Использование пособия в коррекционной работе
ББК 88.4
К26
К 26 Карпова С. И., Мамаева В. В.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.—143 с.
ISBN5-9268-0747-6
Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям среднего дошкольного возраста и их заинтересованным родителям. Может быть использовано в работе логопедами, психологами, воспитателями, гувернерами.
© С. И. Карпова, В. В. Мамаева, 2008
© Издательство «Речь», 2008
© П. В. Борозенец, Т. Г. Щеглова и др.,
иллюстрации, 2008
I8ВN 5-9268-0747-6© И.А, Могутова, обложка, 2008
С благодарностью нашим семьям за поддержку и помощь в создании этой книги.
ОТ АВТОРОВ
Развитие интеллекта ребенка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация. И какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.
Судите сами: что важнее?
Речь.Любая деятельность человека требует не только понимания им слов родного языка, но и употребления их в речи (расширение и активизация словарного запаса); нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложения согласно законам родного языка: изменять по числам, падежам, родам и т. д. (развитие грамматического стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать (развитие связной речи).
Восприятие.Является «зеркалом», отражающим действительность в нашем сознании. В основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.
Внимание.Невозможно себе представить, что какая-либо задача может быть решена, если человек не умеет сосредотачиваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.
Память. Ее можно назвать «шкатулкой», в которой сохраняется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, перерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.
Мышление.«Процессор» нашего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятельности человека, в которой не участвовали бы анализ или синтез, классификация или систематизация, сравнение или абстрагирование информации.
Зрительно-моторная координация. Позволяет человеку вы полнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или поставленной задаче.
Думаем, вы не смогли ответить , на этот вопрос. Просто ответа па него нет!
А если все составляющие интеллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?
По данным современных психологов, физиологов, логопедов педагогов, в возрасте 4-5 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выражено «чутье ребенка к языку».
Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период дли развития учебных умений к навыков), целесообразнее начинать его с 4-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп развития которых индивидуален и отстает от средней возрастной нормы. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой» (Л. С. Выготский).
Наша книга предлагает «коллекцию» развивающих заданий для дошкольников 4~5 лет. Мы постарались подобрать разнообразный и увлекательный материал для детей, а также систематизировали его для удобства взрослых.
Как заниматься с ребенком?
© Дорогие взрослые, помните, что наши задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер.
© Главное при работе с пособием — не сумма освоенных ребенком знаний, а развитие у него желания учиться.
© Ребенок будет заниматься успешно, если он хочет заниматься, а не занимается потому, что его заставляют. Ваша задача — превратить ваши требования в желания ребенка.
© Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, отмечайте только его собственные успехи и достижения.
© Задания в пособии распределены по темам. На освоение материала одной темы отводится одна неделя. © Порядок изучения тем не принципиален, но необходимо придерживаться актуальности предъявляемой темы в конкретный временной отрезок, например, более чем странным было бы изучение темы «Лето» перед 23 февраля.
© Если ребенок легко справляется с заданиями, можно двигаться вперед быстрее, чем мы рекомендуем, но при соблюдении правила, описанного в следующем пункте.
© Следует помнить, что продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Если ваш ребенок посещает детский сад, то достаточно одного занятия в день. Если ребенок не посещает детский сад, то в день можно провести два таких занятия с обязательным интервалом не менее 15 минут.
© Для каждого занятия следует подбирать задания как в устной форме, так и на рабочих листах.
© Желательно задания на рабочих листах выполнять простым карандашом (кроме тех, где предусмотрена работа с цветом). Это даст вам возможность предложить ребенку повторить задание при неуспешном первичном решении.
© Обратите внимание на коррекционно-развивающую направленность заданий (см. табл. 1): для одного занятия старайтесь подбирать упражнения разных направлений, например, упражнения для развития внимания, связной речи и зрительно-моторной координации.
© Ориентируясь на целевую направленность заданий (см. табл. 1), вы можете подобрать индивидуальный комплекс упражнений для ребенка, учитывая особенности его познавательного и речевого развития, например, выбрать задания для развития памяти или грамматического строя речи.
© В начале занятия для обеспечения положительного настроя лучше предлагать те типы упражнений, которые ребенок уже освоил в ходе работы над предыдущими темами.
© Не забывайте повторять задания из предыдущего материала, если их выполнение вызывало трудности у ребенка.
© В начале каждой лексической темы предлагается тематический словарь. Поинтересуйтесь, как ребенок понимает значение того или иного слова. Объясните ему неправильно понятые им или незнакомые ему слова. По желанию, вы можете расширять или сокращать предложенный объем словаря.
© Оказывая ребенку помощь при работе с пособием, не выполняйте задание за него: лучше задай- е наводящий вопрос, предложите 1-3 варианта ответов, вернитесь к заданию того же типа в предыдущем материале.
© Если ваш ребенок не справляется с заданием — не страшно: отложите выполнение задания до :следующего занятия. Подумайте, почему ребенок не справился с заданием, перечитайте еще раз наши рекомендации.
