Использование пособия в коррекционной работе

ББК 88.4

К26

К 26 Карпова С. И., Мамаева В. В.Развитие речи и познаватель­ных способностей дошкольников 4-5 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфе­ра, 2008.—143 с.

ISBN5-9268-0747-6

Комплексное пособие по развитию речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, зрительно-моторной координации. Адресовано детям среднего дошкольного возраста и их заинтересованным роди­телям. Может быть использовано в работе логопедами, психолога­ми, воспитателями, гувернерами.

© С. И. Карпова, В. В. Мамаева, 2008

© Издательство «Речь», 2008

© П. В. Борозенец, Т. Г. Щеглова и др.,

иллюстрации, 2008
I8ВN 5-9268-0747-6© И.А, Могутова, обложка, 2008

С благодарностью нашим семьям за поддержку и помощь в создании этой книги.

ОТ АВТОРОВ

Развитие интеллекта ребен­ка — многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внима­ние, память, мышление, речь, зри­тельно-моторная координация. И какая из перечисленных состав­ляющих интеллектуального раз­вития является первоочередной и наиболее важной, определить не­возможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в разви­тии, время от времени уступая первенство друг другу.

Судите сами: что важнее?

Речь.Любая деятельность че­ловека требует не только понима­ния им слов родного языка, но и употребления их в речи (расшире­ние и активизация словарного за­паса); нужно уметь складывать слова-«кирпичики» в предложе­ния согласно законам родного язы­ка: изменять по числам, падежам, родам и т. д. (развитие граммати­ческого стоя речи), нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказы­вать (развитие связной речи).

Восприятие.Является «зер­калом», отражающим действи­тельность в нашем сознании. В основе восприятия лежит актив­ный поиск признаков, необходи­мых для формирования образа предметов.

Внимание.Невозможно себе представить, что какая-либо за­дача может быть решена, если человек не умеет сосредотачи­ваться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переклю­чаться с одного вида деятельнос­ти на другой.

Память. Ее можно назвать «шкатулкой», в которой сохраня­ется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что об­раз воспринятого сохраняется в памяти хотя бы несколько секунд. Память позволяет сохранять, пе­рерабатывать и воспроизводить полученную нами информацию.

Мышление.«Процессор» на­шего сознания. Нет ни одного примера сознательной деятель­ности человека, в которой не уча­ствовали бы анализ или синтез, классификация или системати­зация, сравнение или абстраги­рование информации.

Зрительно-моторная координация. Позволяет человеку вы полнить действия с предметами (в том числе рисование или письмо) согласно своему замыслу или поставленной задаче.

Думаем, вы не смогли ответить , на этот вопрос. Просто отве­та па него нет!

А если все составляющие ин­теллекта так важны, то в каком возрасте нужно заниматься их развитием?

По данным современных пси­хологов, физиологов, логопедов педагогов, в возрасте 4-5 лет на­чинается интенсивное формиро­вание и развитие навыков и уме­ний, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выра­жено «чутье ребенка к языку».

Время возникновения и наибольшей выраженности предпо­сылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и пример­но определено возрастными вре­менными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период дли развития учебных умений к навыков), целесообразнее начи­нать его с 4-летнего возраста: это будет полезно и тем детям, у которых проявляются предпосылки для освоения различных развивающих заданий, и тем, темп разви­тия которых индивидуален и от­стает от средней возрастной нормы. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забега­ет вперед развития и ведет разви­тие за собой» (Л. С. Выготский).

Наша книга предлагает «кол­лекцию» развивающих заданий для дошкольников 4~5 лет. Мы по­старались подобрать разнообраз­ный и увлекательный материал для детей, а также систематизи­ровали его для удобства взрослых.

Как заниматься с ребенком?

© Дорогие взрослые, помни­те, что наши задания носят не оценочный, а обучающий и раз­вивающий характер.

