Производственная практика по изобразительному

Искусству в школе и других учреждениях

План-конспект урока по изобразительному искусству

6 класс, 115 школа г.Минска

Бойко А.А., БГПУ

Дата _____________

1) Вид занятий: комбинированный.

2) Тема урока: «Осенние фантазии».

3) Цель урока: научить работать в технике пастели в процессе выполнение натюрморта по представлению.

4) Задачи:

а) обучающая (научить работать в технике пастели, передаче цвета, характеризующего состояние осени; совершенствование умений и навыков построения композиции, воздушной и линейной перспектива, построение предметов графически и с помощью светотеневой моделировки и т. д.);

б) развивающая (цветовые ощущения, образное мышление, фантазию, творческие способности ученика и т.д.);

в) воспитывающая (уважение к труду, селян и художников, любовь к родной природе и т.д.).

5) Инструменты и материалы: формат А-4, пастель, карандаш, ластик.

6) Оборудование: репродукции картин художников, мультимедийное оборудование с программой «Работа в технике пастели», запись музыки П.И. Чайковского «Времена года».

7) План урока:

а) организационная часть (1-5 мин.);

б) объяснение нового материала (10 мин.);

в) самостоятельная работа (30 мин.);

г) итог урока (1-4 мин.).

8) Ход урока:

Приветствие учеников, проверка отсутствующих, проверка наличия дневников на партах.

Сражу же объявление задания на дом и на следующий урок.

Объявление темы сегодняшнего урока. Объяснение задачи и задания.

Техника работы с пастелью, особенности пастели как художественного материала. Законы натюрморта. 1,2, 3 план в натюрморте. Композиция, симметрия, расположение предметов в натюрморте. Линейная и воздушная перспектива. Светотеневая моделировка формы предметов. В ходе урока учитель старается повторить информацию во избежание ошибок в работах учеников.

9) Анализ урока.

Учитель анализирует степень усвоения задачи учениками, отмечая наиболее часто встречающиеся ошибки. Анализ работ можно проводить вместе с учениками.

10) Итог урока: оценка выставляется за уровень выполнения работы. Понял ли ученик тему урока, усвоил ли технику работы с пастелью.

Календарно-тематический план работы по изобразительному искусству

Класс Дата Кол-во часов Тема занятия Цель, задачи
         

План-конспект урока по ИЗО

Класс, школа, фамилия студента, дата проведения.

Вид занятия:

Тема урока:

Цель урока:

Задачи:

Материалы и инструменты:

Оборудование:

План урока:

1.

2.

3.

4.

Ход урока:

Вариант плана-графика прохождения практики

№ п/п Содержание работы Примерный срок выполнения Отметка о выполнении
Знакомство со школой
1. Беседа с администрацией, учителями и классными руководителями о постановке учебно-воспитательной работы в школе Дата ставится Отметка о выполнении пунктов плана производится соответственно учителем-наставником, классным руководителем, методистом педвуза
2. Ознакомление с режимом работы школы и её кабинетов, расписанием учебных занятий    
3. Знакомство с учебно-материальной базой учебного заведения, оценить её возможности для проведения своих занятий   Пункты 108 выполняется во время первой недели (пассивной практики)
4. Изучение состава класса, личных дел учащихся и медицинских карт, дневников, классных журналов    
5. Ознакомление с учебной программой, тематическими и поурочными планами учителя-наставника    
6. Ознакомление с учебной базой трудового обучения, школьной литературой по предметам (в библиотеке)    
7. Составление плана-графика учебной и внеклассной работы на период практики, расписания уроков    
Учебно-воспитательная работа по предмету
8. Ознакомление с методикой работы учителя-наставника: а)посетить уроки в 5-7 классах; б) посетить уроки учителей других предметов в…классе Дата ставится по расписанию  
9. Подготовить и провести уроки в…классах    
10. Подготовить учебное пособие к уроку по теме «…»    
11. Участвовать в работе педсовета, методобъединения по плану работы  

Содержание подготовки практиканта к уроку

Одной из главных целей педагогической практики является формирование у будущих учителей изобразительной деятельности педагогических умений и навыков. Очень важно молодому педагогу самому оценить: что и как складывается при проведении занятий; какие недочеты и ошибки имели место; что необходимо сделать в ходе последующих уроков для их устранения. В методике уделяется пристальное внимание самоанализу, потому что это первые ступени к профессионализму, к поиску и нахождению той формы коммуникативной деятельности педагога, в процессе которой и складываются отношения «учитель-ученик».

Естественно, что первыми будут проанализированы практикантом не свои собственные уроки, а посещенные у учителя-предметника.

1. Когда учитель вошел в класс (раньше звонка, после)? Проверил ли готовность класса к уроку? Организованно ли начался урок? Сколько времени учитель потратил на поиск нужной страницы в журнале, на отметку отсутствующих и т.п.?

2. Каков общий стиль общения с классом, с отдельными учащимися (авторитарный, демократический, либеральный)? Меняет ли его учитель в зависимости от конкретного ученика; можно ли понять – почему?

3. Какие средства общения использует учитель: манера беседы; реплики, шутки; мимика, жесты, позы? Что, на ваш взгляд, в данном классе достигает педагогического эффекта?

4. Как в процессе урока проявляется убедительность, образность речи при общении с учащимися? Как организуется общение в конфликтной ситуации, меняется ли характер общения и отчего он зависит?

5. Как преподаватель увлекает в процессе урока тех, кто может заниматься посторонними делами?