Использование пособия в коррекционной работе
В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже достаточно достоверно ставят детям 4-5-летнего возраста.
Общее недоразвитие речи — это системное нарушение, характеризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.
Во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина [15] выделяет нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Все это свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.
Использование данного пособия в работе логопеда позволит: 1) насытить логопедические занятия общеразвивающим материалом, «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способность к концентрации, распределению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции);
2) обеспечить соответствие работы комплексно-игровому методу, используемому во всех коррекционных дошкольных учреждениях (как известно, сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим данным, поскольку в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей);
3) поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы - использование воспитателем заданий из пособия (по рекомендации логопеда) будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольника (единообразие подхода к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы - это залог успеха логопедической работы);
4) облегчить работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям работы дома — возможно использование данного пособия родителями по заданию логопеда.
Надеемся, что наша книга будет полезна и интересна вашим детям, удобна вам, уважаемые педагоги и родители!
С пожеланиями успехов, учитель-логопед С. И. Карпова,
педагог-психолог В. В. Мамаева. ГДОУ №94
Невского района Санкт -Петербурга.
ИГРУШКИ
Тематический словарь
Барабан, большая, вертолет, вертолетик, игрушечка, игрушки, коляска, кубик, кукла, куколка, маленькая, матрешка, машина, машинка, мягкая игрушка, мяч, мячик, неваляшка, пирамидка, пупс, пупсик, резиновая игрушка, робот, самолет, самолетик, скакалка, совок, флажок, шар, шарик, юла.
Выучи стихотворение
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем:
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик.
Назови ласково
Игрушка — игрушечка.
Кукла —...
Мяч—...
Скакалка—...
Пупс —...
Сосчитай до пяти
Один кубик — два кубика...
Одна машинка —...
Одна пирамида —...
Один совочек —...
Один — много
Мяч — много мячей.
Кукла — ...
Шар—...
Кольцо —...
Лопатка —...
Какое слово самое длинное?
Мячик, шар, игрушка.
Кукла, скакалка, кубик.
Закончи предложение
В детской коляске лежала...
Ребята сделали постройку из...
У меня в руках был воздушный...
Исправь ошибку
Большая мячик.
Красивое кукла.
Мягкая игрушки.
Что не так?
Дети не любят играть в игрушки.
Игрушки надо ломать, а не беречь.
Девочки не любят играть в куклы.
Какое слово отличается от других?
Игрушка, игрушка, лягушка, игрушка.
Кубик, зубик, кубик, кубик.
Платочек, совочек, совочек, совочек.
Юла, юла, юла, пила.
Какое слово самое короткое?
Мяч, лопатка, машина.
Куколка, шар, коляска.
Что лишнее?
Мяч, кубик, пирамида, банан.
Кукла, юла, телевизор, совок.
Скажи наоборот
Большой — маленький.
Высокая — ...
Широкий—...
Рис. 1. Какая игрушка находится в подарочной коробке?
Рис. 2. Что лишнее? Почему?
Рис. 3. Найди двух одинаковых клоунов.
Рис. 4. Обведи по точкам. Раскрась.
Рис. 5. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.
Эти чудо -кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них — сломаю,
Все с начала начинаю.
(Конструктор)
Что все это значит?
Девочка, а не плачет.
Спать уложишь до утра.-
Будет спать и день и два.
(Кукла)
Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)
ОСЕНЬ
Тематический словарь
Безветрие, ветер, ветрено, грязь, деревья, дождливо, дождь, дуть, земля, золотая, золотой, зонт, косой, листва, листопад, листья, мокро, мокрый, моросить, моросящий, наступать, ноябрь, ноябрьский, октябрь, октябрьский, осенний, осень, пасмурно, пасмурный, погода, поздняя, похолодание, проливной, ранняя, сентябрь, сентябрьский, серые, слякоть, срывать, сухой, сыро, трава, туча, холодно, холодный.
Выучи стихотворение
Осень, осень к нам пришла
Нам подарки принесла:
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты!
Назови ласково
Дождь — дождик.
Лужа —...
Ветер— ...
Солнце—
Сосчитай до пяти
Один зонтик — два зонтика
Одно облако —...
Одна лужа —...
Один – много
Зонт — много зонтов.
Облако—...
Туча —...
Лужа —...
Листик —..
Закончи предложение
Осенью часто идут...
Первого сентября дети идут в...
Какое слово самое длинное?
Лужа, ветер, сыро, пасмурно.
Туча, погода, зонт, осень.
Исправь ошибку
Большая зонт.
Осенние месяц.
Яркий солнце.
Что не так?
Сентябрь — это летний месяц.
Весной листья желтеют и опадают.
Какое слово отличается от других?
Лужа, лужа, стужа, лужа.
Туча, куча, туча, туча.
Трава, дрова, трава, трава.
Что лишнее?