© Главное при работе с посо­бием — не сумма освоенных ре­бенком знаний, а развитие у него желания учиться.

© Ребенок будет заниматься успешно, если он хочет занимать­ся, а не занимается потому, что его заставляют. Ваша задача — превратить ваши требования в желания ребенка.

© Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, отме­чайте только его собственные ус­пехи и достижения.

© Задания в пособии распре­делены по темам. На освоение ма­териала одной темы отводится одна неделя. © Порядок изучения тем не принципиален, но необходимо придерживаться актуальности предъявляемой темы в конкрет­ный временной отрезок, напри­мер, более чем странным было бы изучение темы «Лето» перед 23 февраля.

© Если ребенок легко справ­ляется с заданиями, можно дви­гаться вперед быстрее, чем мы рекомендуем, но при соблюдении правила, описанного в следую­щем пункте.

© Следует помнить, что про­должительность одного занятия не должна превышать 15-20 ми­нут. Если ваш ребенок посещает детский сад, то достаточно одно­го занятия в день. Если ребенок не посещает детский сад, то в день можно провести два таких заня­тия с обязательным интервалом не менее 15 минут.

© Для каждого занятия сле­дует подбирать задания как в ус­тной форме, так и на рабочих ли­стах.

© Желательно задания на ра­бочих листах выполнять простым карандашом (кроме тех, где пре­дусмотрена работа с цветом). Это даст вам возможность предло­жить ребенку повторить задание при неуспешном первичном ре­шении.

© Обратите внимание на коррекционно-развивающую на­правленность заданий (см. табл. 1): для одного занятия старайтесь подбирать упражнения разных направлений, например, упраж­нения для развития внимания, связной речи и зрительно-мотор­ной координации.

© Ориентируясь на целевую направленность заданий (см. табл. 1), вы можете подобрать ин­дивидуальный комплекс упраж­нений для ребенка, учитывая осо­бенности его познавательного и речевого развития, например, выбрать задания для развития памяти или грамматического строя речи.

© В начале занятия для обес­печения положительного настроя лучше предлагать те типы уп­ражнений, которые ребенок уже освоил в ходе работы над преды­дущими темами.

© Не забывайте повторять задания из предыдущего матери­ала, если их выполнение вызыва­ло трудности у ребенка.

© В начале каждой лексиче­ской темы предлагается темати­ческий словарь. Поинтересуйтесь, как ребенок понимает значение того или иного слова. Объясните ему неправильно понятые им или незнакомые ему слова. По жела­нию, вы можете расширять или сокращать предложенный объем словаря.

© Оказывая ребенку помощь при работе с пособием, не выпол­няйте задание за него: лучше задай- е наводящий вопрос, предложите 1-3 варианта ответов, вернитесь к заданию того же типа в предыду­щем материале.

© Если ваш ребенок не справляется с заданием — не страшно: отложите выполнение задания до :следующего занятия. Подумайте, почему ребенок не справился с заданием, перечитайте еще раз наши рекомендации.

Использование пособия в коррекционной работе

В настоящее время увеличи­вается число детей с нарушени­ями развития речи. При этом чаще всего такой диагноз уже до­статочно достоверно ставят де­тям 4-5-летнего возраста.

Общее недоразвитие речи — это системное нарушение, харак­теризующиеся нарушениями звукопроизношения, слоговой струк­туры, фонематического восприя­тия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). Наблю­дается недостаток слов-призна­ков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заме­нам одних слов другими. Это за­метно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением. Дошкольники не могут повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются про­стыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы.

Во многом успешность рече­вого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышле­ния затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недоста­точность анализа и синтеза отри­цательно сказывается на разви­тии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприя­тие речи не может происходить в полном объеме. Р. Е. Левина [15] выделяет нарушение внимания как одну из причин возникнове­ния общего недоразвития речи. Целенаправленное развитие вни­мания и памяти положительно сказывается на коррекции рече­вого недоразвития. Все это свиде­тельствует о необходимости про­ведения с детьми комплексных занятий, в которых работа по раз­витию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышле­ния и внимания.

Использование данного посо­бия в работе логопеда позволит: 1) насытить логопедические занятия общеразвивающим мате­риалом, «психологизировать» их благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития восприятия (слухового и зрительного), внимания (способ­ность к концентрации, распреде­лению и переключению), памяти (оперативной речевой и образной), мышления (формирование и раз­витие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классифи­кации, конкретизации и абстрак­ции);

2) обеспечить соответствие ра­боты комплексно-игровому мето­ду, используемому во всех коррекционных дошкольных учреждени­ях (как известно, сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофи­зическим данным, поскольку в игре максимально реализуются потен­циальные возможности детей);

3) поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы - использование воспитателем заданий из пособия (по рекомендации логопеда) будет способ­ствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации сло­варного запаса дошкольника (единообразие подхода к речевой работе с дошкольниками, преем­ственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспи­тательной работы - это залог ус­пеха логопедической работы);

4) облегчить работу специали­стов в подборе материала для ре­комендуемой родителям работы дома — возможно использование данного пособия родителями по заданию логопеда.

Надеемся, что наша книга бу­дет полезна и интересна вашим детям, удобна вам, уважаемые педагоги и родители!

С пожеланиями успехов, учитель-логопед С. И. Карпова,

педагог-психолог В. В. Мамаева. ГДОУ №94

Невского района Санкт -Петербурга.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

ИГРУШКИ

Тематический словарь

Барабан, большая, вертолет, вертолетик, игрушечка, иг­рушки, коляска, кубик, кукла, куколка, маленькая, матрешка, машина, машинка, мягкая игрушка, мяч, мячик, неваляшка, пирамидка, пупс, пупсик, резиновая игрушка, робот, самолет, самолетик, скакалка, совок, флажок, шар, шарик, юла.

Выучи стихотворение

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем:

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

Назови ласково

Игрушка — игрушечка.

Кукла —...

Мяч—...

Скакалка—...

Пупс —...

Сосчитай до пяти

Один кубик — два кубика...

Одна машинка —...

Одна пирамида —...

Один совочек —...

Один — много

Мяч — много мячей.

Кукла — ...

Шар—...

Кольцо —...

Лопатка —...

Какое слово самое длинное?

Мячик, шар, игрушка.

Кукла, скакалка, кубик.

Закончи предложение

В детской коляске лежала...

Ребята сделали постройку из...

У меня в руках был воздуш­ный...

Исправь ошибку

Большая мячик.

Красивое кукла.

Мягкая игрушки.

Что не так?

Дети не любят играть в иг­рушки.

Игрушки надо ломать, а не бе­речь.

Девочки не любят играть в куклы.

Какое слово отличается от других?

Игрушка, игрушка, лягушка, игрушка.

Кубик, зубик, кубик, кубик.

Платочек, совочек, совочек, совочек.

Юла, юла, юла, пила.

Какое слово самое короткое?

Мяч, лопатка, машина.

Куколка, шар, коляска.

Что лишнее?

Мяч, кубик, пирамида, банан.

Кукла, юла, телевизор, совок.

Скажи наоборот

Большой — маленький.

Высокая — ...

Широкий—...

Рис. 1. Какая игрушка находится в подарочной коробке?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 2. Что лишнее? Почему?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 3. Найди двух одинаковых клоунов.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 4. Обведи по точкам. Раскрась.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 5. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Эти чудо -кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Все с начала начинаю.

(Конструктор)

Что все это значит?

Девочка, а не плачет.

Спать уложишь до утра.-

Будет спать и день и два.

(Кукла)

Кручусь, верчусь,

И мне не лень

Вертеться даже целый день.

