Глава 3. организация и проведение психолого-педагогического консилиума
В предыдущих разделах работы уже достаточно было сказано о роли консилиума в общей системе психолого-педагогического сопровождения школьников. Лишь еще раз отметим, что консилиум позволяет объединить усилия педагогов, психологов и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. В данном разделе мы подробно остановимся на процедурных и содержательных аспектах работы психолого-педагогического консилиума.
Прежде всего, о его участниках. Обязательными участниками консилиума являются психолог, завуч и классные руководители (в начальной шко'ле— основные учителя). Чрезвычайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика — врача или медсестры. По крайней мере, консилиум должен располагать соответствующей медицинской информацией. Педагоги-предметники в нашей модели не входят в число участников. Необходимая информация от них поступает на консилиум через классного руководителя и частично психолога, а итоги консилиума с соответствующими рекомендациями обсуждаются с ними завучем, в ходе обязательных консультаций, и психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума. Могут быть сформулированы по крайней мере два аргумента в защиту такого положения. Во-первых, практика показывает, что выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребенка очень затруднена, а эффективность решений такого собрания практически нулевая. Во-вторых, проблемы конкретного ребенка могут быть связаны именно с отношением к нему определенного учителя, какого-либо ос-
---- • • • • Содержание деятельности школьного психолога• • • • —
трого конфликта в их отношениях. В отсутствии педагога завуч и психолог могут выработать план работы и с ребенком, и с педагогом, не вынося этот вопрос на общее обсуждение. Итак, консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в
школе.
Далее, подробно остановимся на вопросе о том, какую информацию «поставляет» каждый участник к о н с и л и у м ад л я общего о б с у ж д е н и я. Конечно, с полным правом мы можем обсуждать только работу психолога в рамках консилиума, однако в интересах дела выскажем свою точку зрения в отношении педагогов и медицинских работников. При этом мы не претендуем на терминологическую непогрешимость и всесторонность наших представлений о содержании их подготовки к психолого-педагогическому консилиуму.
Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования самих школьников. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме, и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:
1.Дано описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса школьника. Точнее, тех его компонентов, которые были исследованы психологом.
• • • М. Битянова • • •
2.Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в личностных акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины существующих нарушений.
3. Названы те сферы психической жизни школьника,
развитие которых характеризуется выраженными ин
дивидуальными особенностями и описаны их реаль
ные проявления.
4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога
формы сопровождения.
Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психолог может опираться и на первичные данные протокола, однако другим участникам консилиума для ознакомления и работы предоставляются только тексты приложений.
Приведем в качестве примера один из возможных вариантов текста такого приложения.
Ф. И. О. ученикаНиколай К., 1 класс «А»
Дата рождения9 сентября 1988 г.
Дата обследованияфевраль 1996
Феномен развития на момент проведения обследования:
У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчивая.
Наличие отклонений или нарушений в развитии:Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной
----- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины — парциальные нарушения интеллектуального развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).
Особенности психического развития, выявленные в обследовании:
Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя. Возможные формы сопровождения:
Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по вопросам интеллектуального развития ребенка.
В целом вся информация, которую готовит к консилиуму психолог, может быть разделена на две группы: информация о конкретных школьниках и обобщенная информация по классу или параллели. О том, как может выглядеть информация первой группы, мы уже говорили. Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц.
Выскажем и наши соображения в отношении той информации, которую предоставляют на консилиум педагог и медик. Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом. Предоставляемая информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Характеристика школьника может складываться из следующих показателей:
• • • М. Битянова • • •
Качественные характеристики учебной деятельности:
• трудности и особенности, проявляющиеся при подго
товке домашних заданий;
• трудности и особенности, проявляющиеся при устных
и письменных ответах на уроке, особенности ответов
у доски;
• трудности и особенности, возникающие при выполне
нии творческих заданий и рутинной трудоемкой рабо
ты;
• трудности, возникающие в процессе усвоения нового
материала или повторения пройденного;
• виды заданий или учебного материала, вызывающие
наибольшие трудности;
• предполагаемые причины описанных трудностей и осо
бенностей.