Сентябрь, ноябрь, декабрь, октябрь.
Зима, весна, вторник, лето.
Подбери признак/действие
Ветер (какой?) — сильный...
Погода (какал?) —...
Скажи наоборот
Тепло — холодно.
Мокро—...
Много— ...
Что общего и чем отличаются друг от друга?
Осень и весна.
Лужа и озеро.
Подбери обобщающее слово
Сентябрь, октябрь и ноябрь — это осенние...
Рис. 6. Соедини листочки, начиная с самого маленького до самого большого.
Рис. 7. Найди и раскрась картинку, на которой изображена осень.
Рис. 8. С какого дерева упали листья? Покажи стрелочками
Рис. 9. Обведи и раскрась
Рис. 10. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться.
Собрались все в стайки... (птицы)
Слезки капают из тучи —
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник,
Хлюпает по лужам... (дождик )
Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под… (зонт)
ОВОЩИ
Тематический словарь: Баклажан, бобы, большой, вскапывать, выкапывать, выращивать, вырезать, горох, гороховый, горький, кабачок, капуста, картофель, картофельный, копать, кочан, крепкий, круглый, крупный, лук, маленький, мелкий, морковь, овощи, овощной, огурец, патиссон, пересаживать, перец, петрушка, поливать, полоть, помидор, рассаживать, расти, редис, редька, репа, рыжий, сажать, свекла, свекольный, сеять, сладкий, собирать, сочный, срезать, срывать, стручок, тыква, удобрять, укроп урожай, урожайный, фасоль, хрустящий, чеснок
Выучи стихотворение
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный.
Назови ласково
Огурец — огурчик.
Помидор —...
Морковь — ...
Укроп— ...
Картошка— ...
Сосчитай до пяти
Один помидор — два помидорчика...
Одна морковь —...
Один кабачок —...
Одно растение —
Один — много
Растение — много растений.
Помидор—...
Огурец— ...
Баклажан — ...
Грядка — ...
Закончи предложение
Пюре можно сделать из...
Овощной салат делают из огурцов и...
Мы поливаем грядку из...
Какое слово самое длинное?
Лук, томат, помидор, бобы.
Кабачок, перец, лук, чеснок.
Исправь ошибку
Сладкая помидор.
Крупное кабачок.
Красные свекла.
Перекапывать грядка
Что не так?
Огурец, помидор и картофель — это ягоды.
Кукуруза красного цвета.
Из лука варят вкусное варенье.
Зимой мы сажаем картофель.
Какое слово отличается от других?
Лук, лук, плуг, лук.
Петрушка, петрушка, петрушка, ватрушка.
Салат, салат, халат, салат.
Подбери признак/действие
Помидор (какой?) — красный...
Картофель (какой?) — ...
Свекла (какал?) —...
Что лишнее?
Огурец, репа, малина, картофель.
Лук, редис, помидор, гриб.
Сажать, поливать, пропалывать, стирать.
Скажи наоборот
Мелкий — крупный.
Сладкий —...
Длинный—...
Что общего и чем отличаются друг от друга?
Помидор и огурец.
Поле и грядка.
Картофель и морковь.
Подбери обобщающее слово
Помидор, огурец и свекла — это...
Рис. 11. Какие овощи «спрятал» художник? Найди их и раскрась.
Рис. 12. Проведи стрелочки от овощей продолговатой формы к подносу, а от овощей круглой формы к тарелке?
Рис. 13. Что лишнее? Почему
Рис. 14. Заштрихуй по образцу.
Рис. 15. Отгадай загадки.
Раскрась картинки-отгадки.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи,
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный хвост.
{Морковь)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. V
(Горох)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу…
(лук)
ФРУКТЫ
Тематический словарь
Абрикос, абрикосовый, ананас, ананасовый, апельсин, апельсиновый, аромат, ароматный, банан, варенье, вишня, вишневый, вкус, вкусно, вкусный, груша, джем, зреть, киви, косточка, кожура, лимон, лимонный, мандарин, наливаться, нежный, отцветать, плод, повидло, расти, сад, садовый, сахарный, сироп, слива, созревать, сок, сочный, фрукт, фруктовый, хурма, цвести, черешня, яблоко, яблоня, яблочный.
Выучи стихотворение
Три яблока из сада ежик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.
Назови ласково
Яблоко — яблочко.
Груша — ...
Апельсин — ...
Мандарин—...
Абрикос —...
Сосчитай до пяти
Один апельсин — два апельсина...
Одно яблоко —...
Один персик — ...
Исправь ошибку
Спелая фрукт.
Зеленый яблоко.
Желтая лимон.
Один — много
Фрукт — много фруктов.
Яблоко— ...
Ананас — ...
Банан — ...
Закончи предложение
Мама сварила яблочное...
Я люблю апельсиновый...
Варенье, компот и повидло варят из...
Какое слово самое длинное?
Груша, сок, апельсин, джем.
