Нормы и режим питания детей
При составлении пищевых рационов следует учитывать количественный и качественный подбор питательных веществ. Важно, чтобы в пище были все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины. Для детей младшего школьного возраста наилучшим считается соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:6, для детей более раннего возраста —1:2:3, для взрослых — 1:1:4. В табл. 8.1 приведены суточные нормы белков, жиров и углеводов, которые необходимы для организации рационального питания детей. Пища должна быть достаточной по объему и калорийности, т. е. должна вызывать чувство сытости и покрывать все энергетические затраты организма.
Большое значение имеет режим питания детей. У школьников должен быть
четырехразовый прием пищи со следующим распределением общего количества:
завтрак — 30 %, обед — 40-45 %, полдник — 10 %, ужин — 20 %. Чем младше ре
бенок, тем приемы пищи должны быть чаще: у грудного ребенка 6-7 раз в сутки,
у дошкольников — 5 раз. i
зозраст |
Общее количество |
Таблица 8.1 Суточные нормы белков, жиров иуглеводов в пище детей и подростков (в г)
Жиры |
Углеводы
Животного происхождения
До 2-3 мес. | 8-10 | 8-10 | 25-30 | 50-55 | |||||
5-6 мес. | 12-15 | 12-15 | 35-40 | 60-75 | |||||
1-1,5 года | 45-48 | 40-50 | 90-120 | ||||||
3-4 года | 60-63 | 60-70 | 180-230 | ||||||
5-7 лет | 72-75 | 75-80 | 250-300 | ||||||
8-11 лет | 75-95 | 80-95 | 350-380 | ||||||
12-14лет | 90-110 | 90-110 | 380-400 | ||||||
15-16 лет | 100-120 | 90-110 | 420-450 | ||||||
Употребление перед сном богатой белками пищи неблагоприятно сказывается „а пищеварении детей, поскольку такая еда дольше задерживается в желудке и для ее переработки требуется большее количество пищеварительных соков. Она повышает возбудимость нервной системы, а это в свою очередь препятствует быстрому наступлению глубокого сна. Поэтому ужин для детей должен быть малообъемный, из легких овощей и молочных блюд, за 1,5-2 часа до сна.
Нарушение полноценного рационального питания приводит к различным за
болеваниям. Основы рационального питания разрабатываются специалистами по
гигиене питания и диетологии. S
Д.5.7. Обмен энергии
Обмен энергии — превращение потенциальной энергии питательных веществ в тепло и работу. Около 15 % общего расхода энергии у ребенка тратится на рост и отложение веществ. У него меньше, чем у взрослого, расходуется энергии на мышечную работу (15 %) и несколько больше анергий ребенок теряет с экскрементами. В раннем возрасте особенно велики затраты Энергии на крик и плач, при которых расход энергии может повышаться на 100 и дзже 200 %. Общий расход энергии у детей представлен в табл'.г8.2.
Величина основного обмена у детей больше, чем у взрослых. Это обусловлено:
■ интенсивностью роста, напряженностью процессов синтеза;
■ свойствами молодых тканей, которые обладают более интенсивным метаболизмом по сравнению с тканями взрослого;
■ относительно большей поверхностью тела у детей.
У новорожденных обмен веществ низкий из-за недостаточного функционирования щитовидной железы. Однако уже со второй половины первого года жизни основной обмен постепенно нарастает и к 1-2,5 годам достигает максимальной величины, после чего начинает постепенно снижаться, приближаясь к основному обмену взрослого.
Интенсивность основного обмена у ребенка зависит от возраста, пола, веса, роста, работы желез внутренней секреции, конституции, условий жизни и др. В течение первого полугодия жизни у девочек и мальчиков основной обмен поч-
этаблица 8.2. Распределение суточного расхода энергии у детей (в%)
'Возраст, мес. | |||
Показатель | ДоЗ | 4-6 | 7-9 | 10-12 |
j Основной обмен | 44 52 | ||
Рост | 28 13 | ||
: Поддержание температуры | 28 35 |
ти одинаков, но уже во втором полугодии жизни суточный основной обмен v мальчиков несколько превышает обмен девочек. В 12-13 лет девочки по энерщ,. основного обмена оказываются впереди мальчиков. В зрелом возрасте основной обмен у мужчин выше, чем у женщин. Основной обмен у каждого отдельного субъекта отличается постоянством и колеблется в пределах ±10 %.
