Адания, направленные на совершенствование навыка чтения

Прочитайте правильно ... (слоги, слова, текст).

Прочитайте столбики слов.

Читайте чётко и ясно.

Найдите и прочитайте слова, которые начинают­ся с буквы ... , слога ... .

Найдите слова, которые пишутся с большой буквы.

Прочитайте скороговорку.

Отчётливо произноси­те каждый звук.

Ученик учил уроки,

у него в чернилах щёки.

Прочитайте слоги согласно стрелкам.

ма ла ва
ко ши та
ря ла на
ша ро на
ре би ши
на бя ки

о Прочитайте слова согласно стрелкам. Читайте чётко и ясно.

гусь тушь печь конь

рысь тишь дочь рань

путь тюль речь даль

пить моль течь боль

Правильно почитайте слова. Найдите самое длин­ное слово.

Сок чай заря перец

Рот мир редис перо

Сом соль море сахар

Сук рис река газета

Прочитайте слова. Для этого просмотрите каж­дое слово до конца и назовите его целиком (обучение чтению слов целиком).

лес лето кукла дождик дом поле слово сказка шар стол книга молоко лук часы вилка машина

Прочитайте. Отчётливо произносите каждый звук

(подготовительная работа перед чтением нового тек­ста, направленная на отработку умения читать слова

со стечением согласных).

ра - тра - стра - страна

во - тво - ство - детство

ро - кро - крою - открою

ёрз - мёрз - мёрзнет

Найдите и подчеркните слова, которые пишутся

с большой буквы. Сколько таких слов вы нашли?

Найдите и прочитайте слова-названия ... (живот­ных, деревьев, цветов, транспорта...).

Прочитайте слова молча. Для этого плотно со­жмите губы, приложите к ним палец. Старайтесь, что­бы губы не шевелились (Упражнение "Губы»).

Прочитайте слова молча. Вслух произносите толь­ко названия домашних животных.

Кит, тигр, гусь, сом, волк, конь, барсук, енот, коро­ва, лиса, рак, медведь, уж, утка, ёжик, ёрш, лещ, сини­ца, овца, окунь, петух, коза.

Задания, направленные на анализ текста

- Прочитайте текст, подчеркните непонятные слова.

- Прочитайте текст, отметьте слова, трудные для чтения.

- Прочитайте текст, поставьте в словах знак уда­рения.

- Найдите и прочитайте все восклицательные (воп­росительные) предложения.

- Прочитайте их с необхо­димой интонацией.

- Прочитайте выразительно первый абзац текста.

- Молча прочитайте текст (отрывок).

- Найдите и подчеркните понравившиеся вам слова и выражения.

- Подчеркните среди имён персонажей, указан­ных на карточке, те, которые встречаются в данном произведении .

- Найдите среди данных слов те, которые характе­ризуют главного персонажа произведения. Подчеркни­те их.

добрый, злой, трудолюбивый, богатый, бедный, усталый,

ленивый, мудрый, заботливый.

Для учащихся со средним уровнем обучаемости

подбираются задания конструктивного характера.

- Прочитайте слова. Найдите и подчеркните дру­гие слова, которые в них спрятались.

Хлев, уточка, столб.

Щель, зубр, коса,

Смех, скот, экран.

Олень, клещ, удочка.

- Соберите рассыпавшиеся пословицы и поговорки.

Родная сторона - мать, коли делать нечего.

Слово не воробей, тем и рады.

Скучен день до вечера, вылетит - не поймаешь.

Чем богаты - всякий молод.

В зимний холод чужая - мачеха.

- Прочитайте рассказ, в котором перепутались части. Обозначьте в квадратах правильный порядок частей рассказа. Прочитайте его правильно.

Собака на сене

Корове захотелось сенца, она подошла, под сарай; засунула голову и только ухватила клок сена - собака зарычала и бросилась на неё.

Собака лежала под сараем на сене.

Корова отошла и сказала: .

- Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт­

Л. Толстой

- Найдите и прочитайте предложение, относящее­ся к рисунку (иллюстрации).

- Прочитайте текст, подберите другое название

- Найдите в тексте пословицу. Объясните её зна­чение.

- Найдите в тексте отрывок, к которому подходходит

данная пословица.

- Составьте рассказ о главном персонаже по опор­ным словам (по плану).

- Восстановите последовательность развития со­бытий в рассказе Н. Носова "На горке", 2 класс (рабо­та с деформированным планом).

Горка засыпана песком. (3)

Снова можно кататься! (5)

Строительство горки. (1)

Возвращение ребят. (4)

Котька сидит дома. (2)

Ступеньки. (6)

Для учащихся с высоким уровнем обучаемости

подбираются задания исследовательского (творческо­го) характера.

- Прочитайте слова, Поменяйте и запишите в них

вторую букву. Какие новые слова у вас получились?

вилки - волки мишка - м _ шка,- м _ шка

кит-к_ т дом- д_м- д_м

орёл - о _ ёл балка - б _ лка - б _ лка

бетон - б _ тон люк - л _ к - л _ к

- Прочитайте слова. Составьте из них другие слова

с этими же буквами. Запишите их.