Фрукт, лимон, желе, мандарины.
Слива, джем, сад, абрикосы.
Что не так?
На яблоне выросли груши.
Апельсины и мандарины — это овощи.
Мама сварила картофельное повидло.
Что лишнее?
Огурец, яблоко, слива, груша.
Ананас, гриб, фрукт, мандарин.
Лимон, абрикос, помидор, апельсин.
Подбери обобщающее слово
Апельсины, яблоки и груши — это...
Рис. 16. Что перепутал художник?
Рис. 17. Что сначала, что потом?
Рис. 18. Помоги повару приготовить борщ и компот. Покажи стрелочками, какие овощи и фрукты для этого нужны.
Рис. 19. Обведи и раскрась.
Рис. 20. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
Но на вкус кислейший он,
Называется...
(лимон).
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь,
В нем полезный витамин —
Это спелый...
(апельсин).
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран,
А зовут его...
(банан).
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ
Тематический словарь
Багряный, береза, березовый, боярышник, ветка, вечнозеленые, вянуть, деревья, дуб, дубовый, ель, еловая, желтеть, желтый, золотая, ива, каштан, клен, кленовый, кора, корень, краснеть, красный, крона, куст, кустарник, липа, липовый, лист, лиственница, лиственные, листопад, облетать, облетевшая, опадать, осина, осиновый, падать, пожухнуть, разноцветная, раскидистый, рябина, рябиновый, сосна, сосновая, срывать, ствол, сук, тополь, тополиный, ясень.
Выучи стихотворение
Листья осенние тихо кружатся
Листья под ноги нам тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хот:
Назови ласково
Куст — кустик.
Дерево — ...
Трава—...
Ветка —...
Сосчитай до пяти
Одно дерево — два дерева...
Один клен—...
Одна рябина —...
Один дуб —...
Один — много
Дерево — много деревьев.
Осина —...
Желудь —...
Дуб —
Закончи предложение
В нашем дворе растет стройная...
Под дубом мы нашли много...
Листья желтеют и опадают...
Какое слово самое длинное?
Дуб, береза, клен, ветка.
Сук, ель, липа, рябина.
Лист, веточка, куст, желудь.
Исправь ошибку
Тополиная пух.
Желтое листья.
Стройные береза.
Что не так?
Желуди растут на липе.
После осени наступает лето.
Береза — это хвойное дерево.
Какое слово отличается от других?
Ветка, конфетка, ветка, ветка.
Зуб, дуб, дуб, дуб.
Куст, куст, хруст, куст.
Какое слово самое короткое?
Сук, береза, листик.
Веточка, дуб, крона.
Что лишнее?
Дуб, тополь, осина, боярышник.
Корни, ветки, гнездо, ствол.
Ранняя, золотая, морозная, поздняя.
Подбери признак/действие
Береза (какая?) —...
Дуб (какой?) —...
Листья -(что делают?) — ..
Скажи наоборот
Высокое — низкое.
Толстый — ...
Холодный —...
Узкая—...
Что общего и чем отличаются?
Осень и весна.
Ель и береза.
Подбери обобщающее слово
Корни, ствол, ветки и листья —...
Береза, липа, осина и клен — это... деревья.
Ель и сосна — это... деревья
Рис. 21. Обведи кленовый лист красным карандашом, березовый — желтым, а дубовый — коричневым.
Рис. 22. Выложи из палочек
Рис. 23. Назови деревья и подбери к каждому из них свою веточку. Раскрась картинку.
Рис. 24. Раскрась листочки по образцу.
Рис. 25. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.
В белом сарафане
Стояла на поляне.
Летели птицы,
Сели на косицы.
(Береза)
Ничего сама не шьет,
А в иголках — круглый год.
(Елка)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)
ГРИБЫ
Тематический словарь
Аукать, боровик, белый, близко, волнушка, вырастать, готовить, гриб, грибник, грибной, груздь, далеко, заблудиться, корзина, лес, лисичка, лукошко, маленький, мариновать, мох, моховик, мухомор, масленок, ножка, опенок, пень, поганка, подберезовик, подосиновик, поляна, прятаться, расти, резать, рыжий, рыжик, собирать, солить, старый, стоять, сушить, съедобный, сыроежка, чаща, червивый, шляпка.
Выучи стихотворения
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Назови ласково
Гриб — грибок.
Лес—...
Поляна —...
Корзина — ...
Сосчитай до пяти
Одна поганка — две поганки...
Один гриб —...
Одно лукошко —...
Одна сыроежка —...
Какое слово самое длинное?
Грибы, мох, пень, боровик.
Ножка, шляпка, груздь, волнушка
Один — много
Гриб — много грибов.
Мухомор — ...
Корзинка — ...
Боровик — ...
Опенок — ...
Закончи предложение
Мы нашли много...
Поганки кушать...
Мама сварила очень вкусный грибной...
Исправь ошибку
Съедобная гриб.
Огромный корзина.
Большой поляна.