Количественные показатели учебной деятельности:
• успеваемость по основным предметам;
• предполагаемые причины низкой или не ровной ус
певаемости.
Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
• описание и оценка поведения с точки зрения учебной
активности и заинтересованности;
• описание и оценка поведения с точки зрения соблюде
ния общепринятых правил;
• индивидуальные особенности и трудности, возникаю
щие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
• описание «типичного» для школьника эмоционально
го состояния на уроке;
• описание ситуаций, вызывающих у учащегося различ
ные эмоциональные трудности (плач, раздражение, аг
рессия, испуг и др.).
Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, естественно только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагогических характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной под-
---- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
держке завуча и содержательной помощи психолога. По мере того, как консилиум утверждает себя в школе в качестве неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, такая подготовка становится все менее затруднительной. Педагоги накапливают опыт и формируют навыки наблюдения за школьниками, формулирования своих мнений и выводов.
Участие медицинского работника в консилиуме весьма желательно. Но если это трудно организовать технически, участники консилиума должны обязательно располагать определенной информацией о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Наши представления о тех параметрах, по которым должно оцениваться соматическое состояние школьников, мы сформулировали в сотрудничестве с коллегами научно-методического Центра «ДАР» им. Выготского. Выделяется три основных показателя;
Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
• соответствие физического развития возрастным нор
мам;
• состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной
системы;
• переносимость физических нагрузок (на основании
данных учителя физкультуры).
Факторы риска нарушения развития:
• наличие в прошлом заболеваний и травм, которые
могут сказаться на развитии ребенка;
• факторы риска по основным функциональным систе
мам, наличие хронических заболеваний.
Характеристика заболеваемости за последний год.
Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные.
Рассмотрим далее основные этапы работы консилиума и их содержание.
Подготовка консилиума осуществляется каждым участником отдельно. Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит приложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников необходимо обсудить отдельно, посвятив этому достаточно
М. Битянова •..
много времени, а какие дети, являясь психологически благополучными, не станут предметом отдельного обсуждения на консилиума (либо для разработки их сопровождения нужно немного времени). П еда г о г (классный руководитель в средней и старшей параллели) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения. Школьный медик просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, также готовит выписки для обсуждения на консилиуме. Педагог и медик также каждый по своей информации выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении на консилиуме. Сразу отметим, что, употребляя понятие «проблемный ребенок или подросток», мы не обязательно имеем в виду тех, кто плохо учится или своим поведением мешает учителю. Мы считаем, что педагогам и психологам, участвующим в консилиуме, необходимо значительно шире подходить к этому вопросу. «Проблемный ребенок» в школьной практике — это ученик, имеющий проблемы в освоении нового или закреплении старого материала, присвоении определенных знаний или навыков, выполнении определенных школьных требований, в построении общения со сверстниками или учителями, поддержании устойчивого позитивного эмоционального состояния в школьных ситуациях и др. И лишь в последнюю очередь — это ребенок, создающий проблемы окружающим. (Такие случаи, ffe-сомненно, также обсуждаются на консилиуме, но уже с точки зрения оказания помощи педагогу, имеющему проблемы.) При такой постановке вопроса «особо проблемным» может оказаться и слабо успевающий ученик, и ученик с проблемным поведением, а также одаренные дети, конфликтующие с педагогами и сверстниками, и мнительные, болезненные школьники.
Обсуждая данный вопрос, мы хотели бы вернуться к тому, о чем уже говорили в первых разделах книги — внутренней сложности школьной среды, многообразию задач, решаемых ребенком в процессе школьного обучения (образование, социализация, психологическое развитие). Сопровождение, подчеркивали мы, представляет собой метод решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае.
- • • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
Психолого-педагогический консилиум представляет собой одну из наиболее важных форм сопровождения, решающих эту задачу. В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации такого взаимодействия. В каких-то аспектах предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований, предъявляемых конкретному школьнику или всей параллели — их содержание, объем, организационные приемы. То есть — «приспособить» Среду к школьнику. В других аспектах — поработать с самим школьником в плане формирования определенных навыков и психических процессов, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или общения, оказания помощи в нахождении более эффективных форм. То есть — «приспособить» школьника к Школьной среде.
В ходе консилиума решение этой глобальной задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии..
Участвующий в работе ^"H£2£J^]l£~2-2-LX ч собирает ин-
формацию о тех учениках, ~в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведения консилиумов. В среднем на обсуждение данных по одной ^раллели, необходимо проведение трех-четырех встреч. Планируя их работу, завуч "прежде всего отводит время на обсуждение стратегии сопровождения тех учеников, которые по данным психолога, педагога, медика или всех их вместе является наиболее -«проблемными», затем— на обсуждение информации по школьникам с парциальными проблемами, в последнюю очередь разрабатываются стратегии развивающего сопровождения для "«психологически благополучных» школьни-
^^^^нм^м^^мяям*т4мшмшш^ом*в>мммваштмммшш
ков. При недостатке времени его можно обсуждать не индивидуально, а для всей группы. В конце своей работы консилиум обсуждает ситуацию в параллели в целом и вырабатывает определенные рекомендации для классных руководителей и администрации школы. В функции завуча на этапе подготовки может входить также и подготовка необходимой документации — бланков протоколов консилиума.
Проходят заседания консилиума в определенный фиксированный день, один-два раза в неделю. Ведущим консилиума
11. Зак. 5574
• М. Битянова • • •
. • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
является завуч или психолог. Ведущий устанавливает порядок обсуждения, следит за соблюдением регламента обсуждения. Последний момент является чрезвычайно важным. Обсуждение информации, касающейся школьников, их обучения и поведения, часто вызывает бурные чувства участников, переход с деловых проблем в область чисто эмоционального отреагиро-вания. В результате — обсуждение стратегии сопровождения одного особо «проблемного» ученика может поглотить большую часть заседания.
Полноправными участниками консилиума могут быть также социальный работник и социальный педагог. Более того, если такие специалисты в школе имеются и администрация сумела найти для них в школьной системе действительно профессиональную нишу, их участие в сопровождении может быть неоценимым. Социальный педагог может взять на себя организационные обязанности, связанные с консилиумом, а также помочь классным руководителям в реализации их направлений решения консилиума. Социальный работник может профессионально осуществить те решения консилиума, которые касаются непосредственной работы с семьей. В силу того, что должностные обязанности и профессиональные возможности специалистов такого рода нам не очень понятны, мы не может подробнее останавливаться на их участии в сопровождении. Если школа окажется способной определить их функционал, она найдет им и достойное применение в психолого-педагогической работе.
Как уже отмечалось выше, работа психолого-педагогического консилиума по результатам обследования определенной параллели начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Разберем порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая. Прежде всего осуществляется информационный обмен между его участниками. Порядок изложения информации, видимо, не имеет принципиального значения. Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика — начинают они. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, обучения и состояния ребенка в школе. Обмен информацией между участниками и
взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника. По сути дела, речь на данном этапе работы идет о ^сборке целостного портрета» школьника (А. Л. Вен- ••"( гер). Участники консилиума получают возможность увидеть своего ученика во всем разнообразии его школьного поведения, а также понять причины его проблем, уже не будучи ограниченными своими профессиональными школьными задачами. Такое обогащение каждого участника позволяет, во-первых, построить действительно системное, «объемное» сопровождение школьника, во-вторых, обеспечить всю необходимую помощь и поддержку, в третьих, обладает большим психологическим развивающим эффектом. В дальнейшем, строя свои взаимоотношения с ребенком, консультируя по вопросам сопровождения педагогов-предметников, родителей или администрацию, они будут иначе смотреть на те или иные проявления и реакции, транслировать в процессе общения другое отношение, иное мировосприятие.
