Общение как основной вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
В психолого-педагогической литературе проблемы деятельности общения изучали А. В. Запорожец. А. Н. Ле-оньев, М. И. Лисина, Т. А. Репина. Значимость общения в совершенствовании и гуманизации педагогического процесса освещается в исследованиях Р. С. Буре, Н. Д. Ватутина, А. В. Мудрик.
Общениетесно связано с предметной деятельностью и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства сюжетно-ролевой игры. Общение— это взаимодействие двух или более людей, обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. При этом очень важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения. Общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная деятельность), удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению порой занимает ведущее место среди мотивов, побуждающих человека к совместной деятельности. Педагогическое общение— форма профессионального учебного взаимодействия, сотрудничества воспитателя (учителя) с ребенком (учащимся), создание благоприятного микроклимата в группе детского сада (классе). Педагогическое общение направленно не только на взаимодействие педагога с ребенком в целях его личностного развития, но и на организацию освоения им знаний и формирование умений.
Общение одновременно реализует коммуникативную (обмен информацией), перцептивную(процесс восприятия друг друга в общении, установление взаимопонимания) и интерактивную (согласование действий, распределение функций, обязанностей) функции с использованием всей совокупности вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
К средствам общения относятся: а) система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые при общении; б) интонация, эмоциональность и выразительность; в) мимика, поза, жесты, взгляд; г) расстояние между собеседниками — зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия. Результатом общения является обмен опытом, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребенка.
Критерии общения: 1) внимание и интерес к другому человеку, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника; 2) эмоциональное отношение к собеседнику; 3) инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе; 4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер; 5) изменение в процессе общения активности (настроения, слов, действий).
В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение ребенка с взрослым становится все более социальным, у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные потребности в общении, в овладении человеческими способами познания и деятельности.
В раннем детстве основой потребности в общении взрослого с ребенком являются: 1) потребность в впечатлениях; 2) потребность в активной деятельности; 3) потребность в признании окружающих.
Показатели сформировавшейся потребности в общении ребенка раннего возраста с взрослым: 1) внимание и интерес ко взрослому; 2) эмоциональные проявления в ответ на воздействия взрослого; 3) стремление привлечь к себе внимание взрослого; 4) повышенная чувствительность к отношению взрослого; 5) реакция на характер взаимоотношений между людьми (плачет, если маму обидели); 6) способность сопереживать и сочувствовать, делиться игрушкой со сверстником или взрослым; 7) при дефиците воспитания, недостаточности общения с матерью, отсутствии педагогического воздействия и организации эмоционально насыщенной среды устанавливается явление «госпитализ-ма» — задержка в развитии детей раннего возраста. Ребенок становится вялым, безразличным, снижается его любознательность и эмоциональность (Н. М. Щелованов).
Развитие общения связано с изменением его содержания:
Филогенетическое развитие общения включает: 1) обогащение содержания общения новой информа- выборе стиля общения следует обратить внимание на становление образа «Я» ребенка, его стремление быть лучше, а также на индивидуальные особенности.
Технология стиля общения направленана формирование у ребенка потребности в общении (деловом, личностном, познавательном видах общения); ориентировку в целях, ситуациях общения; ориентировку в личности собеседника, партнера, сотоварища по игре; планирование содержания общения; корректировку направления, стиля, метода общения, а также на исключение дискомфорта в общении, проявляющегося в сниженном тонусе ребенка, скованности, тревожности в его поведении.
Н. А. Панфилова разработала серию игр направленных на взаимодействия педагога с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми, в которых дети усваивают нравственные нормы и правила общения.
Методы определения эмоционального самочувствия дошкольников: наблюдение ребенка в процессе самостоятельной деятельности в ДОУ, социаметриче-ская методика с условным названием «Хоровод». «День рождения», диагностическая методика «Почта», индивидуальная беседа с ребенком с использованием проективных картинок на тему «Я в детском саду», рисуночные тесты «Моя семья», тест Розенцвейга. Методика самостоятельного выхода из ситуации эмоционального неблагополучия. Оказание эмоциональной поддержки ребенку, попавшего в ситуацию эмоционального дискомфорта.
В исследованиях О. П. Пастюк была разработана специальная программа игрового коммуникативного тренинга для детей 5-10лет «Школа партнерского общения». Цель программы — развитие конструктивного взаимодействия педагога с детьми, направленного на формирование партнерской позиции у педагогов образовательного учреждения; формирование умений детей общаться со своим ближайшим окружением — ровесниками, среди которых они осваивают форму выражения собственной социальной позиции.
Программные задачи коммуникативного тренинга: 1) развитие способности ребенка к принятию совместных со сверстниками решений; 2) развитие самостоятельности и повышение своей самооценки; 3) формирование позитивного отношения к сверстникам и чувства принадлежности к группе: 4) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста; 5) развитие умения четко, ясно, выразительно высказывать в своей речи коммуникативные намерения (вербальные и невербальные формы предрасположения к предлагаемому объекту общения: улыбка, жест, слова приветствия, оценивание себя, сравнение с собой ит. д.); 6) воспитание умения адекватно реагировать в различных критических (бытовых, учебных), угрожающих жизни и здоровью ситуациях.
Формированию равноправного партнерства в общении способствует: участие педагогов образовательного учреждения в гостевом обмене опытом (ГООП— новая форма); «гостевая» форма встреч педагогов нескольких учреждений (детский сад и начальная школа), а также проведение занятий с небольшой группой детей (4-6 чел.), общих бесед, деловых и индивидуальных разговоров; тренинг конструктивного взаимодействия в системе отношений: педагоги-родители; дети — педагоги; педагоги — родители — дети.
В результате игрового коммуникативного тренинга педагог стремится построить равноправные (партнерские) взаимоотношения детей, создать такое сообщество, где каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным и вместе со сверстниками выполнять любое дело. Общаясь, дети проявляет взаимное уважение идоверие, стремление играть, учиться и действовать вместе. Развивается уступчивость и инициативность в общении друг с другом, и со всеми взрослыми участникам образовательного процесса.
Культура общения ребенка — это способность вступать в контакт с собеседником, вести с ним разговор, внимательно слушать, использовать мимику, жесты для более эффективного выражения своих мыслей, осознавать свои особенности и особенности сверстника в ходе общения.
Общение со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, отличающаяся от общения со взрослыми и большим разнообразием коммуникативных действий, которые практически не встречаются в общении со взрослыми. Коммуникативная деятельность с ровесниками возникает в конце второго — начале третьего года жизни. Основным стимулом для общения является: для детей трех лет — предметно-процессуальная деятельность и поведенческие реакции сверстника, его внешний вид; в начале младшего возраставозникает эмоционально-практическая деятельность, подражание. В конце четвертого года жизнив общении со сверстниками (в игре, на занятии, при выполнении обязанностей) складывается ситуативно-деловая форма общения. В сюжетно-ро-левой игре дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. В ролевой игре в старшем дошкольном возрасте разворачиваются ролевые и реальные взаимоотношения. Взаимодействие со сверстником не только условие достижения общей цели, но и сама цель. Старшие дошкольники осознают важность партнерства, сотрудничества, взаимодействия в продуктивных видах деятельности.
Сотрудничество — выполнение общего дела, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников и учитывать активность партнеров для достижения общего результата деятельности. Важным моментов в общении выступает потребность ребенка в признании его авторитета и уважении со стороны сверстников, которая с возрастом увеличивается. У детей к концу седьмого года жизни складывается новая форма общения: внеситуативно-деловая. Увеличивается круг общения, появляются отличия по половому признаку. Возрастает избирательность общения.