Основной обмен на 1 кг массы тела в сутки:
Возраст | ккал | кДж |
Новорожденные. | 38-42 | |
1,5 года | 56-60 | |
7 лет | ||
12 лет | ||
Взрослый |
Общий расход энергии, рассчитанный на 1 кг массы тела, претерпевает возрастные изменения. Суточный расход энергии у детей первого года жизни:
Возраст | ккал | кДж |
До 3 мес. | .. 120 | 502,1 |
4-6 мес. | 451,9 | |
7-9 мес. | 439,3 | |
10-12 мес. | ПО | 460,2 |
Суточный расход энергии в пределах определенной возрастной группы подвержен большим индивидуальным колебаниям, как в покое, так и при различных видах деятельности. Это связано с различиями в физическом развитии детей, состоянием их эндокринной и нервной систем, интенсивностью движений, труда и пр. Суточный расход энергии одного и того же ребенка в отдельные дни не одинаков и зависит от общего состояния ребенка, времени, затрачиваемого на мышечную деятельность.
8.5.8. Особенности терморегуляции у детей
Терморегуляция — совокупность физиологических процессов в организме человека, которые направлены на поддержание постоянной температуры тела.
Основной особенностью системы терморегуляции у детей является недостаточность ее регуляторных процессов. Механизмы терморегуляции у детей несовершенны вследствие:
" неразвитого центра химической терморегуляции;
■ несовершенных механизмов теплоотдачи — недостаточно развиты сосудо-двигательные реакции, регулирующие кровоснабжение кожи — и, следовательно, теплоотдачу;
■ большой удельной поверхности тела ребенка — чем моложе ребенок, тем большая поверхность тела приходится на единицу массы. Так как величина тепло-
отдачи зависит от величины поверхности тела, то у детей этот процесс происходит более интенсивно по сравнению с взрослыми, следовательно, потреб-(ность в образовании тепла у детей выше, чем у взрослых; особенностей строения кожи как периферического аппарата физической терморегуляции — обильное кровоснабжение, тонкие эпидермальный и роговой слои, слабо развитые потовые железы.
Усиление теплопродукции при охлаждении или ее ослабление при нагревании (химическая терморегуляция) наблюдается уже у грудных детей. При увеличении теплопродукции у детей грудного возраста отсутствует терморегуляторная реакция дрожания. Усиление теплопродукции мышц при •охлаждении достигается посредством повышения так называемого терморегуляторного тонуса. У новорожденных важным источником тепла является бурая жировая ткань.
Механизм отдачи тепла (физическая терморегуляция) у новорожденного и
грудного ребенка развиты недостаточно, поэтому, очень легко происходит столь
опасное для ребенка перегревание. "^
У новорожденных уже осуществляется рефлекторная регуляция просвета кожных сосудов: сосуды кожи сужаются при холодном воздействии, как на месте охлаждения, так и на симметричном участке кожи. Однако время латентного периода реакции достаточно велико, а интенсивность ее низка.
Таким образом, в раннем возрасте основным механизмом, поддерживающим постоянство температуры тела, является химическая терморегуляция. С возрастом увеличивается роль физической терморегуляции. Девятилетний возраст является границей перехода от одного типа поддержания постоянства температуры тела к другому.
После 1-1,5 лет до 4-5 лет отмечается большой поток тепла через единицу поверхности тела: скорость роста детского организма замедляется, но интенсивность основного обмена еще высокая. Высокий уровень теплопродукции в этом возрасте компенсирует слабые возможности физической терморегуляции. В 6-7 лет увеличиваются возможности физической терморегуляции и снижается роль химической.
В препубертатный период (10 лет для девочек и 11-12 лет для мальчиков) в результате гормональных перестроек снижаются возможности физической терморегуляции и возрастает роль химической терморегуляции. Физическая терморегуляция совершенствуется тем интенсивнее, чем раньше начались закаливающие мероприятия.
Из-за несовершенства механизмов терморегуляции организм ребенка отличается термолабильностью (неустойчивостью температуры), которая резко выражена у детей раннего возраста. Так, прием пищи, беспокойство, движения, сон, голод, случайные охлаждения сказываются на их температурной кривой. С 6-10 месяцев колебания температуры тела становятся меньшими.
Плод способен к самостоятельной теплопродукции, поэтому температура тела У новорожденных обычно на 0,1-0,6 °С выше ректальной температуры матери. Че-
рез 30-60 мин после рождения температура тела у ребенка заметно снижается ц через 2-3 часа падает на 2,0-2,5 °С. У здоровых детей температура вновь повыща. ется через 12-24 часа (иногда через 2-3 дня) достигает 36,0-37,0 °С. В течение еще нескольких дней температура у новорожденных носит несколько беспорядочный характер. Причинами первоначального снижения температуры тела у новорожденных является резкое изменение температуры окружающей среды, а также еще не установившаяся физическая термориуляция.
