IV. Практические методы обучения
I. Понятие о методах и приемах обучения.
Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач (Козлова С.А., Куликова Т.А.). Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи.
Прием — часть метода, элемент.
Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение какому-либо методу, исходя из оснащенности педагогического процесса. Выбор метода также зависит от личности педагога, от его способностей, ответственности.
II. Разные классификации методов обучения.
В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. Существует множество подходов к классификации методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку система.
Классификация по способу активизации.
Педагог Сосницкий К. предлагает все методы разделить на 2 категории:
• Исследовательский; <ь^^
• Метод готовых знаний (является ведущим).
2. Классификация по источнику получения знаний (традиционная). 3 источника:
• Практика;
• Наглядность;
• Слово. Исходя из этого, выделяют 3 группы методов обучения:
• Практические;
• Наглядные;
• Словесные.
Классификация по назначению.
В качестве общего признака выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке:
• Методы, направленные на приобретение знаний;
• Методы формирования умений и навыков;
• Методы, направленные на применение знаний;
• Методы, стимулирующие творческую деятельность учащихся;
• Методы, направленные на закрепление полученной информации;
• Методы, направленные на проверку ЗУН.
4. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (Лернера и Скаткина):
• Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) Специфика: знания даются в готовом виде, уровень познавательной активности «О», т.к. сущность их деятельности сводится лишь к восприятию и фиксации предлагаемого материала;
• Репродуктивный
Специфика: информация предлагается в готовом виде с использованием различного демонстрационного материала. Дается установка на запоминание этой информации и воспроизведение ее после того, как закончил говорить педагог;
• Проблемное изложение
Специфика: переход от познавательной пассивности к познавательной активности детей. Педагог формулирует перед детьми проблему и учит ее решать;
• Частично-поисковый (эвристический) Специфика: проблема формулируется педагогом, но решают ее дети;
• Исследовательский
Специфика: и проблем, и ход ее решения, и средства планируются учащимися. Уровень познавательной активности максимальный.
5. Классификация по дидактическим целям:
2 группы методов:
• Методы обучения, которые способствуют первичному усвоению информации:
^ Рассказ педагога;
•^ Беседа;
•^ Работа с книгой;
•^ Лабораторная работа;
•Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретаемых знаний:
•^ Упражнения;
•^ Практические задания. 6. Классификация методов обучения по Бабанскому Ю.К.3 группы:
• Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
• Методы стимулирования и мотивации УПД;
• Методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД.
III. Наглядные методы.
К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).
Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова). В процессе наблюдения формируются полноценные представления, развиваются познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение), осуществляется разнообразная мыслительная деятельность. Наблюдение проводится на специальных занятиях, на экскурсиях или в любой незапланированной ситуации.
Виды наблюдений:
• Кратковременные;
• Длительные;
• Сравнительные;
• Повторные.
Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния какого-либо объекта. В результате развивается мыслительная деятельность (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Сравнительные наблюдения: детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения 2 непосредственно наблюдаемых объекта, а старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению).
Дидактические требования к наблюдению, как методу обучения (Е.А. Флерина, Е.И. Радина, П.Г. Саморукова и др.):
• Объект должен быть интересен;
• Должны быть созданы условия, которые позволяют выявить характерные особенности предмета (должна быть естественная обстановка);
• Педагог намечает цель, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;
• Детям дается целевая установка для наблюдения, это обеспечивает полноту восприятия (наблюдение - рисование - рассказ);
• Полученные впечатления, знания переносятся в другие деятельности детей;
• Последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с задачами, возрастом детей, особенностями объектов;
• Сопровождать наблюдение конкретными словами (называть предметы, их признаки, действия), направлять внимание детей вопросами, пояснение в ходе наблюдения, поощрения.
Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения, позволяющий решать ряд дидактических задач, у детей формируются наглядные статические образы. Рассматривание помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы, дают пищу для воображения, творческой деятельности детей, расширяют кругозор.
Виды картин:
• специально созданные дидактически картины (объединенные в специальные серии: времена года ...);
• репродукции картин известных художников;
• книжная графика (иллюстрации из книги);
• предметные картинки (для индивидуальных занятий;
классифицируются по темам: игрушки, транспорт...). В учебных целях на занятии демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. Демонстрация фильма - это часть занятия, длительность которого не превышает 10 минут. Потом вводится беседа по ранее предложенным вопросам. Через несколько дней организуется повторный показ и беседа с анализом. Важна роль вопросов:
• вопросы, помогающие восприятию общего смысла картины;
• вопросы, побуждающие к анализу содержания;
• вопросы, требующие установление связи между изображаемыми предметами, лицами;
• вопросы, стимулирующие воображение ребенка, побуждающие к
самостоятельным выводам, суждениям. Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов.
Наглядные приемы:
• показ способов действий (должен быть четким, точным, сопровождаться словом; используется в изо деятельности, на физкультурных занятиях);
• показ образца (используется в изо деятельности, труде...). Образец:
^ полный (первичное обучение приемам);
•^ частичный (только новые элементы).
IV. Практические методы обучения.
Это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной
деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический
характер.
Ведущими практическими методами являются упражнения, опыты и
экспериментирование, моделирование.
Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или
практических действий заданного содержания (ребенок овладевает
различными способами умственной деятельности, у него формируются
разнообразные умения: учебные, практические).
5'
Типы упражнений:
• Подражательные (направленные на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками...);
• Конструктивные: ребенок переносит ранее усвоенные способы действия на новое содержание;
• Творческие: требуют комбинирования, иного сочетания знаний и
умений, которыми он владеет.
Специфика: включаются в интересную, понятную ребенку практическую и умственную деятельность. Дидактические правила проведения упражнений:
• Ставить перед ребенком учебную задачу;
• Показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением;
• Для усвоения знаний и умений требуются многократные упражнения, но с постепенными усложнениями;
• Нужен контроль со стороны педагога (прямой - косвенный -
самоконтроль). Опыты и экспериментирование.
Направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о каком-либо предмете. Деятельность экспериментирования развивается на протяжении всего дошкольного возраста (Н.Н. Поддьяков, С.Л. Новоселова). Для усвоения признаков и свойств предметов эффективны поисковые действия ребенка. Поисковые действия, которые стимулируются педагогом, направлены на познавательный результат. Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. У ребенка развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы. Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель -обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Метод, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи какого-либо объекта. В основе метода - принцип замещения. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре. Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изо деятельности. Виды моделей:
• Предметные;
• Предметно-схематические (старший дошкольный возраст). Использование модели возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать...