Глава 3. организация и проведение психолого-педагогического консилиума

В предыдущих разделах работы уже достаточно было ска­зано о роли консилиума в общей системе психолого-педагоги­ческого сопровождения школьников. Лишь еще раз отметим, что консилиум позволяет объединить усилия педагогов, психо­логов и всех других субъектов учебно-воспитательного процес­са, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. В данном разделе мы подробно остановимся на процедурных и содер­жательных аспектах работы психолого-педагогического кон­силиума.

Прежде всего, о его участниках. Обязательными участни­ками консилиума являются психолог, завуч и классные руко­водители (в начальной шко'ле— основные учителя). Чрезвы­чайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика — врача или медсестры. По крайней мере, консилиум должен располагать соответствующей медицинс­кой информацией. Педагоги-предметники в нашей модели не входят в число участников. Необходимая информация от них поступает на консилиум через классного руководителя и час­тично психолога, а итоги консилиума с соответствующими ре­комендациями обсуждаются с ними завучем, в ходе обяза­тельных консультаций, и психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума. Могут быть сформулирова­ны по крайней мере два аргумента в защиту такого положе­ния. Во-первых, практика показывает, что выработка индиви­дуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педа­гогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребенка очень затруднена, а эффектив­ность решений такого собрания практически нулевая. Во-вто­рых, проблемы конкретного ребенка могут быть связаны именно с отношением к нему определенного учителя, какого-либо ос-

---- • • • • Содержание деятельности школьного психолога• • • • —

трого конфликта в их отношениях. В отсутствии педагога за­вуч и психолог могут выработать план работы и с ребенком, и с педагогом, не вынося этот вопрос на общее обсуждение. Итак, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в

школе.

Далее, подробно остановимся на вопросе о том, какую информацию «поставляет» каждый участник к о н с и л и у м ад л я общего о б с у ж д е н и я. Конечно, с полным правом мы можем обсуждать только работу психоло­га в рамках консилиума, однако в интересах дела выскажем свою точку зрения в отношении педагогов и медицинских ра­ботников. При этом мы не претендуем на терминологическую непогрешимость и всесторонность наших представлений о со­держании их подготовки к психолого-педагогическому конси­лиуму.

Психолог приносит на консилиум результаты своей диаг­ностической деятельности — наблюдений, экспертных опро­сов педагогов и родителей, обследования самих школьни­ков. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщен­ные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не на­рушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологи­ческого обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены сле­дующим образом:

1.Дано описание психологических особенностей обуче­ния, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной фор­ме, но с опорой на содержание психолого-педагогичес­кого статуса школьника. Точнее, тех его компонентов, которые были исследованы психологом.

• • • М. Битянова • • •

2.Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психи­ческой или социальной нормы и описаны конкрет­ные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, про­являющиеся в личностных акцентуациях или от­клонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины су­ществующих нарушений.

3. Названы те сферы психической жизни школьника,
развитие которых характеризуется выраженными ин­
дивидуальными особенностями и описаны их реаль­
ные проявления.

4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога
формы сопровождения.

Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психо­лог может опираться и на первичные данные протокола, одна­ко другим участникам консилиума для ознакомления и рабо­ты предоставляются только тексты приложений.

Приведем в качестве примера один из возможных вариан­тов текста такого приложения.

Ф. И. О. ученикаНиколай К., 1 класс «А»

Дата рождения9 сентября 1988 г.

Дата обследованияфевраль 1996

Феномен развития на момент проведения обследования:

У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учеб­ной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учеб­ная мотивация достаточно высокая. Отношения с однокласс­никами доброжелательные, с учителями в общение практи­чески не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревож­ность высокая, самооценка не устойчивая.

Наличие отклонений или нарушений в развитии:Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной

----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —

сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психичес­кой активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины — парциальные нарушения интеллектуального раз­вития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие соци­ально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).

Особенности психического развития, выявленные в обсле­довании:

Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя. Возможные формы сопровождения:

Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по во­просам интеллектуального развития ребенка.