.Вторая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсуждения конкретного случая,— разработка стратегии сопровождения данного ученика. Прежде всего, участники оговаривают содержание сопровождающей работы: какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним, какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения. Следующим шагом будет обсуждение вопроса о том, какую сопровождающую работу могут взять на себя участники консилиума, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. В соответствии с этим они определяют формы своего участия и оговаривают, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, педагогами-предметниками, а также социально-диспетчерскую деятельность.
Таким образом, деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов: / • Каков психологический, педагогический и медицинс-
кий статус школьника на момент обследования?
• •• М. Битянова • • •
• Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?
) • Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?
2 • В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?
Предусматривается ли и какая по содержанию кон- ! сультативная работа участников консилиума с педа- t гогическим коллективом или отдельными учителями, i родителями школьника и школьной администрацией? -г 5Г • Предполагается ли и какая социально-диспетчерская
деятельность? - *
Ответы на все поставленные выше вопросы предполага-0 ют установление сроков выполнения той или иной работы, конкретното"'ОТвётственного и форм контроля.
Возможно, кому-то из читателей покажется неуместным или. навязчивым употребление автором таких слов, как «регламент», «ответственный», «контроль» и т. д. Наверное, в данном контексте они могут показаться чрезмерно формальными. Однако можем уверить вас в том, что необходимость введения в практику школьной психологической деятельности жестких правил и административных требований продиктовано жизнью и реальной работой в школе. Позволим себе высказаться достаточно резко: в организационном плане школьная система представляет собой весьма хаотическое образование. Более того, эта внутренняя объективная неупорядоченность стала настолько привычной, что превратилась в сознании находящихся внутри нее людей в определенную иллюзию организации. Годами вырабатываются стили взаимоотношений, способы разрешения конфликтов, контроля за соблюдением определенных требований. В основе почти всех этих способов управления — эмоциональные межличностные отношения педагогов между собой и с администрацией. То, что сложившаяся практика руководства школьной системой требует серьезных изменений, — это несомненно. Но именно в силу «зашкаливающей» эмоциональности отношения в ней не могут
_____ Содержание деятельности школьного психолога-------
быть на наш взгляд, перестроены одномоментно по жела-пию какого-либо руководителя-новатора. Переход с эмоционального на деловой стиль руководства требует времени, и в этом плане предлагаемая модель планирования и регулирования сопровождающей деятельности может сыграть важ-
нию позитивную роль.
Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчивается заполнением итогового документа - заключения консилиума в котором находят свое краткое описание ответы на основные из выше приведенных вопросов. Приведем возможную форму такого заключения.
Ф. И. О. ученика, возраст и класс:
Участники консилиума:
Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования:
Актуальное состояние:
(описание) Наличие отклонений и особенностей развития:
(описание)
Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы:
Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума: | ||
Участник консилиума | Содержание и форма работы | Сроки проведения |
Содержание консультативной деятельности участников консилиума:
Участник консилиума | Содержание и форма работы | Сроки проведения |
одержание социально-диспетчерской деятельности участников консилиума: | ||
Участник консилиума | Содержание и форма работы | Сроки проведения |
Дата заполнения: Подписи участников:
Воспользуемся конкретным случаем, который мы уже приводили в пример в этом разделе, и покажем работу с ним в рамках консилиума.
Еще раз перечислим данные, предоставляемые психологом:
Ф. И. О. ученика: Николай К., 1 класс «А»
Дата рождения: 9 сентября 1988 г.
Дата обследования: февраль 1996
Феномен развития на момент проведения обследования:
У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка неустойчивая.
Наличие отклонений или нарушений в развитии:
Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины — парциальные нарушения интеллектуального развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями).
Особенности психического развития, выявленные в об-
166
__ ... Содержание деятельности школьного психолога • • • —
следовании:
Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.
Возможные формы сопровождения:
Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по вопросам интеллектуального развития ребенка.