6. Мотивирует ли оценки знаний, как именно? Придает ли своей мотивировке характер, заинтересовывающий учащегося: показывает ли, над чем следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку?

7. Воспитывается ли на уроке чувство удовлетворения учащимися от результатов своего труда? Что положительного педагог сумел найти в работе слабых или недисциплинированных учеников; удержался ли от излишних замечаний?

8. Как закончился урок (со звонком, после)? Напомнил ли педагог о своих обязанностях дежурным?

9. Какие ведущие понятия, элементы теории или практики были сообщены на уроке? Усвоены ли они?

10. Владеет ли учитель знаниями ораторского искусства, владеет ли словом как средством передачи информации? Умеет ли говорить с детьми доступно, четко, кратко, выразительно?

11. Обладает ли учитель умениями выражать свою мысль с помощью рисунков, хорошо ли владеет изобразительной техников?

Ответы на поставленные самому себе вопросы позволяют практиканту уяснить, как решаются на уроке задачи учебно-воспитательного характера и что из увиденного следует применить в своей деятельности.

Схема подготовки урока

1. Сформулировать тему урока. Для этого выделить новое понятие, закономерность, действие, которые будут изучаться на уроке.

2. Выделить и записать существенные признаки понятия, закономерности, действия, которые будут изучаться на уроке.

3. Установить, какие из выделенных существенных признаков подлежат чувственному познанию, т.е. для их восприятия можно использовать средство наглядности – предметные, изобразительные, символические.

4. Выяснить, какие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация) будут наиболее эффективными.

5. Составить схему учебных задач так, чтобы эта схема охватила все признаки, понятия, закономерности или действия, изучаемые на уроке, и содержала задачи на развитие мыслительных операций.

6. Определить, какую информацию необходимо учащимся на уроке запомнить. Придумать, каким способом этого можно достигнуть: опираясь на непроизвольное запоминание (яркость средств обучения, деятельность учащимся и пр.) или на произвольное (сознание установки значимости материала, использование приемов запоминания и др.).

7. Продумать, что на уроке содержание материала, деятельность учащихся, действия учителя – и в какой степени может способствовать формированию положительной мотивации школьников.

8. Сформулировать воспитательную задачу, оценит возможности материала.

Вопросы для самоанализа проведенного практикантом урока

1. Удалось ли реализовать намеченный план урока?

2. Соответствует ли содержание урока требованиям программы, допущены ли отклонения? Почему?

3. Оценить содержание урока, учитывая научность, доступность, последовательность изложения.

4. Уделялось ли внимание формированию логических умений: анализировать, сравнивать, делать выводы (привести примеры); специальных умений: проводить наблюдение, работать с техническими средствами, с книгой? Каковы причины невыполнения этих требования?

5. Как решались образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока? Достигнуты ли они?

6. Выдержана ли запланированная структура урока?

7. Сколько опрошено учащихся? Каково качество ответов (глубина, точность, четкость, речевое оформление)?

8. Осуществлялся ли дифференцированный подход к ученикам класса в процессе обучения? Все ли учащиеся активно работали на уроке?

9. Какие средства наглядности использованы на разных этапах урока? Их эффективность.

В самоанализе необходимо сделать выводы для себя, в которых желательно оценить следующее:

· на сколько полно достигнута цель урока;

· все ли поставленные задачи решены;

· правильность выбранной методики, дидактических материалов, ТСО и др;

· трудности при подготовке и проведении урока, которые обусловлены:

а) уровнем подготовки учащихся;

б) их отношением к деятельности;

в) уровнем материально-технической базы;

г) уровнем методической базы;

д) особенностями класса и отдельных учащихся;

е) уровнем личной теоретической и практической подготовки;

· общая самооценка урока (что из задуманного удалось реализовать, причины неудач).

План анализа урока

1. Записать тему, программное содержание, тип урока.

2. Описать гигиенические, педагогические и эстетические условия проводимого урока.

3.Описать подготовленность и качество материала, наглядных пособий, оборудования.

4.Отметить организацию детей на уроке.

5.Зафиксировать какова длительность каждой части урока.

6. Проследить, как каждая задача, определяемая программным содержанием,

решается учителем в каждой структурной части урока.

7. Записать речь учителя (доступность, краткость, эмоциональность) и его действия, реакцию детей: их речь, выражение чувств, действия.

8. Определить приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей на теме:

- приёмы подачи педагогам цели урока, приёмы мотивации детской деятельности;

- приёмы объяснения способов решения учебных задач (обследование, показ способов действия, объяснения и т.д.);

- приёмы формирования эмоциональности и интереса детей, создания творческой атмосферы на уроке;

- приёмы активизации детей – их воображения, чувств, речи;

- приёмы руководства процессом изобразительной деятельности (всего класса и каждого ребёнка в отдельности).

9. Определить, присутствует ли индивидуальный, дифференцированный подход к руководству детской деятельностью и решению задач воспитания и

развития.

10. Проследить за анализом детских работ, участием самих детей в анализе.

11. Дать оценку приёмам работы учителя и педагогическому процессу в

целом.

12. Определить качество детских работ (выразительность, грамотность,

оригинальность), степень самостоятельности выполнения работы.

13. Оценить доступность предложенного детям младшего возраста содержания.

14. Определить подготовку учителя к уроку.

15. Оценить целесообразность выбора художественных материалов для наиболее

полного и выразительного раскрытия тема.

16. Выяснить, как планируется использовать результаты детской деятельности в последующей воспитательной работе.

Наши рекомендации