В целом вся информация, которую готовит к консилиуму психолог, может быть разделена на две группы: информация о конкретных школьниках и обобщенная информация по клас­су или параллели. О том, как может выглядеть информация первой группы, мы уже говорили. Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц.

Выскажем и наши соображения в отношении той информа­ции, которую предоставляют на консилиум педагог и медик. Классный руководитель, опираясь на результаты своих со­бственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом. Пред­оставляемая информация должна касаться, во-первых, труд­ностей, которые испытывает ученик в различных педагогичес­ких ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Характеристика школь­ника может складываться из следующих показателей:

• • • М. Битянова • • •

Качественные характеристики учебной деятельности:

• трудности и особенности, проявляющиеся при подго­
товке домашних заданий;

• трудности и особенности, проявляющиеся при устных
и письменных ответах на уроке, особенности ответов
у доски;

• трудности и особенности, возникающие при выполне­
нии творческих заданий и рутинной трудоемкой рабо­
ты;

• трудности, возникающие в процессе усвоения нового
материала или повторения пройденного;

• виды заданий или учебного материала, вызывающие
наибольшие трудности;

• предполагаемые причины описанных трудностей и осо­
бенностей.

Количественные показатели учебной деятельности:

• успеваемость по основным предметам;

• предполагаемые причины низкой или не ровной ус­
певаемости.

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

• описание и оценка поведения с точки зрения учебной
активности и заинтересованности;

• описание и оценка поведения с точки зрения соблюде­
ния общепринятых правил;

• индивидуальные особенности и трудности, возникаю­
щие в процессе общения с педагогами и сверстниками.

Показатели эмоционального состояния в учебных си­туациях:

• описание «типичного» для школьника эмоционально­
го состояния на уроке;

• описание ситуаций, вызывающих у учащегося различ­
ные эмоциональные трудности (плач, раздражение, аг­
рессия, испуг и др.).

Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, естественно только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагоги­ческих характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной под-

---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —

держке завуча и содержательной помощи психолога. По мере того, как консилиум утверждает себя в школе в качестве не­отъемлемой части учебно-воспитательного процесса, такая под­готовка становится все менее затруднительной. Педагоги на­капливают опыт и формируют навыки наблюдения за школь­никами, формулирования своих мнений и выводов.

Участие медицинского работника в консилиуме весьма же­лательно. Но если это трудно организовать технически, учас­тники консилиума должны обязательно располагать опреде­ленной информацией о состоянии здоровья и физических осо­бенностях школьников. Наши представления о тех параметрах, по которым должно оцениваться соматическое состояние школьников, мы сформулировали в сотрудничестве с колле­гами научно-методического Центра «ДАР» им. Выготского. Выделяется три основных показателя;

Физическое состояние ребенка на момент проведения кон­силиума:

• соответствие физического развития возрастным нор­
мам;

• состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной
системы;

• переносимость физических нагрузок (на основании
данных учителя физкультуры).

Факторы риска нарушения развития:

• наличие в прошлом заболеваний и травм, которые
могут сказаться на развитии ребенка;

• факторы риска по основным функциональным систе­
мам, наличие хронических заболеваний.

Характеристика заболеваемости за последний год.

Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровож­дения данные.

Рассмотрим далее основные этапы работы кон­силиума и их содержание.

Подготовка консилиума осуществляется каждым участни­ком отдельно. Психолог обрабатывает данные психологи­ческого минимума и углубленной диагностики, готовит прило­жения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников необходимо обсудить отдельно, посвятив этому достаточно

М. Битянова •..

