Об игровой культуре народов россии
(по материалам статьи А.А. Смойлова «Об игровой культуре народов России»)
Основу культурного многообразия российского общества составляют этнические общности. Это более 200 наций, народностей, разноимённых этнических групп. Известно, что четкое осознание своей принадлежности и своего места в мире приходит к человеку только в критические моменты. Нестабильное экономическое положение, бесконечные реформы, отсутствие внимания к нуждам населения вызвали рост этнического и национального самосознания. Обращение к своим истокам и традициям наблюдается повсеместно. Появилось большое количество этнографической литературы, ознакомившись с которой, можно узнать историю и быт разных народов, их обычаи и традиции, отношение к окружающей среде, особенности хозяйственной и духовной деятельности. Знание этих особенностей, помимо обогащения культуры, способствует межкультурному взаимодействию и взаимовлиянию.
Процесс формирования культуры любого народа во многом определяется особенностями его расселения. Историко-этнические территории, географическая среда, природно-климатические особенности в огромной степени определяют формы жизнедеятельности населения, его культурное многообразие. Важным элементом национальной культуры являются народные игры. Именно в игровой деятельности в большей степени проявляются национальный характер и психофизиологические особенности этноса. Представляется, что народные игры это наиболее содержательный источник информации о культурно-историческом развитии народа.
Игровой подход к анализу истории и культуры разработал и применил Й. Хейзинга. В работе «Homo Ludens» он изложил культурологическую концепцию игры, в которой игра выступает как предшественник культуры, заполняет жизнь, становится средством понимания и осуществления всей совокупности отношений между людьми. В определении Хейзинга игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь.
Анализ литературы показывает, что в жизни многих малых племён и народов игры являются одним из типичных видов человеческой деятельности. В них отражаются основные области материального и духовного творчества людей. Так, у греков игры ставились в один ряд с умственным образованием и духовным развитием. До наших дней сохранились античные скульптуры и фрески греческих атлетов и героев, чья жизнь и телесная стать служили идеалом той эпохи. Знаменитые Олимпийские игры, традиции которых дошли до наших дней, были и остаются символом мира и солидарности. В Древнем Риме игры служили основным элементом воспитания, любимыми занятиями римлян были бег и борьба. Римские полководцы всегда перед серьёзной битвой устраивали игры в мяч для поднятия боевого духа, совершенствования физического состояния и ловкости. Средневековая цивилизация, эпохи Новое Время и Возрождение также содержат игровую деятельность, отражающую особенности культуры того времени (рыцарские турниры, скандинавские игры).
Начиная обзор национально-этнической игровой культуры, следует отметить, что многие игры у разных народов России имеют поразительное сходство, что свидетельствует о существовании единых корней цивилизационного развития. В литературе даются многочисленные описания конкретных национальных игр, для удобства системного анализа игр представляется возможным предложить классификацию. Это языковые или коммуникативные игры, в которых проявляются стиль и характер общения населения; сезонные, отражают климатические условия региона и особенности хозяйственного уклада, поведенческие — указывают на темперамент и особенности нервной системы; культовые, или обрядовые, связаны с вероисповеданием народа.
Русские активно осваивали территории, взаимодействуя с местными племенами и народностями, обменивались опытом хозяйственной жизни. В этом социокультурном контексте национальные игры успешно развивались и обогащались. Анализ показывает, что отличие всех русских игр и национальных игрищ в том, что в них, главным образом, проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству и задорности. Посредством игры простой народ сохраняет поверья и обычаи предков, смешивая их со своими привычками. Практически каждая из русских игр имеет свой смысл, свою поэзию и эстетику.
Продолжительные зимы, обилие снега отразились на характере русских игр. Зимним увеселением мужчин и женщин было катание на льду, скатывание с горок, взятие снежной крепости. Иностранцы, посещавшие Россию, отмечали удивительную легкость и проворство русских в скольжении на коньках. Кульминацией зимних праздников были кулачные и палочные бои. Эти примерные битвы происходили при жилых местах, чаще всего на льду, бились неистово и жестоко, все это сопровождалось звуками бубнов и подбадривающими криками толпы, летальные исходы были не редкостью. Возможно, эти бои закаляли и делали русских неустрашимыми и храбрыми в сражениях. В то же время в этих боях прослеживается склонность к самоистязанию и вынужденной агрессии против человека. О пристрастии русского человека к рукопашному бою можно судить по организации многочисленных школ единоборств в нашей стране и лидирующим позициям в этих видах спортивной деятельности на международной арене.
Интересные наблюдения дает анализ традиционной игровой культуры финно-угорских народов. Любовь карелов к играм и танцам отражена в карело-финском эпосе «Калевала». От слова «кижат», обозначающего игру, веселье, произошло название острова Кижи. Большинство игр проводятся в зимнее время года на льду и снегу с использованием инвентаря, изготовленного из дерева. Для народов, проживающих в северных областях, характерны игры на выносливость. Суровые зимы закаляли, а игры северных народов отличались задорным праздничным коллективным действом. Яркий национальный колорит и оригинальность, музыкальное сопровождение, широкое использование народного языка и фольклора традиционно делали эти игры центром событий в жизни сельской общины.