(Юла)

ОСЕНЬ

Тематический словарь

Безветрие, ветер, ветрено, грязь, деревья, дождливо, дождь, дуть, земля, золотая, золотой, зонт, косой, листва, листопад, листья, мокро, мокрый, моросить, моросящий, наступать, но­ябрь, ноябрьский, октябрь, октябрьский, осенний, осень, пасмур­но, пасмурный, погода, поздняя, похолодание, проливной, ранняя, сентябрь, сентябрьский, серые, слякоть, срывать, сухой, сыро, трава, туча, холодно, холодный.

Выучи стихотворение

Осень, осень к нам пришла

Нам подарки принесла:

Желтые листочки,

Вкусные грибочки,

Овощи и фрукты,

Хлебные продукты!

Назови ласково

Дождь — дождик.

Лужа —...

Ветер— ...

Солнце—

Сосчитай до пяти

Один зонтик — два зонтика

Одно облако —...

Одна лужа —...

Один – много

Зонт — много зонтов.

Облако—...

Туча —...

Лужа —...

Листик —..

Закончи предложение

Осенью часто идут...

Первого сентября дети идут в...

Какое слово самое длинное?

Лужа, ветер, сыро, пасмурно.

Туча, погода, зонт, осень.

Исправь ошибку

Большая зонт.

Осенние месяц.

Яркий солнце.

Что не так?

Сентябрь — это летний месяц.

Весной листья желтеют и опа­дают.

Какое слово отличается от других?

Лужа, лужа, стужа, лужа.

Туча, куча, туча, туча.

Трава, дрова, трава, трава.

Что лишнее?

Сентябрь, ноябрь, декабрь, октябрь.

Зима, весна, вторник, лето.

Подбери признак/действие

Ветер (какой?) — сильный...

Погода (какал?) —...

Скажи наоборот

Тепло — холодно.

Мокро—...

Много— ...

Что общего и чем отличаются друг от друга?

Осень и весна.

Лужа и озеро.

Подбери обобщающее слово

Сентябрь, октябрь и ноябрь — это осенние...

Рис. 6. Соедини листочки, начиная с самого маленького до самого большого.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 7. Найди и раскрась картинку, на которой изображена осень.

Рис. 8. С какого дерева упали листья? Покажи стрелочками

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 9. Обведи и раскрась

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 10. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Собрались все в стайки... (птицы)

Слезки капают из тучи —

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник,

Хлюпает по лужам... (дождик )

Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под… (зонт)

ОВОЩИ

Тематический словарь: Баклажан, бобы, большой, вскапывать, выкапывать, выращи­вать, вырезать, горох, гороховый, горький, кабачок, капуста, картофель, картофельный, копать, кочан, крепкий, круглый, крупный, лук, маленький, мелкий, морковь, овощи, овощной, огурец, патис­сон, пересаживать, перец, петрушка, поливать, полоть, помидор, рассаживать, расти, редис, редька, репа, рыжий, сажать, свекла, свекольный, сеять, сладкий, собирать, сочный, срезать, срывать, стручок, тыква, удобрять, укроп урожай, урожайный, фасоль, хрустящий, чеснок

Выучи стихотворение

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкус­ный.

Назови ласково

Огурец — огурчик.

Помидор —...

Морковь — ...

Укроп— ...

Картошка— ...

Сосчитай до пяти

Один помидор — два поми­дорчика...

Одна морковь —...

Один кабачок —...

Одно растение —

Один — много

Растение — много растений.

Помидор—...

Огурец— ...

Баклажан — ...

Грядка — ...

Закончи предложение

Пюре можно сделать из...

Овощной салат делают из огурцов и...

Мы поливаем грядку из...

Какое слово самое длинное?

Лук, томат, помидор, бобы.

Кабачок, перец, лук, чеснок.

Исправь ошибку

Сладкая помидор.

Крупное кабачок.

Красные свекла.

Перекапывать грядка

Что не так?

Огурец, помидор и карто­фель — это ягоды.

Кукуруза красного цвета.

Из лука варят вкусное ва­ренье.