много времени, а какие дети, являясь психологически благопо­лучными, не станут предметом отдельного обсуждения на кон­силиума (либо для разработки их сопровождения нужно не­много времени). П еда г о г (классный руководитель в сред­ней и старшей параллели) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует соб­ственные наблюдения. Школьный медик просматрива­ет медицинские карты, при необходимости получает дополни­тельную информацию от родителей или из поликлиники, так­же готовит выписки для обсуждения на консилиуме. Педагог и медик также каждый по своей информации выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении на консилиуме. Сразу отметим, что, употребляя понятие «проблемный ребенок или подросток», мы не обязательно имеем в виду тех, кто плохо учится или своим поведением мешает учителю. Мы считаем, что педагогам и психологам, участвующим в консилиуме, не­обходимо значительно шире подходить к этому вопросу. «Про­блемный ребенок» в школьной практике — это ученик, имею­щий проблемы в освоении нового или закреплении старого материала, присвоении определенных знаний или навыков, выполнении определенных школьных требований, в построе­нии общения со сверстниками или учителями, поддержании устойчивого позитивного эмоционального состояния в школь­ных ситуациях и др. И лишь в последнюю очередь — это ре­бенок, создающий проблемы окружающим. (Такие случаи, ffe-сомненно, также обсуждаются на консилиуме, но уже с точки зрения оказания помощи педагогу, имеющему проблемы.) При такой постановке вопроса «особо проблемным» может ока­заться и слабо успевающий ученик, и ученик с проблемным поведением, а также одаренные дети, конфликтующие с пе­дагогами и сверстниками, и мнительные, болезненные школь­ники.

Обсуждая данный вопрос, мы хотели бы вернуться к тому, о чем уже говорили в первых разделах книги — внут­ренней сложности школьной среды, многообразию задач, решаемых ребенком в процессе школьного обучения (обра­зование, социализация, психологическое развитие). Сопро­вождение, подчеркивали мы, представляет собой метод решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае.

- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —

Психолого-педагогический консилиум представляет собой одну из наиболее важных форм сопровождения, решающих эту задачу. В процессе обсуждения индивидуальной стра­тегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации такого взаимодействия. В каких-то аспектах предстоит изменить систему образова­тельных или нормативных требований, предъявляемых кон­кретному школьнику или всей параллели — их содержание, объем, организационные приемы. То есть — «приспособить» Среду к школьнику. В других аспектах — поработать с са­мим школьником в плане формирования определенных навы­ков и психических процессов, коррекции сложившихся при­емов учебной деятельности или общения, оказания помощи в нахождении более эффективных форм. То есть — «приспо­собить» школьника к Школьной среде.

В ходе консилиума решение этой глобальной задачи со­провождения облекается в конкретные направления деятель­ности, мероприятия, психологические и педагогические тех­нологии..

Участвующий в работе ^"H£2£J^]l£~2-2-LX ч собирает ин-

формацию о тех учениках, ~в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведе­ния консилиумов. В среднем на обсуждение данных по одной ^раллели, необходимо проведение трех-четырех встреч. Пла­нируя их работу, завуч "прежде всего отводит время на обсуж­дение стратегии сопровождения тех учеников, которые по дан­ным психолога, педагога, медика или всех их вместе является наиболее -«проблемными», затем— на обсуждение информа­ции по школьникам с парциальными проблемами, в послед­нюю очередь разрабатываются стратегии развивающего со­провождения для "«психологически благополучных» школьни-

^^^^нм^м^^мяям*т4мшмшш^ом*в>мммваштмммшш

ков. При недостатке времени его можно обсуждать не индивидуально, а для всей группы. В конце своей работы кон­силиум обсуждает ситуацию в параллели в целом и выраба­тывает определенные рекомендации для классных руководи­телей и администрации школы. В функции завуча на этапе подготовки может входить также и подготовка необходимой документации — бланков протоколов консилиума.

Проходят заседания консилиума в определенный фиксиро­ванный день, один-два раза в неделю. Ведущим консилиума

11. Зак. 5574

• М. Битянова • • •

. • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —



 

является завуч или психолог. Ведущий устанавливает порядок обсуждения, следит за соблюдением регламента обсуждения. Последний момент является чрезвычайно важным. Обсужде­ние информации, касающейся школьников, их обучения и по­ведения, часто вызывает бурные чувства участников, переход с деловых проблем в область чисто эмоционального отреагиро-вания. В результате — обсуждение стратегии сопровождения одного особо «проблемного» ученика может поглотить боль­шую часть заседания.