Густая лес.
Что не так?
Боровик — это несъедобный гриб.
Под березой вырос подосиновик.
Мухоморы — самые вкусные грибы
Какое слово отличается от других?
Лукошко, лукошко, окошко, лукошко.
Ножка, ложка, ножка, ножка.
Ребята, опята, опята, опята.
Какое слово самое короткое?
Гриб, мох, корзина, лесок.
Красный, червивый, несъедобный.
Что лишнее?
Подберезовик, подосиновик, боровик, мухомор.
Поганка, мухомор, груздь
Скажи наоборот
Червивый — чистый.
Съедобный — ...
Маленький — ...
Что общего и чем отличаются друг от друга?
Подберезовики и подосиновики.
Шляпка и ножка.
Мухомор и сыроежка.
Подбери обобщающее слово
Сыроежки, боровики и подосиновики — это... грибы.
Поганки и мухоморы — это., грибы.
Рис. 26. Обведи и раскрась
Рис. 27. Белочка сушит грибы на зиму. Какой грибок она наденет на веревочку следующим?
Рис. 28. Найди пару каждому грибочку. Какому не хватило пары?
Рис. 29. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки.
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора —...
(боровик)
На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются...
(опята)
Под листами на поляне
В прятки девочки играли.
Притаились три сестрички,
Светло-желтые...
(лисички)
ЯГОДЫ
Тематический словарь.
Брусника, брусничный, вареный, варенье, варить, джем, желе, земляника, земляничное, ежевика, ежевичное, клубника, клубничное, клюква, клюквенный, компот, консервировать, костяника, крыжовник, малина, морошка, морс, рябина, рябиновые, сироп, смородина, сушеный, сушить, черника, черничное, черноплодная рябина, шиповник.
Выучи стихотворение
Мы сегодня в лес пойдем,
Ягоды, грибы найдем,
Их в корзинки соберем
И домой их принесем.
Назови ласково
Ягода — ягодка.
Малина — ...
Клубника — ...
Черника—...
Компот —...
Сосчитай до пяти
Одна ягода — две ягоды...
Одна клубничка —...
Один кустик —...
Один — много
Черника — много черники.
Малина —...
Рябина — ...
Закончи предложение
Мама сварила много клубничного...
Мы в лесу набрали много...
Я люблю компот из...
Какое слово самое длинное?
Джем, желе, сироп, брусника.
Исправь ошибку
Малиновая джем.
Черный смородина.
Клубничное сироп.
Подбери признак/действие
Варенье (какое?) — вкусное...
Клюква (какая?) — ...
Какое слово отличается от других?
Джем, джем, крем, джем.
Малина, рябина, малина, малина.
Сироп, сироп, укроп, сироп.
Какое слово самое короткое?
Крыжовник, смородина, джем, брусника.
Клубника, малина, крыжовник, морс.
Что лишнее?
Клубника, подберезовик, малина, черника.
Клюква, брусника, ежевика, клубника.
Что не так?
Варенье варят из огурцов.
Шиповник — это дерево.
Очень вкусный клубничный суп.
Скажи наоборот
Сладкая — горькая.
Мокрые—...
Мелкая— ...
Что общего и чем отличаются друг от друга ?
Клубника и черника.
Черная смородина и красная смородина.
Подбери обобщающее слово
Брусника, черника и голубика— это... ягоды.
Крыжовник и шиповник — это...
Смородина, клубника и малина — это... ягоды.
Рис. 30. Что лишнее? Почему?
Рис. 31. Соедини ягодки, начиная от самой маленькой до самой большой.
Рис. 32. Обведи и раскрась.
Рис. 33. Что сначала, что потом?
Рис. 34. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет. {Малина)
.В болоте на травке синеет гроздь —
Кисло-сладких ягод горсть.
Тот, кто их соберет,
Руки вымажет и рот
(Черника)
На пригорке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
{Земляника
ПТИЦЫ
Тематический словарь
Аист, быстрый, вить, воробей, ворона, выводить, гнездо, гнездиться, голубь, грач, гусь, гусиный, дрозд, дятел, жаворонок, журавлиный, журавль, зимовать, зимующие, каркать, кладка, клевать, клин, клюв, корм, кормиться, кормушка, косяк, крыло, куковать, кукушка, курлыкать, ласточка, лебедь, летать, нахохлиться, нестись, перелетать, перелетные, перья, пух, свиристель, синица, скворец, снегирь, сова, соловей, сорока, стая, стриж, улетать, утка, утиный, цапля, чирикать, яйцо.
Выучи стихотворение
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Среди серых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Назови ласково
Птица — птичка.
Клюв —...
Крыло — ...
Утка — ...
Сосчитай до пяти
Одна стая — две стаи...
Одно крыло —...
Один гусь —...
Одна утка — ...
Один снегирь — ...
Один— много
Аист — много аистов.
Грач—...
Стриж—...
Цапля — ...
Воробей — ...