Зимой мы сажаем карто­фель.

Какое слово отличается от других?

Лук, лук, плуг, лук.

Петрушка, петрушка, пет­рушка, ватрушка.

Салат, салат, халат, салат.

Подбери признак/действие

Помидор (какой?) — крас­ный...

Картофель (какой?) — ...

Свекла (какал?) —...

Что лишнее?

Огурец, репа, малина, карто­фель.

Лук, редис, помидор, гриб.

Сажать, поливать, пропалы­вать, стирать.

Скажи наоборот

Мелкий — крупный.

Сладкий —...

Длинный—...

Что общего и чем отличают­ся друг от друга?

Помидор и огурец.

Поле и грядка.

Картофель и морковь.

Подбери обобщающее слово

Помидор, огурец и свекла — это...

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 11. Какие овощи «спрятал» художник? Найди их и раскрась.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 12. Проведи стрелочки от овощей продолговатой формы к подносу, а от овощей круглой формы к тарелке?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 13. Что лишнее? Почему

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 14. Заштрихуй по образцу.

Рис. 15. Отгадай загадки.

Раскрась картинки-отгадки.

Красный нос в землю врос,

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru А зеленый хвост снаружи,

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный хвост.

{Морковь)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки. V

(Горох)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу…

(лук)

ФРУКТЫ

Тематический словарь

Абрикос, абрикосовый, ананас, ананасовый, апельсин, апельси­новый, аромат, ароматный, банан, варенье, вишня, вишневый, вкус, вкусно, вкусный, груша, джем, зреть, киви, косточка, кожу­ра, лимон, лимонный, мандарин, наливаться, нежный, отцве­тать, плод, повидло, расти, сад, садовый, сахарный, сироп, слива, созревать, сок, сочный, фрукт, фруктовый, хурма, цвести, че­решня, яблоко, яблоня, яблочный.

Выучи стихотворение

Три яблока из сада ежик при­тащил,

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в та­релке.

Назови ласково

Яблоко — яблочко.

Груша — ...

Апельсин — ...

Мандарин—...

Абрикос —...

Сосчитай до пяти

Один апельсин — два апель­сина...

Одно яблоко —...

Один персик — ...

Исправь ошибку

Спелая фрукт.

Зеленый яблоко.

Желтая лимон.

Один — много

Фрукт — много фруктов.

Яблоко— ...

Ананас — ...

Банан — ...

Закончи предложение

Мама сварила яблочное...

Я люблю апельсиновый...

Варенье, компот и повидло варят из...

Какое слово самое длинное?

Груша, сок, апельсин, джем.

Фрукт, лимон, желе, манда­рины.

Слива, джем, сад, абрикосы.

Что не так?

На яблоне выросли груши.

Апельсины и мандарины — это овощи.

Мама сварила картофельное повидло.

Что лишнее?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Огурец, яблоко, слива, груша.

Ананас, гриб, фрукт, манда­рин.

Лимон, абрикос, помидор, апельсин.

Подбери обобщающее слово

Апельсины, яблоки и гру­ши — это...

Рис. 16. Что перепутал художник?

Рис. 17. Что сначала, что потом?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 18. Помоги повару приготовить борщ и компот. Покажи стре­лочками, какие овощи и фрукты для этого нужны.

Рис. 19. Обведи и раскрась.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 20. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

Но на вкус кислейший он,

Называется...

(лимон).

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь,

В нем полезный витамин —

Это спелый...

(апельсин).

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран,

А зовут его...

(банан).

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ

Тематический словарь

Багряный, береза, березовый, боярышник, ветка, вечнозеленые, вянуть, деревья, дуб, дубовый, ель, еловая, желтеть, желтый, золотая, ива, каштан, клен, кленовый, кора, корень, краснеть, красный, крона, куст, кустарник, липа, липовый, лист, лиственница, лиственные, листопад, облетать, облетевшая, опадать, осина, осиновый, падать, пожухнуть, разноцветная, раскидис­тый, рябина, рябиновый, сосна, сосновая, срывать, ствол, сук, тополь, тополиный, ясень.