Учитель по результатам собственного наблюдения и беседам с учителями-предметниками предоставил следующую информацию:
Качественные характеристики учебной деятельности:
При выполнении домашних заданий и в процессе классной работы возникают трудности с пониманием учебного материала: по математике— при записи условий и формулировке вопросов задачи, по русскому языку — при применении правил, нахождении ошибок в собственных текстах. Домашние задания выполняются с большим количеством мелких ошибок.
Письменные работы выполняет лучше, чем устные: затрудняется с формулировкой своих мыслей. Творческие задания выполняет хуже рутинных, при выполнении простых заданий может быть очень старательным и трудоспособным.
Наибольшие трудности возникают при выполнении заданий, требующих логики, развитой речи и творчества.
Предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей: с мальчиком не занимаются дома, единственная форма помощи— наказание за плохие оценки.
Количественные показатели учебной деятельности:
Успеваемость по основным предметам: математика — 3, русский язык — 3, чтение — 3, труд — 5, рисование — 4.
Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
Активность на уроке практически не проявляет, с заинтересованностью относится к развивающим игровым упражнением, даже если с ними не справляется, старательно выполняет техническую работу на уроках.
Дисциплину на уроке нарушает редко.
Очень робок в отношениях с учителями: практически не
• М. Битянова • • •
обращается с вопросами, говорит шепотом, отводит глаза. Часто не отвечает на вопросы. Отношения с ребятами хорошие: на переменах играет вместе со всеми, но никогда не лидирует, подчиняется решениям других.
Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
На уроке часто рассеян, смотрит в сторону, но может быстро включится в работу после замечания. К концу урока часто явно устает, перестает работать.
В ответ на замечания чаще всего молчит, сжимается, иногда появляются слезы или сжимаются кулачки.
Медицинская информация о мальчике:
Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
Развитие соответствует возрастной норме, по физкультуре занимается в основной группе, физические нагрузки переносит хорошо
Факторы риска нарушения развития:
Родовая травма, энцефалопатия в младенческом возрасте, хронический фарингит.
Характеристика заболеваемости за последний год.
Практически не болел.
По результатам обсуждения в протокол занесены следующие сведения и решения:
Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования:
Актуальное состояние: Плохо усваивает учебный материал, рассеян, невнимателен, особую трудность вызывают задания, требующие логического осмысления, творческого воображения. У мальчика плохо развита устная и письменная речь, эмоциональное состояние неустойчивое, тревожное. Ситуации публичного ответа вызывают тревогу.
В общение с педагогами старается не вступать, навыки общения со взрослыми развиты плохо. Воспитан, аккуратен.
Наличие отклонений и особенностей развития: существуют определенные нарушения в познавательной сфере (низкая произвольность, несформированность внутреннего плана учебных действий, сформированность логичес-ких операций в рамках требований программы первого класса), которые могут быть скомпенсированы при организации специ-
__ . . . Содержание деятельности школьного психолога • • • —
а л ь н ой_Раб°ты- Мальчик «педагогически запущен» из-за отсутствия должного внимания к его развитию в семье.
Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы: Развитие познавательно^ деятельности. навыков организации интеллектуаль-шх_учебных действий, ликвидация пробелов в знаниях, сни-у ровня тревожности, страха общения с педагогами,
обучение навыкам общения со взрослыми.
Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:
Сроки проведения |
Участник консилиума |
Содержание и форма работы
Школьный психолог |
Включение в коррекционную группу первоклассников с трудностями в поведении.
Индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы
Педагог |
Разработка и реализация стратегии помощи: организация специальных дополнительных занятий, создание благоприятных условий для работы мальчика во время урока: доброжелательная атмосфера, временное снижение учебных требований, преимущественное использование письменных оп-росовили устных ответов вне урока.
