Современные средства обучения
Сюда относится то, на чем строится учебный процесс.
1) учебная программа – то средство обучения, которое фиксирует требования базового стандарта, определяет цели обучения для каждого уровня, раскрывает все компоненты содержания обучения, фиксирует требования к уровню владения и критерии оценки, т.е. программа является инструментом организации и управления учебным процессом.
2) учебник (учебно-методический комплекс)
3) сопровождающие, дополняющие средства обучения:
- нетехнические.
- технические
Средства обучения призваны создать образовательную среду (языковая среда, среда иноязычного общения, среда развития языковой личности, среда информационного использования ИЯ)
Нетехнические средства -наглядные средства обучения:
- внешние, наглядные
1) предметные( игрушки, пальчиковые игры, аутентичные предметы: билеты, брошюрки, рекламки). Важна аутентичность!
2)образные (изобразительные): картинки в книгах и учебниках – найти различия, серии комиксов
3) демонстрация действий – прыгать, класть книгу на (on)
4) ситуативные: ролевая ситуация
- внутренняя, языковая: 1)структура, форма слова; 2) текстовая наглядность
Технические средства:
1) аудитивные: пластинки, радио. Это неотъемлемая часть учебника. Необходим аутентичный характер записи, то есть подготовленный носителем языка. Фольклорные жанры (сказки, стишки, аутентичные записи радиопередач, пьес). Важно качество звписи (аутентичные записи, включая шумы на улице и помехи по телефону). Важна продолжительность звучания (есть временной предел, за которым затруднено понимание). Аудиосредства используются во всех видах упражнений и для всех целей:
- языковые упражнения (лингафонные курсы)
- для создания речевых ситуаций
- для развития техники чтения
- для развития произносительных навыков (listen and read – развитие техники чтения про себя)
Если ставить быструю пленку, ребенок подтягивается и улучшаются навыки
- использование на экзаменах
- радио переносится на пленку + самостоятельная работа с радиопередачами
- для речевой практики
2) аудиовизуальные:
- видеоматериалы (культуроведческого и социокультурного плана)
- учебное телевидение, учебные программы
- фильмы
3) компьютерные программы и Интернет: создают условия для индивидуальной работы.
Средства обучения ИЯ- это те вспомогательные средства, с помощью которых мы реализуем цели в обучении.
Современный учебник по ИЯ- это определенная модель организации учебного процесса (средство обучения, которое моделирует учебный процесс)
Учебник должен:
- соответствовать основному подходу к обучению ИЯ (коммуникативному подходу)
- реализовать основные принципы, цели и компоненты содержания обучения ИЯ
- носить уровневый характер (т.е. соответствовать определенным уровням коммуникативной компетенции) => предлагать материал для преемственных уровней
- представлять собой комплект => носить комплексный характер
Базовое средство обучения ИЯ - учебно-методический комплект (учебники)
Как правило, в данный комплект входят:
Книга для учителя
Книга для ученика
Рабочая тетрадь
Набор аудио\видео материалов
Пособие для чтения
Реже можно встретить дидактические материалы с играми, дополнительным материалом.
Некоторые учебники носят модульный характер - материал организован в блоки:
- по понятийно-тематическому признаку (Sante, Culture, Education)
- по видам речевой деятельности (Говорение, Письмо, Чтение и Аудирование)
Требования, по которым выбирается УМК:
1) Является ли этот курс полным УМК или необходимо подбирать недостающие компоненты?
2) Соответствует ли возрасту уч-ся, возможному контексту их д-ти, реальным интересам, потребностям, возможностям?
3) Обеспечивает ли УМК материал с необходимыми моделями при обучении ИЯ?
4) Доступен ли он ученику и учителю?
Дополнительные средства:
Нетехнические
Технические
Нетехнические средства:
Средства наглядности
(картинки, диапозитивы, слайды, фото, плакаты, репродукции картин, схемы, карты, предметы быта, игрушки, театральные билеты, карты и планы местности . . . )
Используются:
- как средства самореализации (помогают объяснить значение)
- для тренировочных упражнений
- для речевых упражнений → совершенствуется речевая практика со средствами наглядности
- контроль сформированности речевых умений
проверка понимания при аудировании
Технические средства:
-аудитивные (слуховые)
-аудио-визуальные
-словари
-средства новых информационных технологий
- Магнитные записи. Используются преимущественно для развития аудирования, речевого и фонематического слуха и для работы над произношением. Широкое использование лингафонного кабинета. Звучащий текст может быть использован для развития техники чтения.
Аудиоматериалы для самостоятельной работы: часто прилагаются к рабочей тетради ученика. Могут содержать аутентичные тексты, представляющие собой норму литературного разговорного языка.
На продвинутых этапах обучения используется радио в чистом виде.
- При использовании аудио-визуальных средств необходимо вводить социокультурный компонент.
- Видеоматериалы - самое распространенное средство. Существуют видео программы, дополняющие практические курсы (сюжеты диалогического общения, монологи и т.д.) Но когда ученики смотрят фильм, у многих не возникает учебной мотивации. Здесь важно или давать задание или ставить конкретную цель. Зачастую трудно найти материалы, носящий обучающий характер, специализированные материалы.
При создании и выборе учебника учитывается:
-конкретные потребности группы учащихся
-возраст учащихся
-мотивация
1) принцип коммуникативной направленности
- коммуникат-напр хар-р обучения
- ориентация на опр уровень комм компетенции
- аутентичный хар-р материалов (тексты, ситауции)
- материалы учеьника создают условия для работы над всеми компонентами коммуникативной компетенции
2) деятельностное обучение
-отрабатываются все виды владения речевой деятельностью
-творческий хар-р, ориентирован на самостоятельную творческую деятельность
3) взаимосвязь обучения видам речевой деятельности (но некоторые авторы увлекаются страноведением в ущерб чтению и говорению)
4) культуроведческая направленность
5) учет особенностей родного языка
6) принцип осознанного подхода к изучению ИЯ
-отбор яз мат
-определенная типология, организация материала
-определенные опорные схемы, сравнительные задания
Цель: Оптимизировать процесс обучения и организацию учебного процесса
Компьютерные сети облегчают не только доступ к информации, содержащейся в компьютерных сетях, но и обмен информацией между конкретными людьми.
В настоящее время есть основание говорить о возникновении компьютерного дискурса как особой разновидности общения. Исследователи отмечают, что компьютерная среда общения оказывает существенное влияние на поведение людей, изменяет привычный для них стиль общения. Это находит отражение в появлении характерных особенностей речевого стиля, что приводит к возникновению новой, «электронной» разновидности ИЯ.
Компьютерное общение может быть как лчиностно-ориентированным, так и статусно-ориентированным и включает в себя следующие жанры:
1. электронную почту (e-mail);
2. электронные разговоры (чат – chat – общение в реальном времени посредством компьютера);
3. систему электронных досок объявлений;
4. компьютерные конференции, представляющие собой дистатное общение с помощью компьютера по каким-либо проблемам, в том числе научным.
Зарубежные авторы полагают, что использование электронной почты придаёт изучению языка новое качество, поскольку электронное письмо носителя языка является аутентичным учебным материалом.
Люди, имеющие общие интересы, часто объединяются в рамках телекоммуникационной сети в так называемые newsgroups (служба информации).
В сети Интернет существует сейчас более 10 000 тематических конференций, на которых обсуждаются научные, технические, медицинские и прочие темы
Несмотря на достоинства чат-каналов, их применимость в неязыковом вузе сомнительна, так как поддерживает главным образом неформальное общение и не отвечает основным целям обучения в языковом вузе.