Современные средства обучения

Сюда относится то, на чем строится учебный процесс.

1) учебная программа – то средство обучения, которое фиксирует требования базового стандарта, определяет цели обучения для каждого уровня, раскрывает все компоненты содержания обучения, фиксирует требования к уровню владения и критерии оценки, т.е. программа является инструментом организации и управления учебным процессом.

2) учебник (учебно-методический комплекс)

3) сопровождающие, дополняющие средства обучения:

- нетехнические.

- технические

Средства обучения призваны создать образовательную среду (языковая среда, среда иноязычного общения, среда развития языковой личности, среда информационного использования ИЯ)

Нетехнические средства -наглядные средства обучения:

- внешние, наглядные

1) предметные( игрушки, пальчиковые игры, аутентичные предметы: билеты, брошюрки, рекламки). Важна аутентичность!

2)образные (изобразительные): картинки в книгах и учебниках – найти различия, серии комиксов

3) демонстрация действий – прыгать, класть книгу на (on)

4) ситуативные: ролевая ситуация

- внутренняя, языковая: 1)структура, форма слова; 2) текстовая наглядность

Технические средства:

1) аудитивные: пластинки, радио. Это неотъемлемая часть учебника. Необходим аутентичный характер записи, то есть подготовленный носителем языка. Фольклорные жанры (сказки, стишки, аутентичные записи радиопередач, пьес). Важно качество звписи (аутентичные записи, включая шумы на улице и помехи по телефону). Важна продолжительность звучания (есть временной предел, за которым затруднено понимание). Аудиосредства используются во всех видах упражнений и для всех целей:

- языковые упражнения (лингафонные курсы)

- для создания речевых ситуаций

- для развития техники чтения

- для развития произносительных навыков (listen and read – развитие техники чтения про себя)

Если ставить быструю пленку, ребенок подтягивается и улучшаются навыки

- использование на экзаменах

- радио переносится на пленку + самостоятельная работа с радиопередачами

- для речевой практики

2) аудиовизуальные:

- видеоматериалы (культуроведческого и социокультурного плана)

- учебное телевидение, учебные программы

- фильмы

3) компьютерные программы и Интернет: создают условия для индивидуальной работы.

Средства обучения ИЯ- это те вспомогательные средства, с помощью которых мы реализуем цели в обучении.

Современный учебник по ИЯ- это определенная модель организации учебного процесса (средство обучения, которое моделирует учебный процесс)

Учебник должен:

- соответствовать основному подходу к обучению ИЯ (коммуникативному подходу)

- реализовать основные принципы, цели и компоненты содержания обучения ИЯ

- носить уровневый характер (т.е. соответствовать определенным уровням коммуникативной компетенции) => предлагать материал для преемственных уровней

- представлять собой комплект => носить комплексный характер

Базовое средство обучения ИЯ - учебно-методический комплект (учебники)

Как правило, в данный комплект входят:

Книга для учителя

Книга для ученика

Рабочая тетрадь

Набор аудио\видео материалов

Пособие для чтения

Реже можно встретить дидактические материалы с играми, дополнительным материалом.

Некоторые учебники носят модульный характер - материал организован в блоки:

- по понятийно-тематическому признаку (Sante, Culture, Education)

- по видам речевой деятельности (Говорение, Письмо, Чтение и Аудирование)

Требования, по которым выбирается УМК:

1) Является ли этот курс полным УМК или необходимо подбирать недостающие компоненты?

2) Соответствует ли возрасту уч-ся, возможному контексту их д-ти, реальным интересам, потребностям, возможностям?

3) Обеспечивает ли УМК материал с необходимыми моделями при обучении ИЯ?

4) Доступен ли он ученику и учителю?

Дополнительные средства:

Нетехнические

Технические

Нетехнические средства:

Средства наглядности

(картинки, диапозитивы, слайды, фото, плакаты, репродукции картин, схемы, карты, предметы быта, игрушки, театральные билеты, карты и планы местности . . . )

Используются:

- как средства самореализации (помогают объяснить значение)

- для тренировочных упражнений

- для речевых упражнений → совершенствуется речевая практика со средствами наглядности

- контроль сформированности речевых умений

проверка понимания при аудировании

Технические средства:

-аудитивные (слуховые)

-аудио-визуальные

-словари

-средства новых информационных технологий

- Магнитные записи. Используются преимущественно для развития аудирования, речевого и фонематического слуха и для работы над произношением. Широкое использование лингафонного кабинета. Звучащий текст может быть использован для развития техники чтения.

Аудиоматериалы для самостоятельной работы: часто прилагаются к рабочей тетради ученика. Могут содержать аутентичные тексты, представляющие собой норму литературного разговорного языка.

На продвинутых этапах обучения используется радио в чистом виде.

- При использовании аудио-визуальных средств необходимо вводить социокультурный компонент.

- Видеоматериалы - самое распространенное средство. Существуют видео программы, дополняющие практические курсы (сюжеты диалогического общения, монологи и т.д.) Но когда ученики смотрят фильм, у многих не возникает учебной мотивации. Здесь важно или давать задание или ставить конкретную цель. Зачастую трудно найти материалы, носящий обучающий характер, специализированные материалы.

При создании и выборе учебника учитывается:

-конкретные потребности группы учащихся

-возраст учащихся

-мотивация

1) принцип коммуникативной направленности

- коммуникат-напр хар-р обучения

- ориентация на опр уровень комм компетенции

- аутентичный хар-р материалов (тексты, ситауции)

- материалы учеьника создают условия для работы над всеми компонентами коммуникативной компетенции

2) деятельностное обучение

-отрабатываются все виды владения речевой деятельностью

-творческий хар-р, ориентирован на самостоятельную творческую деятельность

3) взаимосвязь обучения видам речевой деятельности (но некоторые авторы увлекаются страноведением в ущерб чтению и говорению)

4) культуроведческая направленность

5) учет особенностей родного языка

6) принцип осознанного подхода к изучению ИЯ

-отбор яз мат

-определенная типология, организация материала

-определенные опорные схемы, сравнительные задания

Цель: Оптимизировать процесс обучения и организацию учебного процесса

Компьютерные сети облегчают не только доступ к информации, содержащейся в компьютерных сетях, но и обмен информацией между конкретными людьми.

В настоящее время есть основание говорить о возникновении компьютерного дискурса как особой разновидности общения. Исследователи отмечают, что компьютерная среда общения оказывает существенное влияние на поведение людей, изменяет привычный для них стиль общения. Это находит отражение в появлении характерных особенностей речевого стиля, что приводит к возникновению новой, «электронной» разновидности ИЯ.

Компьютерное общение может быть как лчиностно-ориентированным, так и статусно-ориентированным и включает в себя следующие жанры:

1. электронную почту (e-mail);

2. электронные разговоры (чат – chat – общение в реальном времени посредством компьютера);

3. систему электронных досок объявлений;

4. компьютерные конференции, представляющие собой дистатное общение с помощью компьютера по каким-либо проблемам, в том числе научным.

Зарубежные авторы полагают, что использование электронной почты придаёт изучению языка новое качество, поскольку электронное письмо носителя языка является аутентичным учебным материалом.

Люди, имеющие общие интересы, часто объединяются в рамках телекоммуникационной сети в так называемые newsgroups (служба информации).

В сети Интернет существует сейчас более 10 000 тематических конференций, на которых обсуждаются научные, технические, медицинские и прочие темы

Несмотря на достоинства чат-каналов, их применимость в неязыковом вузе сомнительна, так как поддерживает главным образом неформальное общение и не отвечает основным целям обучения в языковом вузе.

Наши рекомендации