Выучи стихотворение

Листья осенние тихо кружатся

Листья под ноги нам тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хот:

Назови ласково

Куст — кустик.

Дерево — ...

Трава—...

Ветка —...

Сосчитай до пяти

Одно дерево — два дерева...

Один клен—...

Одна рябина —...

Один дуб —...

Один — много

Дерево — много деревьев.

Осина —...

Желудь —...

Дуб —

Закончи предложение

В нашем дворе растет строй­ная...

Под дубом мы нашли много...

Листья желтеют и опадают...

Какое слово самое длинное?

Дуб, береза, клен, ветка.

Сук, ель, липа, рябина.

Лист, веточка, куст, желудь.

Исправь ошибку

Тополиная пух.

Желтое листья.

Стройные береза.

Что не так?

Желуди растут на липе.

После осени наступает лето.

Береза — это хвойное дерево.

Какое слово отличается от других?

Ветка, конфетка, ветка, ветка.

Зуб, дуб, дуб, дуб.

Куст, куст, хруст, куст.

Какое слово самое короткое?

Сук, береза, листик.

Веточка, дуб, крона.

Что лишнее?

Дуб, тополь, осина, боярыш­ник.

Корни, ветки, гнездо, ствол.

Ранняя, золотая, морозная, поздняя.

Подбери признак/действие

Береза (какая?) —...

Дуб (какой?) —...

Листья -(что делают?) — ..

Скажи наоборот

Высокое — низкое.

Толстый — ...

Холодный —...

Узкая—...

Что общего и чем отличаются?

Осень и весна.

Ель и береза.

Подбери обобщающее слово

Корни, ствол, ветки и лис­тья —...

Береза, липа, осина и клен — это... деревья.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Ель и сосна — это... деревья

Рис. 21. Обведи кленовый лист красным карандашом, березовый — желтым, а дубовый — коричневым.

Рис. 22. Выложи из палочек

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 23. Назови деревья и подбери к каждому из них свою веточку. Раскрась картинку.

Рис. 24. Раскрась листочки по образцу.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 25. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.

В белом сарафане

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Стояла на поляне.

Летели птицы,

Сели на косицы.

(Береза)

Ничего сама не шьет,

А в иголках — круглый год.

(Елка)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

(Дуб)

ГРИБЫ

Тематический словарь

Аукать, боровик, белый, близко, волнушка, вырастать, го­товить, гриб, грибник, грибной, груздь, далеко, заблудиться, корзина, лес, лисичка, лукошко, маленький, мариновать, мох, моховик, мухомор, масленок, ножка, опенок, пень, поганка, под­березовик, подосиновик, поляна, прятаться, расти, резать, рыжий, рыжик, собирать, солить, старый, стоять, сушить, съедобный, сыроежка, чаща, червивый, шляпка.

Выучи стихотворения

Ты не прячь, грибок,

Под листок свой бок!

Ты ребятам нужен

К вечеру на ужин.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый мухомор.

Назови ласково

Гриб — грибок.

Лес—...

Поляна —...

Корзина — ...

Сосчитай до пяти

Одна поганка — две поганки...

Один гриб —...

Одно лукошко —...

Одна сыроежка —...

Какое слово самое длинное?

Грибы, мох, пень, боровик.

Ножка, шляпка, груздь, вол­нушка

Один — много

Гриб — много грибов.

Мухомор — ...

Корзинка — ...

Боровик — ...

Опенок — ...

Закончи предложение

Мы нашли много...

Поганки кушать...

Мама сварила очень вкусный грибной...

Исправь ошибку

Съедобная гриб.

Огромный корзина.

Большой поляна.

Густая лес.

Что не так?

Боровик — это несъедобный гриб.

Под березой вырос подосино­вик.

