Принципы изменения содержания образования

1. Принцип приоритетности целей образования требует такой последовательности изменений в сфере образования, когда учебные планы, объем минимально необходимых требований к преподаванию, уровню знаний и условиям образования, в том числе организационным, материальным и управленческим (образовательные стандарты), вытекают из изменения целей (для чего учить?).

2. Принцип эволюционности трансформации содержания предполагает последовательный переход от сегодняшнего учебно-предметного, зуновского, основанного на так называемых основах наук содержания к другому его ядру – личностно ориентированному, деятельностному, основанному на выращивании и формировании универсальных способов освоения мира.

3. Принцип приоритета интересов личности в образовании перед интересами общества и государства предполагает, что при отборе содержания образования в любой образовательной области прежде всего в программы включаются такие элементы, которые содействуют личности в познании самой себя, ее самовыражению, обретению подлинной свободы в соответствии со своими ценностями и убеждениями, с учетом возможности такой свободы для других людей, то есть самоопределению по отношению к миру, обществу, другим людям, самой себе.

4. Принцип культуросообразности содержания образования предполагает ориентацию на освоение культурных способов взаимодействия с миром идей, миром людей, миром искусства, техники и науки. При этом под освоением культуры понимается не отбор особо выдающихся или минимально необходимых сведений, достижений и произведений, а именно средств и способов, созданных человечеством, в том числе народами России, для понимания, освоения и преобразования духовного и материального мира.

5. Принцип вероятностности и неполной определенности конечных результатов. Достижение одинаковых результатов образования даже при одних и тех же целенаправленных воздействиях невозможно. Результаты образования нельзя гарантировать, можно лишь повысить вероятность продвижения каждого ребенка в осознании и развитии своих сущностных сил. Поэтому необходимы различные формы экспертирования, промежуточных и итоговых аттестаций, инспектирования, анализ не усредненных результатов относительно так называемых норм и уровней обученности, а тенденций развития самих условий для продвижения каждого в своем индивидуальном развитии не относительно норм, а относительно самого себя. Во всяком случае, должен быть наложен мораторий на применение таких процедур аттестации, которые или замедляют, или ограничивают, или делают ненужными поиски оптимальных условий для личностно ориентированного содержания образования.

6. Принцип использования опыта жизнедеятельности ребенка в социокультурной среде предполагает, что исходной точкой освоения содержания образования является жизненный опыт ребенка, который по своим законам отбирает и интерпретирует явления, процессы и влияния окружающей среды, придает им личностный смысл. Организованное же школьное образование является только частью, и его функцию можно видеть в осмыслении, коррекции и выращивании культурных средств освоения такого опыта. Способы такого осмысления во многом и являются новым содержанием образования.

7. Принцип деятельности самого ребенка как субъекта собственного образования означает, что знания, умения, навыки являются производными от деятельности (жизнедеятельности) человека. Индивидуальность человека, его “я”, творит себя и одновременно познает, реализуя ту или иную деятельность. Отсюда и понимание культуры в первую очередь как совокупности деятельностей, то есть методов, способов, приемов, при помощи которых люди взаимодействуют с различными сферами своего бытия – природой, обществом, другими людьми, трансцендентным своим “я”. В связи с этим содержание образования понимается как развитие и выращивание тех способностей и способов мышления и деятельности, которые присущи индивидуальности данного ребенка, проявляющейся в той или иной деятельности. При этом ребенок должен стать субъектом деятельности: ставить цель, анализировать ситуацию, планировать и проектировать, действовать, получать готовый продукт, анализировать результаты и оценивать себя. Возможно, что универсальное умение строить и осуществлять деятельность есть стержень общего образования как основы для образования специального.

8. Принцип целостности, предполагающий, что изменение содержания ведется в направлении влияния на целостную структуру личности, ее познавательную, эмоционально-волевую, духовно-нравственную сферы, а изменения в различных образовательных областях (язык, природа, общество, технология, искусство) определяются измененными целями образования и взаимодействием между этими областями.

9. Принцип экспериментальной разработки и апробации в педагогической деятельности прежде всего идей и гипотез, изложенных в настоящей концепции и вытекающих из нее концепций различных образовательных областей и ступеней обучения. Из осуществленного экспериментирования должно вытекать описание возможных условий, средств, методов, на их основе создаваться программы, учебные пособия и материалы, меняться организационные формы


^ Личностный смысл учебы (личностно ориентированное образование). Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладевая материалом учебного предмета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление, формируются некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личностных смыслов, рефлексия и т.п.), а не просто усваиваются некоторые понятия и алгоритмы.

Межпредметные погружения: учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными умениями.

Рефлексия: учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.

Творческий экзамен как открытое соревнование: накопление опыта самоопределения, где создается своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей.

Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление.

Особое образовательное пространство:пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.

^ Педагогическая деятельность как искусство и исследование: подобно ребенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой предмет, свой профессиональный опт.

Особенности содержания.

В дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов чувств – осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М. Монтессори условием такого развития признается деятельность ребенка в естественной природной и социальной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателями «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей среды, изобразительному творчеству, занятиям ручным трудом, музыкой, физкультурой.

В Школе самоопределения принципиально отказываются от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.

В начальной школе (трех-, четырех-, пяти или шестилетней) идет освоение общекультурных навыков чтения , письма, счета в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, умения выстроить собственную деятельность.

Важной задачей учителя является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяются учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы.

Каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заняться любимым делом, столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать в любом виде деятельности. Школа разворачивается перед ним сферу возможностей в виде создания отвечающих детским вопросам и заказам содержательных пространств: самообразовательного, учебного, творческого, социально-правового, досугового, игрового и т.п.

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке – учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.).

В старшей школе (10-е -11-е классы) за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик.

Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум. Особенностью учебного занятия в Школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представлено в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем и учениками. НЕ требуется обязательно прийти к единственно правильному ответу или решению.

В концепции школы и ее реализации А.Н. Тубельский исходит из идеи, что каждый человек обладает особой индивидуальной сущностью, предзаданностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Подобная предзаданность во многом определяет сам процесса самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Поэтому основная задача общего образования в этом подходе состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить те способы, которые позволили бы ему максимально реализовать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями. Узнавание себя, постепенное складывание образа «Я» вместе с приобретением опыта использования средств развития своей индивидуальности является одним из основных блоков содержания образования. Образовательный процесс, устроенный по типу целостной жизнедеятельности, представляет собой цепь проектов, различных по сюжету и материалу, но неизменно направленных на работу с личностными универсальными способами и умениями. Образовательный процесс предлагает многообразную деятельность, в которой проявляются индивидуальные особенности ребенка, обращение к рефлексии помогает осознавать эти особенности. В дальнейшем подросток учится строить свое образование вместе с учителем, доля самостоятельности растет, проявляются его индивидуальные цели, стратегии, способы. Таким образом, путь к самоопределению личности начинается уже в начальной школе. Пространственная организация школы – основное условие развития индивидуальности ребенка. Для обеспечения возможности ребенку познавать и развивать свою индивидуальность в школе самоопределения совершается переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательной среды. В данной концепции создаются условия для проявления свободных актов познания - каждому ребенку предоставляется возможность в любое время заниматься любимым делом столько, сколько ему необходимо, искать себя, пробовать себя в различных видах деятельности.

Наши рекомендации