Закончи предложение
Осенью перелетные птицы улетают в теплые...
Утки, гуси и грачи вернутся к нам...
Чтобы помочь птицам зимой, надо делать...
Какое слово самое длинное?
Стриж, дрозд, гусь, кормушка.
Крыло, цапля, ласточка, яйцо.
Исправь ошибку
Перелетный птица.
Деревянное скворечник.
Красивая перо.
Что не так?
Утки, гуси и цапли не улетают в теплые края.
Грачи, скворцы, гуси улетают в теплые страны весной.
Вороны и голуби осенью улетают в теплые края.
Какое слово отличается от других?
Стриж, стриж, чиж, стриж.
Уточка, удочка, уточка, уточка.
Грач, грач, врач, грач.
Кукушка, кормушка, кукушка, кукушка.
Какое слово самое короткое?
Цапля, лебедь, гнездо, грач.
Жаворонок, кормушка, ласточка, перо.
Что лишнее?
Журавль, цапля, скворец, петух.
Перо, хвост, клюв, рука.
Скажи наоборот
Теплые — холодные.
Улетать — ...
Высоко — ...
Что общего и чем отличаются друг от друга ?
Скворечник и дом.
Гнездо и скворечник.
Подбери обобщающее слово
Скворец, аист, стриж, и дрозд — это... птицы.
Ворона, воробей и голубь — это... птицы.
Рис. 35. Что сначала, что потом?
Рис. 36. Нарисуй, как
Рис. 37. Какое перышко упало?
Рис. 38. Обведи и раскрась.
Рис. 39. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки.
«Кар-кар-кар!»
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее?...
(ворона)
Серый маленький комочек.
«Чик-чирик!» — замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш...
(воробей)
Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает...
(сова)
ЧЕЛОВЕК, ЧАСТИ ТЕЛА
Тематический словарь
Бегать, бедро, борода, бородатый, брать, бровь, бросить, висок, высокий, гладить, глаз, грудь, длинноволосый, губа, живот, запястье, зеленоглазый, зубы, кареглазый, колено, ладонь, лоб, локоть, лохматый, морщить, мочка, нахмурить, низкий, нога, ноготь, ноздри, нос, носовой, палец, плечо, подбородок, прыгать, пятка, расчесывать, рот, рука, рыжеволосый, светловолосый, сероглазый, сидеть, синеглазый, спина, стрижка, ступня, темноволосый, улыбаться, улыбка, усы, ухо, шея.
Выучи стихотворение
Ножками мы топаем
И в ладоши хлопаем,
Мы танцуем и поем,
Очень весело живем.
Назови ласково
Рука — ручка.
Нога —...
Нос —...
Ухо —...
Глаз —...
Рот—...
Сосчитай до пяти
Одна рука — две руки...
Одно ухо —...
Один нос —...
Закончи предложение
На пальцах рук и ног есть...
У стоматолога мы лечим...
Какое слово самое длинное?
Борода, плечо, бровь, нос
Лоб, нога, грудь, волосы.
Подбери обобщающее слово
Рот, нос и глаза находятся на...
Мизинец, безымянный, средний, указательный и большой — это название...
Что не так?
Ушами мы дышим.
Ногти на руках и ногах стричь не нужно.
На каждой руке по четыре пальца.
Какое слово отличается от других?
Глаз, глаз, квас, глаз.
Бровь, кровь, бровь, бровь.
Плечи, свечи, плечи, плечи.
Какое слово самое короткое?
Борода, рот, волосы.
Подбородок, человек, глаз.
Рис. 40. На каждой правой руке нарисуй по браслету.
Рис. 41. Что сначала, что потом?
Рис. 42. Что перепутал художник?
43. Обведи и раскрась
Рис. 44. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.
Работать примется одна,
Другая ей тотчас поможет.
И даже вымыться одна
Без помощи другой не может. (Руки)
Когда мы едим, они работают.
Когда не едим, они отдыхают.
Не чистим их — заболевают. (Зубы)
На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Глаза)
ОДЕЖДА
Тематический словарь
Брюки, варежки, вязать, вязаный, гольфы, дубленка, завязывать, застёгивать, зимняя, кепка, колготки, купальник, куртка, кушак, летняя, мех, меховой, надевать, носки, одевать, одежда, панама, пальто, платье, пиджак, петля, перчатки, плавки, пуговица, пух, пуховик, развязывать, раздевать, расстёгивать, рубашка, рукавицы, сарафан, свитер, тёплый, трусы, {холодный, шапка, шарф, шерстяной, шорты, шуба, юбка.
Выучи стихотворение
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки,
Готовы для прогулки.
Назови ласково
Шарф — шарфик.
Шапка — ...
Юбка — ...
Брюки— ...
Шуба—...
Сосчитай до пяти
Одна шапка — две шапки...
Один свитер —...
Одна пуговица —...
Один — много
Кепка — много кепок.
Халат — ...