Полноправными участниками консилиума могут быть так­же социальный работник и социальный педагог. Более того, если такие специалисты в школе имеются и администрация сумела найти для них в школьной системе действительно про­фессиональную нишу, их участие в сопровождении может быть неоценимым. Социальный педагог может взять на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом, а также помочь классным руководителям в реализации их на­правлений решения консилиума. Социальный работ­ник может профессионально осуществить те решения конси­лиума, которые касаются непосредственной работы с семьей. В силу того, что должностные обязанности и профессиональ­ные возможности специалистов такого рода нам не очень по­нятны, мы не может подробнее останавливаться на их участии в сопровождении. Если школа окажется способной определить их функционал, она найдет им и достойное применение в пси­холого-педагогической работе.

Как уже отмечалось выше, работа психолого-педагогичес­кого консилиума по результатам обследования определенной параллели начинается с обсуждения наиболее трудных случа­ев. Разберем порядок работы консилиума в рам­ках обсуждения одного случая. Прежде всего осу­ществляется информационный обмен между его участниками. Порядок изложения информации, видимо, не имеет принци­пиального значения. Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика — начинают они. В случае, если все учас­тники относят данного ребенка или подростка к числу наибо­лее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, обучения и состояния ребенка в школе. Обмен информацией между участниками и

взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состо­яния школьника. По сути дела, речь на данном этапе работы идет о ^сборке целостного портрета» школьника (А. Л. Вен- ••"( гер). Участники консилиума получают возможность увидеть своего ученика во всем разнообразии его школьного поведе­ния, а также понять причины его проблем, уже не будучи ограниченными своими профессиональными школьными зада­чами. Такое обогащение каждого участника позволяет, во-пер­вых, построить действительно системное, «объемное» сопро­вождение школьника, во-вторых, обеспечить всю необходимую помощь и поддержку, в третьих, обладает большим психоло­гическим развивающим эффектом. В дальнейшем, строя свои взаимоотношения с ребенком, консультируя по вопросам со­провождения педагогов-предметников, родителей или адми­нистрацию, они будут иначе смотреть на те или иные проявле­ния и реакции, транслировать в процессе общения другое от­ношение, иное мировосприятие.

.Вторая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсужде­ния конкретного случая,— разработка стратегии сопровож­дения данного ученика. Прежде всего, участники оговарива­ют содержание сопровождающей работы: какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием жела­тельно наполнить развивающую работу с ним, какие его осо­бенности должны быть обязательно учтены в процессе обуче­ния и общения. Следующим шагом будет обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить сила­ми педагогического коллектива данной параллели, а что мож­но сделать только с помощью семьи или специалистов различ­ного профиля вне школы. В соответствии с этим они определя­ют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметника­ми, а также социально-диспетчерскую деятельность.

Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последо­вательных вопросов: / • Каков психологический, педагогический и медицинс-

кий статус школьника на момент обследования?


 

• •• М. Битянова • • •

• Какими особенностями и проблемами характеризует­ся развитие школьника в целом на момент обследова­ния?

) • Каким содержанием должна быть наполнена индиви­дуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?

2 • В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный ме­дик и классный руководитель?

 

Предусматривается ли и какая по содержанию кон- ! сультативная работа участников консилиума с педа- t гогическим коллективом или отдельными учителями, i родителями школьника и школьной администрацией? -г 5Г • Предполагается ли и какая социально-диспетчерская

деятельность? - *

Ответы на все поставленные выше вопросы предполага-0 ют установление сроков выполнения той или иной работы, конкретното"'ОТвётственного и форм контроля.