Мухоморы — самые вкусные грибы

Какое слово отличается от других?

Лукошко, лукошко, окошко, лукошко.

Ножка, ложка, ножка, ножка.

Ребята, опята, опята, опята.

Какое слово самое короткое?

Гриб, мох, корзина, лесок.

Красный, червивый, несъе­добный.

Что лишнее?

Подберезовик, подосиновик, боровик, мухомор.

Поганка, мухомор, груздь

Скажи наоборот

Червивый — чистый.

Съедобный — ...

Маленький — ...

Что общего и чем отлича­ются друг от друга?

Подберезовики и подосиновики.

Шляпка и ножка.

Мухомор и сыроежка.

Подбери обобщающее слово

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Сыроежки, боровики и подо­синовики — это... грибы.

Поганки и мухоморы — это., грибы.

Рис. 26. Обведи и раскрась

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 27. Белочка сушит грибы на зиму. Какой грибок она наденет на веревочку следующим?

Рис. 28. Найди пару каждому грибочку. Какому не хватило пары?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 29. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора —...

(боровик)

На пеньке сидят братишки,

Все в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются...

(опята)

Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички,

Светло-желтые...

(лисички)

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

ЯГОДЫ

Тематический словарь.

Брусника, брусничный, вареный, варенье, варить, джем, желе, земляника, земляничное, ежевика, ежевичное, клубника, клубнич­ное, клюква, клюквенный, компот, консервировать, костяника, крыжовник, малина, морошка, морс, рябина, рябиновые, сироп, смородина, сушеный, сушить, черника, черничное, черноплодная рябина, шиповник.

Выучи стихотворение

Мы сегодня в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем,

Их в корзинки соберем

И домой их принесем.

Назови ласково

Ягода — ягодка.

Малина — ...

Клубника — ...

Черника—...

Компот —...

Сосчитай до пяти

Одна ягода — две ягоды...

Одна клубничка —...

Один кустик —...

Один — много

Черника — много черники.

Малина —...

Рябина — ...

Закончи предложение

Мама сварила много клубнич­ного...

Мы в лесу набрали много...

Я люблю компот из...

Какое слово самое длинное?

Джем, желе, сироп, брусника.

Исправь ошибку

Малиновая джем.

Черный смородина.

Клубничное сироп.

Подбери признак/действие

Варенье (какое?) — вкусное...

Клюква (какая?) — ...

Какое слово отличается от других?

Джем, джем, крем, джем.

Малина, рябина, малина, ма­лина.

Сироп, сироп, укроп, сироп.

Какое слово самое короткое?

Крыжовник, смородина, джем, брусника.

Клубника, малина, крыжов­ник, морс.

Что лишнее?

Клубника, подберезовик, ма­лина, черника.

Клюква, брусника, ежевика, клубника.

Что не так?

Варенье варят из огурцов.

Шиповник — это дерево.

Очень вкусный клубничный суп.

Скажи наоборот

Сладкая — горькая.

Мокрые—...

Мелкая— ...

Что общего и чем отличают­ся друг от друга ?

Клубника и черника.

Черная смородина и красная смородина.

Подбери обобщающее слово

Брусника, черника и голуби­ка— это... ягоды.

Крыжовник и шиповник — это...

Смородина, клубника и мали­на — это... ягоды.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 30. Что лишнее? Почему?

Рис. 31. Соедини ягодки, начиная от самой маленькой до самой большой.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 32. Обведи и раскрась.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 33. Что сначала, что потом?

Рис. 34. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет. {Малина)

.В болоте на травке синеет гроздь —

Кисло-сладких ягод горсть.

Тот, кто их соберет,

Руки вымажет и рот

(Черника)

На пригорке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки.