Завуч |
Оказание методической помощи педагогу в организации педагогической работы
Содержание консультативной деятельности участников консилиума:
12. Зак. 5574
• • • М. Битянова • • •
... Содержание деятельности школьного
психолога
Участник консилиума
Школьный психолог
Педагог Завуч
Содержание и форма работы
Информирование педагогов о особенностях и проблемах ребенка на групповой консультации, помощь в разработке стратегий педагогической помощи и сопровождения Проведение индивидуальной консультации с семьей (первая встреча может быть проведена совместно с педагогом)
Проведение индивидуальной консультации с семьей
Оказание методической помощи педагогам-предметникам в организации работы с ребенком
Сроки проведения
Актуальное состояние: «Психологически благополучное»
Наличие отклонений и особенностей развития: очень медлителен при выполнении практически любой работы, однако выполняет ее качественно; новый учебный материал усваивает медленнее, чем большинство одноклассников, однако приобретаемые им знания прочные и систематизированные. Попытки поторопить его в работе не приводят к убыстрению темпа, но могут вызвать протест
Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы: учет индивидуальных типологических особенностей при организации учебной деятельности. Консультирование педагогов и самого подростка по освоению эффективных форм работы.
В добавление к таким «укороченным» вариантам протокола может быть заполнен отдельный лист, в котором фиксируются содержание и направления психолого-медико-пе-дагогической работы с детьми, не имеющими выраженных проблем обучения, воспитания и психического самочувствия.
Например, по параллели 10 классов:
Содержание социально-диспетчерской деятельности участников консилиума: не предусматривается.
Столь подробно в рамках консилиума рассмотреть стратегию сопровождения всех детей возможно лишь в малокомплектной школе. К сожалению, подробное обсуждение может быть проведено лишь для детей, испытывающих выраженные проблемы обучения и развития. Время, отводимое на обсуждение концепции сопровождения «психологически благополучных» школьников, незначительно. Очень часто работу с ними планируют не индивидуально, а для группы в целом, а в протоколах фиксируют лишь те особенности, на которые следует обратить внимание педагогам. Об этих особенностях педагогам сообщают во время групповой консультации. В этом случае персонально на ребенка заполняется лишь первая часть заключения, касающаяся его школьного портрета.
Например: Алексей К., 1983 г. р., 8 «А»:
Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования:
Сроки проведения |
Участник консилиума |
Содержание и форма работы
Школьный Организация и проведение
психолог развивающей тренинговой ра-
боты (группа набирается по желанию).
Организация психологических классных часов (2 часа на класс) по методу обучающей психодиагностики Проведение индивидуальных профориентационных консультаций по итогам диагностики
Следующим этапом работы является анализ данных по параллели в целом и выработка соответствующих рекомендаций. Что может дать такой анализ? Прежде всего, важную информа-
шшиннинм
• • • М. Битянова • • •
цию о различных тенденциях в состоянии психолого-медико-педагогического статуса школьников, определенной параллели. В свою очередь, зная общий уровень, типичные трудности, преобладающие особенности школьников можно вносить содержательные, осмысленные изменения в учебный и воспитательный процесс, планировать психологическую и педагогическую работу с параллелью, организовывать просветительскую и консультативную работу с педагогами и родителями. Кроме того, могут быть выявлены определенные проблемы конкретных педагогов. Скажем, заполняя психолого-педагогические карты, педагог большинству детей выставил оценки, которые значительно расходятся с оценками других педагогов: выше или ниже, в данном случае не существенно. Может оказаться также, что именно у этого педагога существуют выраженные конфликты с учениками или сложности в преподавании. Психолог и завуч, располагая такими данными, могут организовать встречи с педагогом консультативного или методического характера.
Данные по параллели в целом составляют также основу той информации, которая передается завучем или психологом школьной администрации. Результаты анализа таких обобщенных данных желательно зафиксировать в виде письменного соглашения с описанием ситуации и выделением основных направлений деятельности (аналогично вышеописанным).