Возможно, кому-то из читателей покажется неумест­ным или. навязчивым употребление автором таких слов, как «регламент», «ответственный», «контроль» и т. д. Навер­ное, в данном контексте они могут показаться чрезмерно формальными. Однако можем уверить вас в том, что необ­ходимость введения в практику школьной психологической деятельности жестких правил и административных тре­бований продиктовано жизнью и реальной работой в шко­ле. Позволим себе высказаться достаточно резко: в орга­низационном плане школьная система представляет собой весьма хаотическое образование. Более того, эта внутрен­няя объективная неупорядоченность стала настолько при­вычной, что превратилась в сознании находящихся внутри нее людей в определенную иллюзию организации. Годами вырабатываются стили взаимоотношений, способы разре­шения конфликтов, контроля за соблюдением определен­ных требований. В основе почти всех этих способов управ­ления — эмоциональные межличностные отношения педаго­гов между собой и с администрацией. То, что сложившаяся практика руководства школьной системой требует серь­езных изменений, — это несомненно. Но именно в силу «заш­каливающей» эмоциональности отношения в ней не могут

_____ Содержание деятельности школьного психолога-------

быть на наш взгляд, перестроены одномоментно по жела-пию какого-либо руководителя-новатора. Переход с эмоцио­нального на деловой стиль руководства требует времени, и в этом плане предлагаемая модель планирования и регулиро­вания сопровождающей деятельности может сыграть важ-

нию позитивную роль.

Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчива­ется заполнением итогового документа - заключения конси­лиума в котором находят свое краткое описание ответы на основные из выше приведенных вопросов. Приведем возмож­ную форму такого заключения.

Ф. И. О. ученика, возраст и класс:

Участники консилиума:

Психолого-медико-педагогический статус на момент об­следования:

Актуальное состояние:

(описание) Наличие отклонений и особенностей развития:

(описание)

Содержание сопровождающей деятельности и ее предпоч­тительные формы:

Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:
Участник консилиума Содержание и форма работы Сроки проведения
     

Содержание консультативной деятельности участников консилиума:

Участник консилиума Содержание и форма работы Сроки проведения
     

одержание социально-диспетчерской деятельности учас­тников консилиума:
Участник консилиума Содержание и форма работы Сроки проведения
     

Дата заполнения: Подписи участников:

Воспользуемся конкретным случаем, который мы уже при­водили в пример в этом разделе, и покажем работу с ним в рамках консилиума.

Еще раз перечислим данные, предоставляемые психологом:

Ф. И. О. ученика: Николай К., 1 класс «А»

Дата рождения: 9 сентября 1988 г.

Дата обследования: февраль 1996

Феномен развития на момент проведения обследования:

У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учеб­ной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учеб­ная мотивация достаточно высокая. Отношения с однокласс­никами доброжелательные, с учителями в общение практи­чески не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тре­вожность высокая, самооценка неустойчивая.

Наличие отклонений или нарушений в развитии:

Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психи­ческой активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задерж­ка»). Причины — парциальные нарушения интеллектуально­го развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).

Особенности психического развития, выявленные в об-

166

__ ... Содержание деятельности школьного психолога • • • —

следовании:

Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.

Возможные формы сопровождения:

Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по во­просам интеллектуального развития ребенка.

Учитель по результатам собственного наблюдения и бес­едам с учителями-предметниками предоставил следующую информацию:

Качественные характеристики учебной деятельности:

При выполнении домашних заданий и в процессе классной работы возникают трудности с пониманием учебного матери­ала: по математике— при записи условий и формулировке вопросов задачи, по русскому языку — при применении пра­вил, нахождении ошибок в собственных текстах. Домашние задания выполняются с большим количеством мелких оши­бок.

Письменные работы выполняет лучше, чем устные: за­трудняется с формулировкой своих мыслей. Творческие зада­ния выполняет хуже рутинных, при выполнении простых за­даний может быть очень старательным и трудоспособным.

Наибольшие трудности возникают при выполнении зада­ний, требующих логики, развитой речи и творчества.

Предполагаемые причины описанных трудностей и особен­ностей: с мальчиком не занимаются дома, единственная фор­ма помощи— наказание за плохие оценки.

Количественные показатели учебной деятельности:

Успеваемость по основным предметам: математика — 3, русский язык — 3, чтение — 3, труд — 5, рисование — 4.

Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

Активность на уроке практически не проявляет, с заинте­ресованностью относится к развивающим игровым упражне­нием, даже если с ними не справляется, старательно выполня­ет техническую работу на уроках.

Дисциплину на уроке нарушает редко.

Очень робок в отношениях с учителями: практически не

• М. Битянова • • •

обращается с вопросами, говорит шепотом, отводит глаза. Ча­сто не отвечает на вопросы. Отношения с ребятами хорошие: на переменах играет вместе со всеми, но никогда не лидирует, подчиняется решениям других.

Показатели эмоционального состояния в учебных си­туациях:

На уроке часто рассеян, смотрит в сторону, но может быс­тро включится в работу после замечания. К концу урока час­то явно устает, перестает работать.

В ответ на замечания чаще всего молчит, сжимается, иног­да появляются слезы или сжимаются кулачки.

Медицинская информация о мальчике:

Физическое состояние ребенка на момент проведения кон­силиума:

Развитие соответствует возрастной норме, по физкультуре занимается в основной группе, физические нагрузки перено­сит хорошо

Факторы риска нарушения развития:

Родовая травма, энцефалопатия в младенческом возрасте, хронический фарингит.

Характеристика заболеваемости за последний год.

Практически не болел.

По результатам обсуждения в протокол занесены следую­щие сведения и решения:

Психолого-медико-педагогический статус на момент об­следования:

Актуальное состояние: Плохо усваивает учебный материал, рассеян, невнимателен, особую трудность вызывают задания, требующие логического осмысления, творческого во­ображения. У мальчика плохо развита устная и письменная речь, эмоциональное состояние неустойчивое, тревожное. Си­туации публичного ответа вызывают тревогу.

В общение с педагогами старается не вступать, навыки общения со взрослыми развиты плохо. Воспитан, аккуратен.

Наличие отклонений и особенностей раз­вития: существуют определенные нарушения в познаватель­ной сфере (низкая произвольность, несформированность внут­реннего плана учебных действий, сформированность логичес-ких операций в рамках требований программы первого класса), которые могут быть скомпенсированы при организации специ-

__ . . . Содержание деятельности школьного психолога • • • —

а л ь н ой_Раб°ты- Мальчик «педагогически запущен» из-за от­сутствия должного внимания к его развитию в семье.

Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы: Развитие познава­тельно^ деятельности. навыков организации интеллектуаль-шх_учебных действий, ликвидация пробелов в знаниях, сни-у ровня тревожности, страха общения с педагогами,

обучение навыкам общения со взрослыми.

Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:

Сроки проведения
Участник консилиума

Содержание и форма работы

Школьный психолог

Включение в коррекционную группу первоклассников с трудностями в поведении.

Индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы

Педагог

Разработка и реализация стратегии помощи: организа­ция специальных дополнитель­ных занятий, создание благо­приятных условий для работы мальчика во время урока: доб­рожелательная атмосфера, временное снижение учебных требований, преимущественное использование письменных оп-росовили устных ответов вне урока.

Завуч

Оказание методической помо­щи педагогу в организации педагогической работы

Содержание консультативной деятельности участников консилиума:





12. Зак. 5574



• • • М. Битянова • • •

... Содержание деятельности школьного

психолога



Участник консилиума

Школьный психолог

Педагог Завуч

Содержание и форма работы

Информирование педагогов о особенностях и проблемах ребенка на групповой консуль­тации, помощь в разработке стратегий педагогической по­мощи и сопровождения Проведение индивидуальной консультации с семьей (первая встреча может быть проведе­на совместно с педагогом)

Проведение индивидуальной консультации с семьей

Оказание методической помо­щи педагогам-предметникам в организации работы с ребен­ком

