Национальное своеобразие воспитания
Интернационализация и национализация воспитания. Теории национального воспитания: теория многокультурного образования, культурологический и аксиологический подходы. Роль традиций в национальном воспитании.
Одной из основных тенденций развития образования в современном мире является интеграция стран в разработке его различных проблем, в том числе и проблем, связанных с определением целей, содержания воспитания. Можно выделить два направления в решении обозначенных вопросов: интернационализация и национализация воспитания. Открытость границ, установление тесных межгосударственных связей во всех областях жизни приводят к межнациональному обмену традициями, достижениями культуры и т.д. В то же время активно разрабатываются концепции национального воспитания, вызванные стремлением больших и малых народов сохранить национальную систему воспитания в качестве передачи уникального этнокультурного наследия от поколения к поколению.
На необходимость учета национального фактора при организации воспитания обращали общественные деятели и педагоги прошлого. По мнению Ф. Дистервега, нельзя решать вопросы воспитания вне конкретной обстановки. При воспитании, отмечал он, следует принимать во внимание условия, место и время, всю современную культуру, в особенности страны, являющейся родиной ученика. В России данный аспект воспитания в ХIХ веке К. Д. Ушинский предлагал решать на основе принципа народности. В народности он видел то начало, на которое должно непременно опираться разумно организованное воспитание. Каждый народ, утверждал К. Д. Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка и др. Поэтому всякую попытку представить систему воспитания одинаково для всех стран и народов он отвергал как несостоятельную и вредную. В советский период интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну.
В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учета национального фактора в процессе воспитания: теория многокультурного образования (Г. Д. Дмитриев), культурологический подход (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская), аксиологический подход (А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов).
Так, например, в рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания; подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп. Данная теория направлена на формирование толерантности, т.е. терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.
Основными понятиями культурологического подхода являются культуросообразная среда, диалог культур. Главным средством воспитания становится создание особой среды, наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры. Ее создание исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Формы, методы и приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.
Центральным понятием аксиологического подхода является ценности. При организации воспитательной работы с учетом национальной специфики предлагается следующая иерархия ценностей: общечеловеческие ценности – общенациональные ценности – местные ценности – традиционные ценности воспитательного учреждения – личные ценности.
Все концепции связаны между собой и направлены на формирование человека, обладающего мировой и национальной культурой.
Этнопсихологические и этнокультурные особенности воспитания определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание; продолжительность воспитательных воздействий; соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; характер предъявления педагогических требований и др.
Особенно велика роль в организации воспитания национальных традиций. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления. В различных формах проявления национальной культуры представителей многочисленных народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся сейчас религиозных отношений, традиционных для этих народов. При организации воспитательных мероприятий широко применяются религиозная символика и культовые атрибуты, используются методы и приемы религиозного воспитания. Такой подход к организации воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны.