Объект, предмет и субъекты мониторинга

ЛЕКЦИЯ 7. МОНИТОРИНГ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Общие понятия

Мониторинг - это систематическое стандартизированное наблюдение за каким-либо процессом.

В связи с тем, что система образования рассматривается в Законе «Об образовании» в качестве совокупности взаимодействующих, преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждении независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организации, мониторинг системы образования является систематическим стандартизированным наблюдением за процессом качественных и количественных изменений её компонентов.

Размеры системы образования могут быть разными: система образования России, региональная система образования, районная (муниципальная); отдельное образовательное учреждение, поэтому и мониторинг может осуществляться на разных уровнях системы образования.

Мониторинг условно подразделяют на два вида:

1. Статистический мониторинг - базируется на данных государственной статистической отчётности и регламентированной системе сбора информации;

2. Нестатистический («мягкий») мониторинг - основан на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях, шкалах измерения, периодах измерения.

К последнему виду мониторинга относятся мониторинг развития содержания образования, мониторинг профессионального становления учащихся учреждении профессионального образования.

При проведении мониторинга важен не только анализ отдельных количественных и качественных показателей измерения состояний образовательной системы через определённые периоды времени, но и сама динамика, выявляемая в итоге сравнения происходящих изменений.

Сочетание этих функции придаёт системе мониторинга комплексный, целостный характер. Под системой мониторинга понимается совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает мониторинговые процедуры (рис.7.1.).

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Рис.7.1. Структура система мониторинга

Содержание понятия мониторинг развития системы

Образования

Создание информационных условий для формирования целостного представления о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней составляет ОСНОВНУЮ ЦЕЛЬ мониторинга развития данной системы.

Эта цель естественным образом возникает на определенном этапе эволюции образовательной системы. Ее осуществление невозможно без становления необходимых условий, наличия интеллектуальных, финансовых и материально-технических возможностей самой системы образования и её структурных компонентов. Огромное значение имеет осознание субъектами этой системы целесообразности разработки реалистической модели мониторинга.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, решаемые в ходе мониторинга развития системы образования, сводятся к следующему:

Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы образования, о качественных и количественных изменениях в ней.

Систематизация информации о состоянии и развитии системы образования.

Обеспечение регулярного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в системе образования.

Информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений.

Можно сказать, что одной из задач мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.

Благодаря выполнению цели и задач, мониторинг развития системы образования является универсальным по своим исследовательским и практическим возможностям механизмом влияния и коррекции деятельности субъектов управлений системой (рис. 7.2.).

Объект, предмет и субъекты мониторинга

В большинстве сфер деятельности, где необходимо производить измерения параметров динамичных объектов, появились свои системы мониторинга, в том числе и в сфере управления самого разного уровня, от федерального до уровня управления отдельными организациями и предприятиями.

Мониторингу удалось потеснить Традиционные методы исследований и обследований. Причина этого - не в моде на новое понятие. Мониторинг становится отдельным самостоятельным направлением, его место с достаточной долей вероятности можно определить между измерениями, исследованиями, экспериментом, информатикой и управлением.

Хотя нашей стране и свойственны увлечения различного рода «модными направлениями» (тому немало примеров и в системе образования - интенсификация, эффективность, демократизация, гуманизация, гуманитаризация и пр.), использование мониторинга в настоящее время широко распространено у нас, как и во всем мире, и возможности его чрезвычайно широки.

Вероятно, говоря о локальных системах мониторинга, есть основание сказать как о локальности объекта мониторинга, так и о территориальной локальности мониторинга. То есть наряду с системами федеральными возможно создание региональных, территориальных или даже местных.

Мониторинг непосредственно связан с его объектом, предметом и субъектом.

ОБЪЕКТОМ мониторинга системы образования выступает система образования, на которую направлены конкретные мониторинговые процедуры. Так, в качестве объекта мониторинга развития системы образования могут выступать:

- региональная система образования;

- муниципальная система образования;

- округ начального профессионального образования;

- отдельное образовательное учреждение и т.п.

ПРЕДМЕТОМ мониторинга развития системы образования выступают состояния данной системы образования в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этой системы. Это означает, что важным является не только анализ отдельных количественных и качественных показателей измерения состояний образовательной системы через определенные промежутки времени, но и сама динамика, выявляемая в итоге сравнения происходящих изменений.

СУБЪЕКТАМИ мониторинга развития системы образования являются носители мониторинговых функций в данной системе. Субъектов мониторинга можно условно подразделить на две большие группы:

- субъекты, предоставляющие информацию;

- субъекты, собирающие и обрабатывающие информацию.

Например, главным субъектом применительно к региональной системе образования выступает государственный орган управления этой системой. В той степени, в какой государственный орган управления привлекает к выполнению непосредственно мониторинговых функций конкретные организации и специалистов, они включаются в структуру субъектов мониторинга.

Наиболее существенную роль здесь могут играть, помимо подразделений государственного органа управления образованием, независимые научно-исследовательские учреждения (академические, вузовские), подразделения и специалисты муниципальных органов управления образованием, в функциональные обязанности которых входит обеспечение проведения мониторинговых процедур в территориях или предоставление информации, аналитические, социологические, маркетинговые службы, менеджеры в сфере образования в учебных заведениях.

Перечисленные подразделения и специалисты должны действовать как самостоятельные элементы мониторинговой системы. Вместе с тем единство и плодотворность их действий зависят от наличия организующего «ядра» - специальной мониторинговой службы (отдела) в государственном органе управления образованием, непосредственно осуществляющей координацию организационно-методического и программно-технического обеспечения всех процедур мониторинга.

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru Объект, предмет и субъекты мониторинга - student2.ru

Рис.7.2. Содержание понятия мониторинг развития системы образования

ОБЪЕКТАМИ мониторинговой оценки могут быть явления (воспитанность, образованность, мастерство педагога и др.);

- процессы (педагогический процесс в целом, процесс нравственного воспитания, процесс трудового воспитания, процесс подготовки детей к школе и т.д.);

- деятельность (игровая, трудовая, учебная и др.).

Все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы действий педагога или делает педагогический мониторинг малоценным и некачественным, или разрушает всю систему.

В отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем.

Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям: Диагностика качества образования; Анализ социальных условий; Анализ содержания образования; Психодиагностика;

Анализ педагогической культуры учителя; Медицинская диагностика; Анализ деятельности школьных подразделений.

Функции мониторинга

Функции мониторинга развития системы образования могут иметь общий смысл и частные проявления в зависимости от уровня и профиля образования. Вместе с тем основными функциями являются следующие:

- интегративная - мониторинг развития системы образования является одним из её системообразующих факторов, обеспечивает комплексную характеристику процессов, происходящих в этой системе;

- диагностическая - сканирование состояния системы образования и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям;

- компаративистская - функция, создающая условия для состояний системы образования в целом или различных её элементов как во времени - состояние системы в разные периоды времени, так и пространстве - возможность сравнения с системами образования или элементами этих систем в других регионах и странах;

- экспертная - в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм, методов развития системы образования, её компонентов и подсистем;

- информационная - мониторинг развития системы образования является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии данной системы, которая (информация) необходима для анализа и прогноза состояний и развития системы образования;

- прагматическая - использование мониторинговой информации при принятии максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации решений, прежде всего управленческих.

Например, в мониторинге развития образовательного процесса дошкольного учреждения могут быть выделены такие функции:

Таблица 7.1.

Наши рекомендации