Сроки проведения

Актуальное состояние: «Психологически благополучное»

Наличие отклонений и особенностей развития: очень мед­лителен при выполнении практически любой работы, однако выполняет ее качественно; новый учебный материал усваивает медленнее, чем большинство одноклассников, однако приобре­таемые им знания прочные и систематизированные. Попытки поторопить его в работе не приводят к убыстрению темпа, но могут вызвать протест

Содержание сопровождающей деятельности и ее предпоч­тительные формы: учет индивидуальных типологических осо­бенностей при организации учебной деятельности. Консульти­рование педагогов и самого подростка по освоению эффектив­ных форм работы.

В добавление к таким «укороченным» вариантам прото­кола может быть заполнен отдельный лист, в котором фик­сируются содержание и направления психолого-медико-пе-дагогической работы с детьми, не имеющими выраженных проблем обучения, воспитания и психического самочув­ствия.

Например, по параллели 10 классов:



Содержание социально-диспетчерской деятельности учас­тников консилиума: не предусматривается.

Столь подробно в рамках консилиума рассмотреть стра­тегию сопровождения всех детей возможно лишь в малоком­плектной школе. К сожалению, подробное обсуждение мо­жет быть проведено лишь для детей, испытывающих выра­женные проблемы обучения и развития. Время, отводимое на обсуждение концепции сопровождения «психологически благополучных» школьников, незначительно. Очень часто работу с ними планируют не индивидуально, а для группы в целом, а в протоколах фиксируют лишь те особенности, на которые следует обратить внимание педагогам. Об этих осо­бенностях педагогам сообщают во время групповой консуль­тации. В этом случае персонально на ребенка заполняется лишь первая часть заключения, касающаяся его школьного портрета.

Например: Алексей К., 1983 г. р., 8 «А»:

Психолого-медико-педагогический статус на момент об­следования:


Сроки проведения
Участник консилиума

Содержание и форма работы

Школьный Организация и проведение

психолог развивающей тренинговой ра-

боты (группа набирается по желанию).

Организация психологических классных часов (2 часа на класс) по методу обучающей психодиагностики Проведение индивидуальных профориентационных кон­сультаций по итогам диагнос­тики

Следующим этапом работы является анализ данных по парал­лели в целом и выработка соответствующих рекомендаций. Что может дать такой анализ? Прежде всего, важную информа-



шшиннинм




• • • М. Битянова • • •

цию о различных тенденциях в состоянии психолого-медико-педагогического статуса школьников, определенной паралле­ли. В свою очередь, зная общий уровень, типичные трудности, преобладающие особенности школьников можно вносить со­держательные, осмысленные изменения в учебный и воспита­тельный процесс, планировать психологическую и педагогичес­кую работу с параллелью, организовывать просветительскую и консультативную работу с педагогами и родителями. Кроме того, могут быть выявлены определенные проблемы конкрет­ных педагогов. Скажем, заполняя психолого-педагогические карты, педагог большинству детей выставил оценки, которые значительно расходятся с оценками других педагогов: выше или ниже, в данном случае не существенно. Может оказаться также, что именно у этого педагога существуют выраженные конфликты с учениками или сложности в преподавании. Пси­холог и завуч, располагая такими данными, могут организо­вать встречи с педагогом консультативного или методического характера.

Данные по параллели в целом составляют также основу той информации, которая передается завучем или психоло­гом школьной администрации. Результаты анализа таких обобщенных данных желательно зафиксировать в виде пись­менного соглашения с описанием ситуации и выделением основных направлений деятельности (аналогично вышеопи­санным).

