Классификация методов обучения. По источнику получения информации(Перцептивный подход) (С

По источнику получения информации(Перцептивный подход) (С. И. Петровский, И.Т.Огородников, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе). Выделяют три группы методов:

  • словесные (беседа, рассказ, лекция, объяснение, работа с книгой);
  • наглядные (показ, демонстрация моделей, схем);
  • практические (упражнения, лабораторные работы, сочинения, решение задач).

По назначению(Управленческий подход) (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). Критерий – последовательность этапов процесса обучения. Методы обучения классифицируют в соответствии со следующими этапами:

§ приобретения знаний;

§ формирования умений и навыков;

§ применения знаний;

§ творческой деятельности;

§ закрепления знаний, умений и навыков;

§ проверки знаний, умений и навыков.

По дидактическим целям(Г. И. Щукина, И. Т. Огородников).Выделяют методы, способствующие:

§ первичному усвоению учебного материала;

§ закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

По характеру познавательной деятельности(И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин). Выделяют пять групп методов обучения:

§ Объяснительно-иллюстративные методы (рассказ беседа, объяснение, доклад, инструктаж, показ): ученики получают знания в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, они остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.

§ Репродуктивные методы(лекция, пример, демонстрация, алгоритмическое предписание, упражнение): ученик применяет изученного на основе образца или правила. Деятельность учащихся имеет алгоритмический характер (выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам).

§ Методы проблемного изложения(игра, проблемная ситуация, беседа, обобщение).

§ Частично-поисковые методы (диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, наблюдение): осуществляется организация активного поиска решения сформулированных познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний.

§ Исследовательские методы (проектирование, исследовательское задание, исследовательское моделирование).

По сочетанию методов преподавания и учения (М.И. Махмутов) включает систему мето­дов:

§ Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий.

§ Методы учения: исполнительский, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

По компонентам деятельности учителя (Ю. К. Бабанский). В ней выделяют три большие группы методов:

4. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя).

5. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (интереса к учению; долга и ответственности в учении).

6. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (устный, письменный, лабораторно-практический).

Специфика применения методов обучения в образовательной отрасли подготовки выпускника

Выбор методов обучения зависит от:

1) целей

2) содержания образования и обучения (уровень обучения, который необходимо достигнуть)

3) времени для данного курса

4) материально-технической базы

5) уровня подготовки учащегося

6) уровня подготовки учителя

7) уровня мотивации обучения

Билет №17

Особенности применения форм обучения в образовательной отрасли подготовки выпускника

Понятие формы обучения

Философия трактует форму как внутреннюю организацию содержания, охватывающую систему устойчивых связей предмета.

Форма обучения (педагогического процесса) – это:

§ специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся (И.М. Чередов).

§ целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся (В.Г. Крысько).

§ внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и воспитанников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

§ взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом (Дидактика средней школы 1982).

§ Вариативная, но относительно устойчивая структура взаимодействия между его участниками, содержание которого зависит от цели, учебного материала, методов и условий обучения (И.К. Журавлев)

§ Виды занятий, организуемые с учетом количества обучаемого, отводимого времени, характера помещений и оборудования (И.И. Ильясов, Н.А. Галатенко)

§ Внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов предмета и явления (Н.И. Кондаков)

Наши рекомендации