Тема 8.2. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе

1. Сценарный замысел в культурно-досуговой программе

2. Структура сценарного замысла

3. Формы сценарной записи

4. Этапы работы над замыслом культурно-досуговой программы

1.

Драматургической формой культурно-досуговой программы является – сценарий – подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создается праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.

Сценарный замысел – представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себе разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения.

2.

Структура сценарного замысла:

А) в основе сценарного замысла лежит определение темы – круг вопросов, о чем хочет поведать автор? О чем хочет рассказать зрителю?

Б) определение идеи, постановка проблемы, требующей ответа на вопрос «что я хочу сказать зрителям?» Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла КДП. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария КДП в одном русле.

В) Следующая важная конструктивная деталь замысла – содержание иформа.

Существует широкое разнообразие форм: театрализованные представления, праздники, концерты, литературно-музыкальные композиции, игровые и конкурсные программы и т.д. Выбранная форма предстоящей кдп активно влияет на отбор содержания.

Например, литературно-музыкальная композиция предполагает включение в канву сценария произведений художественной литературы – поэзии, прозы, публицистики, документальных материалов, инструментальной музыки, хорового и сольного пения. Конкурсно-игровая программа состоит из конкурсов и игр, отобранных в соответствии с темой. Концерт из эстрадных номеров.

Г) Композиция – следующий этап работы автора над замыслом сценария программы. Драматический конфликт в кдп, построенные на выборе и столкновении героев, движет развитие сюжета. Природа конфликта в кд программах многообразна, и борьба героев развертывается через столкновение идей, мировоззрений, мнений, характеров. Поиск и нахождение сюжета и сюжетного хода, композиционного хода, композиционного построения конкретизирует решение замысла.

3.

Пока содержание художественно-творческого процесса не закрепится в соответствующей материальной форме – сценарии замысел будет существовать лишь в воображении автора.

Формы сценарной записи:

Сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, характеристикой аудитории;

Либретто – более развернутое, чем сценарный план, короткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения;

Литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб;

Режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

4.

  • Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала.
  • План творческой деятельности. Определение тематической основы будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории
  • Обрастание плана содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, поиск реальных героев, работа над документами
  • Выбор формы, поиск сюжета
  • Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей
  • Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи.

Вывод:Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко-осмысленные автором отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества.

Рекомендуемая литература

1. Андречук А.М. Школа сценарного мастерства: Учеб. пособие. – Барнаул, 2003.

2. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

3. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Сов. Россия, 1988.

4.Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: Учебник для студентов высших театральных учебных заведений. – М.: Просвещение, 1986.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение сценарному замыслу

2. Раскройте структурные элементы сценарного замысла культурно-досуговых программ

3. Назовите формы сценарной записи

4. Перечислите этапы работы над замыслом культурно-досуговой программы

Наши рекомендации