Итак, консилиум завершается распределением обязаннос­тей между участниками консилиума по ведению сопровожда­ющей и консультативной работы, с указанием примерных сро­ков выполнения. При хорошей организации, навыках быстро­го и содержательного обсуждения консилиум по одной параллели может быть проведен в 3-4 встречи. Однако гра­мотное проведение психолого-педагогического консилиума часто наступает после длительного периода привыкания его учас­тников друг к другу, поиска удобного стиля взаимодействия, приемлемых способов оформления документов. Очень помога­ет на этом этапе специальное обучение, в процессе которого участники будущих консилиумов отрабатывают элементы вза­имодействия на смоделированных ситуациях. Наилучший ва­риант — проведение большой деловой педагогической игры, в которую был бы включен весь педагогический коллектив шко-

__ ... Содержание деятельности школьного психолога • • • —

лы и школьная администрация. Часть из них возьмет на себя роли родителей, школьников, часть останется в роли учителей. В ходе игры можно смоделировать процесс сбора информации на консилиум, ее обсуждение и реализацию ре­шений. Подобная работа всегда оказывается очень полез­ной не только для основных участников консилиума, кото­рые учатся конкретным навыкам работы. Она позволяет всем педагогам увидеть сопровождение как целостный длитель­ный процесс, прочувствовать свою роль и место в этом про­цессе, прожить позиции родителей и детей. Обучение может провести психолог. Хорошо также, когда такого рода учеба проводится централизованно, для педагогических коллекти­вов нескольких школ.Мы имеем опыт организации и проведения такого цен­трализованного обучения. На специально организованную учебу, в рамках государственной программы «Дети Черно­быля» были приглашены основные участники консилиума (завучи, психологи и медики) из школ чернобыльской зоны Российской федерации. Одним из этапов работы стала боль­шая организационная игра. Между всеми слушателями были распределены роли основных участников внутришкольного взаимодействия: администрации, педагогов, школьников и их родителей. Затем в игровой форме отрабатывались ос­новные этапы работы со школьниками определенной парал­лели — сбор информации, ее оформление, проведение конси­лиума, заполнение документов, проведение основных консуль­тативных мероприятий (с родителями, педагогами, администрацией). В ходе игры участники не только изуча­ли и проживали определенную ролевую позицию, но и знако­мились с основными процедурами работы психолога, медика и педагога, находили формулировки и объяснения, понятные всем группам, осваивали навыки свободного обсуждения и др. Игра дала значительный эффект. Если до ее проведения каждый смотрел на школьную ситуацию и задачи консилиу­ма со своей ограниченной профессиональной позиции (а педа­гоги вообще чувствовали себя обиженными тем, что не при­нимают участие в консилиуме), то после игры представле­ния игроков о целях, задачах и формах работы консилиума значительно расширились, отношение друг к другу стало значительно мягче, язык общения доступнее.

• • • М. Битянова • • •

В работе консилиума часто именно психологу приходится взять на себя управление дискуссией на первых порах су­ществования этой формы работы в школе. Затем эта функция может быть передана завучу. Очевидно, что если участники консилиума не могут провести обсуждение в три-четыре за­планированных встречи, их число нужно увеличивать. Однако стремится надо к тому, чтобы по возможности обходится мень­шим числом заседаний при высокой интенсивности обсужде­ний. Иначе консилиум перестанет быть удобной, оперативной формой организации целостного сопровождения детей в про­цессе предметного обучения, превратится в длительный бес­смысленный ритуал, каких немало в школьной системе.

Организационные трудности, возникающие в работе конси­лиума на первых порах его существования, не единственные. Существует и проблема единого языка обсуждения, и сложности с установлением эффективного обмена мнениями, принятием груп­пового решения, распределением властных полномочий в мини-группе среди ее участников. Все они могут быть решены каж­дой «командой» индивидуально, здесь трудно дать какие-либо общие рекомендации. Важно только, чтобы все участники осоз­навали значимость проводимой работы, понимали необходимость решения всех возникающих сложностей для создания благопри­ятных условий обучения и развития учеников школы.

Консилиум «запускает» многие направления и формы де­ятельности школьного психолога в определенной параллели. Благодаря консилиуму преобладающее большинство из них обретает свое конкретное содержание. Обратимся к анализу основных направлений сопровождающей деятельности школь­ного психолога, осуществляемых в этот период.

ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации