены преподавателя;
· университет определяет график учебных занятий без учета мнения и положения студентов;
· преподаватели решают объявить посещение лекций обязательным, а студенты хотели бы связывать посещение лекций с их качеством и информативной насыщенностью;
· существуют конфликты между группами студентов из-за места и времени занятий, экзаменов, лабораторных работ и пр.;
· преподаватели, по мнению студентов, специально "заваливают" последних, чтобы их отчислили или лишили стипендии;
Внутригрупповые конфликты также имеют свою содержательную и формальную специфику:
· конфликт внутри группы студентов из-за выполнения определенных обязанностей;
· конфликты внутри студенческой группы из-за несоблюдения общего соглашения (не идти на лекцию) или несоблюдения групповых норм (все списывают);
· конфликт внутри студенческой группы по поводу порядка сдачи контрольных заданий;
· конфликт внутри студенческой группы между теми, кто сдал деньги на какое-либо мероприятие, и кто не сдал;
· конфликт внутри студенческой группы между студентами, получившими разные оценки за одинаково (по их мнению) выполненную работу;
· конфликты внутри преподавательских коллективов, по-разному относящихся к студентам;
· конфликты среди групп преподавателей с разной зарплатой.
Стоит подчеркнуть, что студенты отмечают не только конфликты между преподавателями и студентами, но и конфликты между преподавателями или группами преподавателей. Кроме того, можно выделить класс организационных конфликтов образовательной реальности (название автора), то есть конфликтов разной степени остроты, связанных с организацией учебного процесса. Если свести описание этих конфликтов даже в простые таблицы (табл. 3.1 и 3.2), а затем проанализировать их, то можно увидеть перманентную напряженность образовательной реальности.