Варежка — ...
Костюм —
Скажи наоборот
Длинный — короткий.
Расстегнуть —...
Одеть — ...
Какое слово самое длинное?
Носки, брюки, перчатки.
Колготки, мех, шуба.
Исправь ошибку
Вязаная шарф.
Теплый куртка.
Красивый пальто.
Что не так?
Мальчики носят юбки.
В жаркую погоду мы надеваем шубы и шапки.
Какое слово отличается от других?
Шапка, шапка, папка, шапка.
Панама, пижама, панама, панама.
Халат, салат, халат, халат.
Какое слово самое короткое?
Мех, одежда, варежки.
Перчатки, рукавицы, шарф.
Что лишнее?
Платье, сарафан, юбка, брюки.
Куртка, шуба, пальто, майка.
Пуговица, молния, кнопка, платок.
Подбери обобщающее слово
Шуба, пальто и куртка — это... одежда.
Панама, кепка и шляпа — это... уборы.
Рис. 45. Что лишнее? Почему?
Рис. 46. Найди парные носки. Соедини их между собой линиями.
Рис. 47. Какая одежда изображена на рисунке?
Рис. 48. Дорисуй полоски на костюме котика.. Раскрась.
Рис. 49. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.
Дождик, посильнее плачь.
Я надену новый...
(Плащ)
Я в почете у девчонок
И похожа на юлу.
Я люблю кружиться в танце,
Не люблю висеть в углу. (Юбка)
На десять братьев
Двух шубок хватит.
(Рукавицы)
ОБУВЬ
Тематический словарь
Босоножки, ботинки, валенки, демисезонная, завязывать, зашнуровывать, зимняя, каблук, кеды, крем, летняя, мастерская, молния, набойка, натирать, накат, обувать, обуваться, обувной, обувь, подошва, подметка, просушивать, развязывать, разуваться, расшнуровывать, сандалии, сапоги, сапожник, тапки, туфли, чистить, шнурки, щетка.
Выучи стихотворение
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
Назови ласково
Сапог — сапожок.
Шнурок—...
Каблук— ...
Тапок —...
Сосчитай до пяти
Один сапог — два сапога...
Одна туфелька — ...
Один шнурок— ...
Один — много
Обувь — много обуви. Ботинок — ...
Сапог—
Щетка — ...
Закончи предложение
В дождь погоду мы обуваем... сапоги.
Кеды — это... обувь.
Какое слово самое длинное?
Обувь, тапки, босоножки.
Каблук, туфли, кроссовки.
Сапожник, крем, щетка.
Исправь ошибку
Летний обувь.
Зимний сапоги.
Теплая валенки.
Что не так?
Развязывать молнию.
Резиновые сапоги сделаны из ткани.
Босоножки носят зимой.
Какое слово отличается от других?
Тапки, тапки, лапки, тапки.
Босоножки, сороконожки, босоножки, босоножки.
Каблук, каблук, лук, каблук.
Какое слово самое короткое?
Шнурки, сапоги, крем.
Сапог, кроссовки, сандалии.
Что лишнее?
Тапки, босоножки, туфли, валенки.
Щетка, крем, губка, сапоги.
Подбери признак/действие
Шнурки (что с ними можно делать?) — завязывать...
Сапоги (какие?) —...
Скажи наоборот
Завязывать — развязывать.
Застегивать —...
Рис. 50. Что лишнее? Почему?
Рис. 51. Раскрась только правые кроссовки.
Рис. 52. Расставь тапочки на полке по порядку, от самых больших до самых маленьких.
Рис. 53. Заштрихуй по образцу.
Рис. 54. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.
И по снегу и по льду
В них в любой мороз пойду. (Валенки)
На улицу не ходим
Ни летом, ни зимой.
Зато без нас — ни шагу,
Когда придешь домой.
(Тапки)
Сшили их из черной кожи,
Мы теперь ходить в них можем!
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги
ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Тематический словарь
Белый, быстрый, ветер, ворота, вратарь, выпадать, вьюга, гол, декабрь, ездить, забросить, заливать, замерзать, застыть, зимний, иней, катать, кататься, клюшка, коньки, крепления, кружиться, легкий, лед, лепить, лететь, липкий, лопата, лыжи, лыжный, льдинка, метель, мороз, морозный, оттепель, полозья, прозрачный, прорубь, пушистый, санки, сковывать, скользить, скользкий, снег, снеговик, снежинка, снежный, снежки, сугроб, узор, упасть, февраль, хоккей, холод, шайба, январь
Выучи стихотворение
Все злее, злее, злее на улице мороз.
И каждый потеплее закутывает нос.
И людям, и машинам сейчас не до красы.
И люди, и машины закутали носы.
Назови ласково
Снег — снежок.
Ветер — ...
Снеговик— ...
Санки — ...
Мороз — ...
Сосчитай до пяти
Один снеговик — два снеговика...
Одна клюшка —...
Один сугроб — ...
Одна шайба — ...
Один — много
Снежинка — много снежинок.
Палка — ...
Гол —...
Санки —...
Сугроб —...
Закончи предложение
Падает белый пушистый...
Вся река покрылась...
Ребята слепили...
На окнах мороз нарисовал красивый...
Какое слово самое длинное?
Ветер, санки, вьюга, снежинки.
Гол, льдинка, снег, узор.
Исправь ошибку
Сильная ветер.
Морозное день.
Сломанный лыжа.
Что не так?
Мы взяли лыжи, коньки и пошли загорать.
Январь — последний месяц зимы.
Клюшка нужна для игры в футбол.
Какое слово отличается от других?
Лед, лед, йод, лед.
Клюшка, плюшка, клюшка, клюшка.
Санки, банки, санки, санки.
Стужа, стужа, лужа, стужа.
Какое слово самое короткое?
Морозный, прозрачный, белый.
Замерзать, дуть, разгоняться.
Что лишнее?
Лед, снег, метель, жара.
Санки, лыжи, коньки, велосипед.
Подбери признак/действие
Снег (что делает?) — блестит...
Лед (какой?) — ...
Скажи наоборот
Холодный — теплый.
Длинные — ...
Замерзнуть — ...
Что общего и чем отличаются друг от друга ?
Мяч и шайба.
Лыжи и коньки.
Подбери обобщающее слово
Декабрь, январь и февраль — по... месяцы.
Рис. 55. Что перепутал художник?
Рис. 56. Соедини снежинки от самой большой до самой маленькой.
Рис. 57. Найди одинаковые рукавички и раскрась их.
Рис. 58. Обведи.
Рис. 59. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки.
Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная...
(снежинка)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец —...
(сосулька)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает...
(снеговик)
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тематический словарь
Баран, буренка, бык, высиживать, гуси, гусята, доить, жеребята, играть, индюк, индюшонок, кабан, коза, козел, конь, кормить, корова, кот, котята, кошка, крольчата, куры, кусаться, ласкаться, лаять, ловкий, лошадь, мычать, мяукать, наседка, нахохлиться, неуклюжий, овца, охранять, пасти, пастись, пес, плавать, подковать, поросята, пушистый, рогатый, рычать, свинья, собака, стадо, сторожить, табун, телята, упрямый, утки, утята, хрюкать, цыплята, щенки, ягнята.
Выучи стихотворение
Ходит-бродит по лужку рыжая корова.
Даст она нам вечерком молока парного.
Саше, Маше и Маринке,
Будет всем по полной крынке.
Всем попить достанется,
И коту останется.
Назови ласково
Корова — коровка.
Лошадь —...
Собака — ...
Кошка — ...
Коза —...
Сосчитай до пяти
Один гусь — два гуся...
Одна кошка —...
Один теленок — ...
Одна свинья— ..
Один — много
Щенок — много щенков.
Коза — ...
Лошадь —...
Кот - ...
Закончи предложение
Назови детенышей:
У лошади — жеребенок.
У свиньи — ...
У коровы — ...
У собаки — ...
У кошки — ...
У курицы — ...
Какое слово самое длинное?
Бык, баран, коза, теленок.
Жеребенок, гусь, индюк, утка;
Кот, петух, цыпленок, конь.
Исправь ошибку
Красивая кот
Злой собака.
Маленькая поросята.
Огромный стадо.
Что не так?
Кошка не любит молоко
Собака громко замяукала.
У крольчихи родились утята.
Какое слово отличается от других?
Кошка, кошка, ложка, кошка.
Утята, утята, ребята, утята.
Коза, гроза, коза, коза.
Какое слово самое короткое?
Теленок, индюшонок, жеребенок, щенок.
Корова, кот, котята, кролики.
Что лишнее?
;Кошка, собака, корова, медведь.
Хрюкать, мычать, лаять, разговаривать.
Подбери признак/действие
Кто как голос подает:
Петух (что делает?) — кукарекает.
Свинья (что делает?) — ...
Корова (что делает?) — ...
Собака (что делает?) — ...
Кошка (что делает?) — ...
Скажи наоборот
Злой — добрый.
Голодный — ...
Низкий —...
Громко — ...
Поздно — ...
Что общего и чем отличаются друг от друга ?
Собака и кошка.
Теленок и жеребенок.
Индюшонок и цыпленок.
Подбери обобщающее слово
Корова, собака и лошадь — это... животные.
Поросенок, теленок и жеребенок — это... домашних животных.
Куры и индюки — это домашние...
Рис. 60. Нарисуй по точкам. Раскрась.
Рис. 61. Найди одинаковых щенков.
Рис. 62. Помоги мамам найти своих детенышей.
Рис. 63. Помоги котенку найти колбасу.
Рис. 64. Отгадай загадки. Раскрась
Кто так заливисто поет 4
О том, что солнышко встает?
(Петух) ^
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.
(Корова)
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка.
(Свинья)