Коммуникативные особенности речевого поведения учителя

Качественный уровень коммуникативного взаимодействия с учащимися зависит от того, насколько его речевые коммуникации соответствуют нормам и правилам педагогической этики и этикета, отличаются умелой импровизационностью, диалогизмом и экспрессивностью. Рассмотрим названные особенности речевого поведения учителя более детально.

Соответствие нормам и правилам педагогической этики и этикета. Типичными коммуникативными ситуациями, которые обслуживаются этикетными выражениями, являются: обращение, приветствие, знакомство, извинение, благодарность, поздравление, приглашение, просьба, совет, одобрение, комплимент, прощание.

Решающими этапами общения с ученической аудиторией является вступление в контакт, его поддержание и прекращение.

Обращение – особая языковая форма, называния того, к кому адресована речь. Обращение тесно связано с последующим высказыванием. Нередко обращение оказывается смысловым центром, ибо отражает в скрытом виде определенную оценку и характеристику адресата (положительную, нейтральную, отрицательную).

Сравни обращения к учащимся.

«Ты, выйди к доске!»

«Пусть он ответит!»

«Кто его поправит?»

«Раскройте дневники»

«Все слушают»

«А теперь класс решает следующую задачу».

«Сережа, все поздоровались со мной, а ты не поднял головы. Видно зачитался. Добрый день».

Профессионально важно умение учителя этически грамотно формулировать вопросы и пояснять ответы, высказывать личное мнение.

Непременным атрибутом речевого поведения учителя являются разнообразные формулы вежливости: пожалуйста, будь добр, не сочти за труд, извини, прошу прощения….

Целесообразно использовать глаголы сослагательного наклонения. Например, «Почему бы тебе не сравнить полученные данные…», «Может тебе удобнее решать другой вариант?».

Категоричность суждений можно смягчить следующими речевыми оборотами: «Мне представляется…», «Я полагаю…», «Желательно…», «Нельзя ли узнать», «Не трудно ли тебе принести эту книгу…», «Можно надеяться, что работа будет выполнена в понедельник…», «Советую избавиться от этой вредной привычки…».

В процессе общения учителю следует создавать коммуникативную обстановку, стимулирующую речевую активность учащихся. Важно не выискивать ошибки или неточности в их высказываниях, а выражать живой интерес к обмену информацией. Целесообразно использовать тактичные формы: «Извини, я не могу этого сделать», «Сожалею, но выполнить вашу просьбу не в силах».

Побуждающая сила педагогических распоряжений и требований зависит от того, насколько они аргументированы. К сожалению, часто учителя сбиваются на бесцеремонное морализаторство «Стыдно, Иванов, элементарных вещей не понимаешь», «Некрасиво, Семенова, противоречить учителю».

Импровизационность.

Учитель призван находиться в постоянной импровизационной готовности. Спонтанно возникающие ситуации, сиюминутные реакции учащихся, динамика общения побуждают педагога соответственно модифицировать свое речевое поведение, при необходимости – мгновенно перестраиваться.

Речевая импровизация часто переживается как озарение. Однако импровизация – не случайность. Культура импровизации выражается в том, что эмоциональные и интеллектуальные переживания учителя находят адекватное выражение в речевом поведении. Решающую роль играют профессиональная эрудиция и опыт. Поэтому педагогическая импровизация трактуются как механизм трансформации знаний, убеждений в профессиональных действиях. Речевое поведение подвержено антиципации

(от лат. «предвосхищение»), т.е. планированию, включающему постановку целей, определение содержания диалога, предвидение возможных реакций, подбор убедительных аргументов.

В подготовке учителя к речевому взаимодействию, преследующему совершенствование контактов, на первый план выдвигается не столько интеллектуальная подготовка, сколько эмоциональная самонастройка.

Диалогизм.

Диалогическая ориентированность – существенный показатель культуры речевого поведения учителя. Педагогическую эффективность коммуникативного диалога обусловливает ряд факторов:

Развертывание общения учителя с учащимися начинается с первой инициативной реплики, выполняющей роль речевого стимула. Выделяют следующие типы реплик: этикетные формулы (приветствия, выражения благодарности извинения и т.п.); запрос информации (вопрос, просьба); выражение эмоций; информирование, комментирование обстоятельств общения; фатические высказывания, не несущие серьезной информации, но направленные на поддержание разговора.

В любом диалоге происходит периодическая смена говорящего и слушающего. В общении с ребенком на первый план выдвигается эмпатийное слушание учителя.

Коммуникативный диалог выполняет свои воспитательные функции при условии взаимного расположения и открытости учителя и учащегося.

Речевому взаимодействию свойственна определенная динамика. Ответственным этапом является наведение «психологических мостов», «накопление согласия». Следующий этап – поиск совпадающих интересов. Нужны поощрительные оценки «Интересная мысль. Молодец», «Принимаю твое предложение»… Следует остерегаться снисходительных интонаций. Важным этапом является принятие совместных решений. Заключительный этап – анализ возникших трудностей и планирование дальнейшей совместной деятельности. Заканчивать речевой контакт следует на оптимистичной ноте.

Признаками учительского доминирования в диалоге являются:

· Злоупотребление длительными и громогласными высказываниями

· Нетерпимость к инакомыслию

· Нежелание до конца выслушать и понять собеседника

· Злоупотребление замечаниями.

Экспрессивность (от лат. выражение).

Каждый учитель широко использует в педагогических целях пристальный взгляд, укоряющее покачивание головы, улыбку, огорченное выражение лица, жесты утверждения и отрицания. Во многих случаях речевая экспрессия педагога реализуется на интуитивном уровне. Овладение коммуникативной техникой предполагает адекватность манер чувствам.

Наши рекомендации