поднос (дно, ).

игрушка ( игра, ).

- В начало или в конец слова добавьте букву так,

чтобы получилось новое слово.

роза г пар к сто г

вол к утка ш очки т

осы к кран э враг о

корь я стол б уха м

(Гроза, волк, косы, якорь, парк, шутка, экран, столб,

стог, точки, овраг, муха.)

- В данных словах замените одну согласную букву другой так, чтобы получилось новое слово.

Ногти, лапка, зубы, киска, песок, галка, балка. Норка, клин, тоска, свет, рамочка, полено, орёл. (Когти, папка, шубы, миска, лесок, палка, банка.

Корка, блин, доска, цвет, мамочка, колено, осёл.)

- Докажите, что данное произведение является

сказкой (стихотворением).

- Почему текст так называется? Обоснуйте ответ.

- Выберите группу исполнителей и проинсцени­руйте отрывок произведения.

- Выберите группу исполнителей и составьте по данному отрывку живую картинку.

- Прочитайте текст и подумайте, как автор отно­сится к главному герою. Докажите словами текста.

- Найдите в тексте описание главного героя. Рас­скажите о нём, используя авторские слова и выра­жения

- Найдите в тексте отрывок, который следует чи­тать радостно, печально, строго, с возмущением и Т.д. Прочитайте его выразительно.

- Найдите в тексте образные слова и выражения.

Объясните их значение.

- Подготовьте пересказ произведения от своего имени.

- Придумайте продолжение сказки.

- Придумайте рекламу произведения.

Дифференциация по объёму

- Прочитайте первый абзац (часть) текста.

- Об­ратите внимание на правильность чтения слов.

- Прочитайте текст. Подготовьте выразительное

чтение понравившегося вам отрывка.

- Подготовьте выразительное чтение всего текста.

- Прочитайте первую часть текста. Подготовьте

её подробный пересказ.

- Прочитайте текст. Подготовьте его подробный

пересказ по опорным словам.

- Прочитайте текст. Подготовьте его краткий пе­ресказ, воспользовавшись памяткой. 1.

- Прочитайте текст. Найдите и подчеркните глав­ное предложение первого абзаца.

- Прочитайте текст. Найдите и подчеркните глав­ное предложение в каждом абзаце.

- Прочитайте текст. Найдите и подчеркните пред­ложение, в котором заключена главная мысль произ­ведения.

- Прочитайте текст. Выполните задание №2 1. 2. Прочитайте текст. Выполните задания №2 1, 4. 3. - Прочитайте текст. Выполните все задания, раз­мещённые после него.

- Выберите из данных пословиц ту, которая под­ходит к данному произведению.

- Подберите пословицу, которая подходит к про­изведению (из специального раздела учебника, слова­ря пословиц и поговорок).

- Найдите в тексте предложение, которое являет­ся пословицей. Вспомните, какие пословицы на дан­ную тему вы_ знаете.

Дифференциация по уровню творчества

- Составьте разбросанные слова.

е з и м н е (зимнее), т р о у (утро)

- Составьте рассказ на тему "Зимнее утро» по

опорным словам.

- Сочините своё четверостишие о зиме или зим­

нем утре.

- Подберите и запишите рифмы к словам: Небеса ­

Иней ­

Снежок ­

- Придумайте маленькое стихотворение по риф­мам:

Ковром - серебром

Бело - замело

Запишите его.

- Сочините маленькое стихотворение на тему"Зима». Запишите его.

- Выберите из данных словосочетаний об­разные слова и выражения, которые встречаются в тексте.

- Найдите и подчеркните образные слова и выpa­жения, которые встречаются в тексте

- Придумайте собственные образные слова и вы­ражения, с помощью которых можно описать зимнее утро

- Подготовьте подробный пересказ отрывка про­изведения.

- Подготовьте подробный пересказ текста.

- Подготовьте пересказ от имени одного из пер­сонажей произведения (от имени неодушевлённого предмета, встречающегося в произведении).

Примерные задания для организации дифференцированной работы Подготовительная работа перед чтением (разминка перед чтением)

- Прочитайте лесенку слов. Помните: читаете первое

слово, смотрите сразу же на второе, постарайтесь его понять. (Упражнение направлено на расширение опера­тивного чтения учащихся, кроме того, в словах выделены жирным шрифтом сочетания букв, сложные для чтения.)

чижи

щеглы

стрижи

птенцы

щеглята

ласточки

воробышки

пернатые друзья

- Прочитайте лесенку слов, начинающихся с буквы д. Допишите два новых слова. Помните, что каждое последующее слово должно быть на одну букву длин­нее предыдущего

до

дом

дача

диван

д_____________ (дерево)

д_______________ (деревня)

3. Самостоятельно составьте лесенку слов, начи­нающихся с буквы д. Помните, что каждое последую­щее слово должно быть на одну букву длиннее преды­дущего.

Д___________________(до)

Д___________________(дом)

Д___________________(дача)

Д___________________(диван)

Д___________________(дерево)

Д___________________(деревня)

Подготовительная работа перед чтением Упражнения направлены на развитие у детей уме­ния предугадывать, предвосхищать - умения антици­пации.