Итак, консилиум завершается распределением обязанностей между участниками консилиума по ведению сопровождающей и консультативной работы, с указанием примерных сроков выполнения. При хорошей организации, навыках быстрого и содержательного обсуждения консилиум по одной параллели может быть проведен в 3-4 встречи. Однако грамотное проведение психолого-педагогического консилиума часто наступает после длительного периода привыкания его участников друг к другу, поиска удобного стиля взаимодействия, приемлемых способов оформления документов. Очень помогает на этом этапе специальное обучение, в процессе которого участники будущих консилиумов отрабатывают элементы взаимодействия на смоделированных ситуациях. Наилучший вариант — проведение большой деловой педагогической игры, в которую был бы включен весь педагогический коллектив шко-
__ ... Содержание деятельности школьного психолога • • • —
лы и школьная администрация. Часть из них возьмет на себя роли родителей, школьников, часть останется в роли учителей. В ходе игры можно смоделировать процесс сбора информации на консилиум, ее обсуждение и реализацию решений. Подобная работа всегда оказывается очень полезной не только для основных участников консилиума, которые учатся конкретным навыкам работы. Она позволяет всем педагогам увидеть сопровождение как целостный длительный процесс, прочувствовать свою роль и место в этом процессе, прожить позиции родителей и детей. Обучение может провести психолог. Хорошо также, когда такого рода учеба проводится централизованно, для педагогических коллективов нескольких школ.Мы имеем опыт организации и проведения такого централизованного обучения. На специально организованную учебу, в рамках государственной программы «Дети Чернобыля» были приглашены основные участники консилиума (завучи, психологи и медики) из школ чернобыльской зоны Российской федерации. Одним из этапов работы стала большая организационная игра. Между всеми слушателями были распределены роли основных участников внутришкольного взаимодействия: администрации, педагогов, школьников и их родителей. Затем в игровой форме отрабатывались основные этапы работы со школьниками определенной параллели — сбор информации, ее оформление, проведение консилиума, заполнение документов, проведение основных консультативных мероприятий (с родителями, педагогами, администрацией). В ходе игры участники не только изучали и проживали определенную ролевую позицию, но и знакомились с основными процедурами работы психолога, медика и педагога, находили формулировки и объяснения, понятные всем группам, осваивали навыки свободного обсуждения и др. Игра дала значительный эффект. Если до ее проведения каждый смотрел на школьную ситуацию и задачи консилиума со своей ограниченной профессиональной позиции (а педагоги вообще чувствовали себя обиженными тем, что не принимают участие в консилиуме), то после игры представления игроков о целях, задачах и формах работы консилиума значительно расширились, отношение друг к другу стало значительно мягче, язык общения доступнее.
• • • М. Битянова • • •
В работе консилиума часто именно психологу приходится взять на себя управление дискуссией на первых порах существования этой формы работы в школе. Затем эта функция может быть передана завучу. Очевидно, что если участники консилиума не могут провести обсуждение в три-четыре запланированных встречи, их число нужно увеличивать. Однако стремится надо к тому, чтобы по возможности обходится меньшим числом заседаний при высокой интенсивности обсуждений. Иначе консилиум перестанет быть удобной, оперативной формой организации целостного сопровождения детей в процессе предметного обучения, превратится в длительный бессмысленный ритуал, каких немало в школьной системе.
Организационные трудности, возникающие в работе консилиума на первых порах его существования, не единственные. Существует и проблема единого языка обсуждения, и сложности с установлением эффективного обмена мнениями, принятием группового решения, распределением властных полномочий в мини-группе среди ее участников. Все они могут быть решены каждой «командой» индивидуально, здесь трудно дать какие-либо общие рекомендации. Важно только, чтобы все участники осознавали значимость проводимой работы, понимали необходимость решения всех возникающих сложностей для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы.
Консилиум «запускает» многие направления и формы деятельности школьного психолога в определенной параллели. Благодаря консилиуму преобладающее большинство из них обретает свое конкретное содержание. Обратимся к анализу основных направлений сопровождающей деятельности школьного психолога, осуществляемых в этот период.
ГЛАВА 4. СОДЕРЖАНИЕ