У народа мари каждый национальный праздник сопровождался своими традиционными играми. Так, во время масленицы девушки съезжали с горы на прялке, разбрасывая при этом конопляные семечки. Подростки и более старшие участвовали в игре «Катание по шестам» («Вара умбач мунчалтымаш»). Она требует согласованности двух игроков, умения удерживать равновесие при быстром скольжении. В первый весенний праздник Агавайрем молодежь состязалась в беге. Обычно молодые мужчины собирались в роще и по сигналу бежали к деревне. Победитель получал от Карта полотенце и десяток яиц. В течение праздника имели место игры с мячом: «Мече дене модмаш» (катание мяча), «Мечым логалте» (сбей мячом) и др. Марийская народная мудрость со-ветует умело пользоваться своей силой, но не злоупотреблять ей: «Прежде чем выйти на большую дорогу, проверь себя на тропинке; большой кулак может погубить голову» («кугорныш лекме дечончыч вийетым йолгорнышто терге; кугу мушкындо вуйым кочкеш»).
В условиях тесного контакта с финноуграми формировалась культура чувашского народа. Игровая культура этого региона разнообразна и самобытна. Фольклор содержит игры, которые редко встречаются у других народов. Игры и праздники рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания подрастающего поколения. Поэтому у чувашского народа много игр для детей. Большинство игр носит групповой характер. Они связаны с имитацией трудовых операций. Так же, как и у жителей северных районов, у чувашского народа много игр, воспитывающих выносливость.
Исторические судьбы народов Кавказа, их экономика, культура и быт во многом общие. Много сходного и в традиционной игровой культуре, которая служила важным средством физического и духовного развития личности, укрепления здоровья и отдыха людей, подготовки их к труду, обороне и активной жизни в суровых условиях гор. Характерная особенность традиционных игр народов Кавказа — это их этническая пестрота. В содержании игр много единоборств, упражнений, связанных с физической силой. Так, только в Дагестане насчитывается более восьми вариантов борьбы. Своеобразием отличаются игры в Северной Осетии, они продолжались иногда от трех до пяти дней. Состязания проводились между отдельными семьями с одинаковыми фамилиями. Для судейства игр создавался совет стариков, что подчеркивает важность этого процесса. Основными видами состязаний в играх были скачки, поднятие тяжестей, борьба, переход через горную реку и др. В играх участвовали и молодежь и взрослые. Они заранее знали, какие будут игры (согласно традициям торжества) и тщательно готовились к ним.
Благоприятные природно-климатические условия для земледелия и скотоводства способствовали развитию сельского хозяйства и, соответственно, появлению игр, связанных с этими процессами. Так, в частности, у чеченцев и ингушей много игр, имитирующих традиционные занятия: уборку урожая, стрижку овец, приготовление сыра и др. Одной из популярных была «Сырная игра». В ней участвовали две команды. Каждая приходила на игру с головкой сыра, положенной в мешок. Участники стремились отобрать сыр у противника и доставить обе головки старикам, которые находились обычно на возвышенности и наблюдали за ходом борьбы. Игра была эмоциональной, изобиловала разными приемами (исключались только приемы, влекущие телесные повреждения). Игра длилась несколько часов, что требовало большой силы и выносливости. Аналог этой игры по характеру физической деятельности, можно найти у грузин. В Грузии игра эта носит название «Лело», она по сей день популярна.
Обзор литературы показывает, что первоначально народные игры отображали только трудовые или бытовые действия. Большинство игр иллюстрируют наиболее древние формы человеческой деятельности, такие как охота и собирательство. С развитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме — в форме игр и плясок, доставляющих одновременно и эстетическое удовольствие. В ходе социокультурной эволюции множество игр было отделено от трудовых действий. Отметим, что у многих народов, в частности народов Кавказа, игры связаны не только с особенностями быта и культуры, но оказываются успешными формами социализации. Особенности геополитических условий диктовали необходимость с детства готовиться к боевым действиям в условиях ограниченного пространства. В этом регионе сохранились силовые игры с сюжетами военного характера, представленные в аллегорическом виде. Игры детей с имитацией военных действий развивали физические и нравственные качества личности, формировали прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки. Они поощрялись взрослыми и считались оптимальной формой подготовки к жизни.
Анализ формы и содержания народных игр показывает, что игровая деятельность во многом отображает конкретные формы жизнедеятельности и в ней на всем протяжении исторического развития этноса проявляются и фиксируются важнейшие характеристики нации, общественные преобразования, конкретный для данного народа жизненный уклад, особенности мировоззрения, степень культурного развития, культурные межнациональные связи.
ИГРА — ШАГ К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ
(по материалам книги «Г.И. Репринцевой «Игра — ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром» С.98-118)