1. Расшифруйте слова, в которых пропущены бук­вы. Вы получите фамилии известных писателей.

М – ршак, Ч – к - вский , П – шк-н

2. Расшифруйте слова (каждая чёрточка соответ­ствует букве):

Маши - - , моло - - , картоф - - - , чело - - -, земля - - - -.

3. Прочитайте строки из известных стихотворений,

вспомните, кто их автор.

Д -_бр -_й д -кт - р А -_б -_л -_т!

-н п – д д -_р -_в -_м с -_д -_т.

В –т к –к -_й р -_сс -_янн -_й

С - л -ц - Б -сс – йн -й.

Тема: Русская народная сказка «У страха глаза велики» (2 класс) Задания для анализа содержания текста

1. Подчеркните среди имён персонажей те, кото­рые встречается в сказке.

Бабушка-старушка, зайчик-побегайчик, внучка-хо­хотушка, курочка-квохтушка, царевна-лягушка, мыш­ка-норушка.

2. Найдите и запишите всех персонажей сказки.

Подчеркните среди них тех, кто является людьми.

3. Найдите и запишите всех персонажей сказки. Подчеркните среди них тех, кого можно назвать глав­ными действующими лицами.

Тема: Русская народная сказка «Лиса и журавль» (2 класс) Задания для развития умения читать выразительно

1. Найдите в тексте слова лисы (журавля, автора). Подумайте, с какой интонацией их надо читать. Подго­товьтесь прочитать их выразительно.

2. Подготовьтесь прочитать сказку по ролям. Най­дите и отметьте в тексте слова лисы, журавля, автора. Подумайте, с какой интонацией их надо читать. Подго­товьтесь прочитать их выразительно.

3. Подготовьтесь к чтению сказки по ролям.

Тема: Николай Носов «Заплатка» (2 класс)

Задания для предугадывания названия текста

1. Отгадайте название рассказа, который будете

читать. Для этого прочитайте слово справа налево.

акталпаЗ

2. Отгадайте название рассказа, который будете ­читать. Для этого расставьте буквы по росту.

ЛаЗПакат

3. Отгадайте название рассказа, который будете читать зал - л + платок - о + а

Задания для анализа содержания текста

1. Среди слов, записанных на карточке, подчер...; те те, которые встречаются в рассказе Н. Носова «Заплатка».

Бобка. порошок, забор. мама. заяц, сестра, низ ножик. лопата, пуговица. лоскуток. карандаш. руба­ка, снег.

2. Прочитайте слова, добавив недостающие гласные буквы. Все эти слова встречаются в рассказе Н. Носова

«Заплатка».

Гвздь, штн, двр, нтк, зплтк, штнн, ббк, пгвц.

(Гвоздь, штаны, двор, нитка, заплатка, штанина_

Бобка, пуговица.)

3. Восстановите зашифрованные слова, добавьте недостающие буквы. Все эти слова, кроме одного встречаются в рассказе Н. Носова «Заплатка». Какс:..,

слово лишнее?

Гвздь, штн, двр, ИГЛК, нтк, зплтк, ШТНН, лпт, ббк, пгв­(Гвоздь, штаны, двор, иголка, нитка, заплатка, штанина, лопата, Бобка, пуговица. Лишнее слово "лопата'

Задания для обобщения прочитанного

1.Найдите среди записанных слов те, которые, обозначают чувства Бобки после того, как он сначала порвал штаны, а затем сам зашил их.

Бобка порвал штаны Бобка сам зашил штаны

радость

огорчение

тоска

гордость

смелость

возмущение

обида

веселье

досада

удовольствие

презрение

удовольствие

2. Выберите правильный ответ и подчеркните его

1. Как зовут мальчика в рассказе Н. Носова "Заплатка»?

а)Борька;

б)Бобка:

в) Вовка.

2. Какие штаны были у мальчика?

а) солдатские:

б) милицейские;

в) лыжные.

3. Кого мальчик попросил зашить штаны?

а) бабушку;

б) маму:

в) сестру.

4. Мальчик вырезал заплатку величиной с:

а) яблоко;

б) кулак;

в) огурец.

5. Мальчику удалось крепко и аккуратно пришить заплатку:

а) сразу;

б) во второй раз:

в) с третьей попытки.

6. Дети во дворе назвали Бобку:

а) молодцом:

б) героем;

в) солдатом.

3. Разгадайте кроссворд. Из букв в выделенных

клетках составьте слово, которым можно назвать и

Бобку, и ребят, правильно разгадавших этот кроссворд.

1. Что не научился пришивать Бобка? (Пуговица.) 2. Кем нельзя было назвать Бобку в рваных шта­нах? (Солдат.)

3. То, из чего Бобка выкроил заплатку. (Материя.) 4. Куда вышел Бобка в порванных штанах? (Двор.) 5. С помощью какого предмета Бобка пришил

заплатку на штаны? (Иголка.)

6. Куда Бобка пришил заплатку? (Штаны.)

7. Что пришил Бобка? (Заплатка.)

8. Отверстие от гвоздя на Бобкиных штанах. (Дырка.)

Наши рекомендации