Педагогические системы специального образования.
Важнейшими отличительными свойствами современных педагогических систем специального образования, обеспечивающими совпадение внешних и внутренних целей функционирования, являются: их гуманистический характер, толерантность, восприимчивость и открытость, выраженное личностное начало, а также антропологическая детерминированность, предусматривающая предоставление специальной педагогической помощи на всех возрастных этапах развития человека; вариативность и полифундаментальность; доступность; адаптивность к возможностям и специальным образовательным потребностям обучающихся, воспитанников; адаптирующий характер педагогических систем специального образования; творческое сочетание традиций отечественного специального образования с зарубежным опытом; обеспечение компенсации ограниченных возможностей человека и коррекции вторичных нарушений в его развитии; системно-сетевая функциональная взаимосвязь как между внутренними элементами самой системы, так и со значимыми для нее структурами внешних систем разного уровня.
Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также тех, чье развитие проходит под влиянием множественных факторов риска. Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. В него входит система специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. В этих учреждениях обучение и воспитание осуществляются в соответствии с коррекционно-развивающими программами, специально разработанными для детей с отклонениями в развитии каждой категории. Дошкольники с ограниченными возможностями могут посещать и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Существует тип дошкольных учреждений, предназначенный для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Эти учреждения предназначены для детей следующих категорий: с высокой степенью педагогической запущенности, с трудностями в обучении, с признаками социальной дезадаптации; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; детей, подвергшихся разным формам психического и физического насилия; детей, вынужденных покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери; детей из семей беженцев, переселенцев, а также пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др. Все виды необходимой им помощи оказывают высококвалифицированные работники разных специальностей — педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-дефектологи, логопеды и др. По отношению к детям дошкольного возраста основными направлениями деятельности таких учреждений являются:
диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении; образование в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.
В стране имеются различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, — санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цели их создания и деятельности — оказание помощи семьям в воспитании проблемных детей и детей, нуждающихся в длительном лечении, получении ими образования, проведение реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптация к жизни в обществе, социальная защита и разностороннее развитие. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на один-два года, в течение которых формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, ранее не имевшие возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).
Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами (программами) в различных учебных заведениях или на дому. В течение XX в. в стране складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые были преимущественно школами-интернатами, в которых и в России, и в СССР в целом учились подавляющее большинство детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время выделились восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Cпециальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида — школа-интернат для глухих детей; специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида — школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей; специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида — школа-интернат для незрячих детей; специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида — школа-интернат для слабовидящих детей;
специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида — школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи; специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида — школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида — школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития; специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида — школа или школа-интернат для детей с умственной
отсталостью. Во всех этих учреждениях реализуются специальные образовательные стандарты. На основе такого образовательного стандарта учреждение самостоятельно разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности — с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование, т.е. соответствующее уровням массовой общеобразовательной школы (например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования, или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.