Для грудного ребенка не характерна монотермия. Средние колебания разницы между максимальной и минимальной температурами в течение суток у новорожденных равны приблизительно 0,4 "С, а у детей более старших колебания температуры могут доходить до 1 "С.
Новорожденный легко переносит снижение температуры тела на 3-4 "С, но тяжело — повышение. Перегревание у ребенка наступает быстро. Если температура повышается более чем на 2 "С, то это вызывает не только болезненное состояние, но и предоставляет опасность для жизни, поскольку сосудистые реакции происходят как на согревание, так и на локальное охлаждение кожи.
Постепенно сосудистые реакции становятся более совершенными — сокращаются их латентный период, продолжительность, скорость возвращения к исходному уровню. Но даже к 12-летнему возрасту они не достигают уровня развития взрослых.
Имеются определенные возрастные особенности физической регуляции. Между величиной температуры кожи и возрастом существует обратная зависимость: чем младше возраст человека, тем выше температура кожи. У лиц женского пола в возрасте 8-12 и 18-25 лет температура кожи выше, чем у мужчин. В возрасте 1-3 года, 4-7 лет половые отличия в температуре кожи не проявляются. Скорость восстановления температуры кожи после местного охлаждения у лиц младшего возраста выше, чем у старших возрастов.
В адаптации к температурным воздействиям большое роль играет закаливание, т. е. упражнение, тренировка сосудистых и нейрогуморальных процессов (холодное обтирание, купание, воздушные ванны и др.).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Значение ССС, ее строение и функции.
2. Основные онтогенетические направления в развитие ССС: изменение структуры, функциональных параметров, ЧСС, артериального давления и т. д.
3. Особенности ССС плода.
4. Особенности ССС новорожденного.
5. Особенности ССС детей.
6. Особенности ССС подростков.
7. Строение и функции органов дыхания человека.
8. Особенности дыхания плода и новорожденных.
9. Основные онтогенетические направления в развитие дыхательной системы: из
менение частоты и глубины дыхания, жизненной емкости легких в зависимости
от пола, тренированности детей.
10. Возрастные особенности регуляции дыхания.
11. Значение пищеварительной системы, ее строение и функции.
12. Особенности пищеварения в полости рта у детей и подростков.
13. Особенности пищеварения в желудке у детей/и подростков.
14. Особенности пищеварения в кишечнике у Детей и подростков.
15. Особенности всасывания у детей. ?'">"
16. Нормы и режим питания детей.
17. Значение мочевыделительной системы, ее строение и функции.
18. Возрастные морфофункциональные изменения мочевыделительной системы.
19. Регуляция мочеотде/гения, энурез у детей. ;'
20. Понятие ассимиляции и диссимиляции. ' -v*
21. Особенности белкового, углеводного и жироврго обмена у детей и подростков.
22. Возрастные изменения основного обмена. Половые различия в общем суточном расходе энергии.
23. Формирование потовых и сальных желез в онтогенезе.
24. Терморегуляция у детей.
Глава 9
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ (КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ) ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
Конституция — это совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и определяющих его дееспособность и реактивность, т. е. характер реагирования на различные воздействия. Поскольку организм — целостная структура, то необходимо выявить все межсистемные взаимосвязи для установления согласованности друг с другом морфологического, физиологического, биохимического, иммунологического, психического и других параметров организма. Конституция человека — интегральная биопсихическая характеристика организма, которая отражает его индивидуальность. При этом каждая личность проходит определенный путь в своем становлении, реализуя наследственные потенции в конкретных условиях окружающего мира.
Каждому типу конституции присущи характерные особенности не только в антропологических показателях, но и в деятельности нервной и эндокринной систем, метаболизме, структуре и функциях внутренних органов. Конкретные типы конституции характеризуются различными особенностями иммунитета, предрасположенностью к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.
В процессе исторического развития общества в результате естественного отбора и постоянной адаптации к меняющимся условиям среды обитания формировались определенные конституциональные типы.
Подход к изучению типов конституции не должен быть оценочным, так как ни один из типов не является ни хорошим, ни плохим. Каждый тип оправдан и биологически, и социально. В обществе должны быть представители различных конституциональных типов, что является гарантией устойчивого развития социума.
Конституциональный тип свидетельствует о том, какой образ жизни предусмотрела природа для конкретного индивида. Понимание сильных и слабых сторон разных типов дает возможность выбрать соответствующий подход к режиму, питанию, поведению, профилактике и лечению заболеваний, профессиональной и спортивной ориентации, образовательной программе и образу жизни для каждого отдельного человека.