{Земляника

ПТИЦЫ

Тематический словарь

Аист, быстрый, вить, воробей, ворона, выводить, гнездо, гнез­диться, голубь, грач, гусь, гусиный, дрозд, дятел, жаворонок, жу­равлиный, журавль, зимовать, зимующие, каркать, кладка, кле­вать, клин, клюв, корм, кормиться, кормушка, косяк, крыло, куковать, кукушка, курлыкать, ласточка, лебедь, летать, нахох­литься, нестись, перелетать, перелетные, перья, пух, свиристель, синица, скворец, снегирь, сова, соловей, сорока, стая, стриж, улетать, утка, утиный, цапля, чирикать, яйцо.

Выучи стихотворение

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Среди серых голубей

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Назови ласково

Птица — птичка.

Клюв —...

Крыло — ...

Утка — ...

Сосчитай до пяти

Одна стая — две стаи...

Одно крыло —...

Один гусь —...

Одна утка — ...

Один снегирь — ...

Один— много

Аист — много аистов.

Грач—...

Стриж—...

Цапля — ...

Воробей — ...

Закончи предложение

Осенью перелетные птицы улетают в теплые...

Утки, гуси и грачи вернутся к нам...

Чтобы помочь птицам зимой, надо делать...

Какое слово самое длинное?

Стриж, дрозд, гусь, кормушка.

Крыло, цапля, ласточка, яйцо.

Исправь ошибку

Перелетный птица.

Деревянное скворечник.

Красивая перо.

Что не так?

Утки, гуси и цапли не улета­ют в теплые края.

Грачи, скворцы, гуси улетают в теплые страны весной.

Вороны и голуби осенью уле­тают в теплые края.

Какое слово отличается от других?

Стриж, стриж, чиж, стриж.

Уточка, удочка, уточка, уточка.

Грач, грач, врач, грач.

Кукушка, кормушка, кукушка, кукушка.

Какое слово самое короткое?

Цапля, лебедь, гнездо, грач.

Жаворонок, кормушка, лас­точка, перо.

Что лишнее?

Журавль, цапля, скворец, пе­тух.

Перо, хвост, клюв, рука.

Скажи наоборот

Теплые — холодные.

Улетать — ...

Высоко — ...

Что общего и чем отличают­ся друг от друга ?

Скворечник и дом.

Гнездо и скворечник.

Подбери обобщающее слово

Скворец, аист, стриж, и дрозд — это... птицы.

Ворона, воробей и голубь — это... птицы.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 35. Что сначала, что потом?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 36. Нарисуй, как

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 37. Какое перышко упало?

Рис. 38. Обведи и раскрась.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 39. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки.

«Кар-кар-кар!»

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее?...

(ворона)

Серый маленький комочек.

«Чик-чирик!» — замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждет тебя наш...

(воробей)

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает...

(сова)

ЧЕЛОВЕК, ЧАСТИ ТЕЛА

Тематический словарь

Бегать, бедро, борода, бородатый, брать, бровь, бросить, ви­сок, высокий, гладить, глаз, грудь, длинноволосый, губа, живот, за­пястье, зеленоглазый, зубы, кареглазый, колено, ладонь, лоб, локоть, лохматый, морщить, мочка, нахмурить, низкий, нога, ноготь, ноздри, нос, носовой, палец, плечо, подбородок, прыгать, пятка, рас­чесывать, рот, рука, рыжеволосый, светловолосый, сероглазый, сидеть, синеглазый, спина, стрижка, ступня, темноволосый, улы­баться, улыбка, усы, ухо, шея.

Выучи стихотворение

Ножками мы топаем

И в ладоши хлопаем,

Мы танцуем и поем,

Очень весело живем.

Назови ласково

Рука — ручка.

Нога —...

Нос —...

Ухо —...

Глаз —...

Рот—...

Сосчитай до пяти

Одна рука — две руки...

Одно ухо —...

Один нос —...

Закончи предложение

На пальцах рук и ног есть...

У стоматолога мы лечим...

Какое слово самое длинное?

Борода, плечо, бровь, нос

Лоб, нога, грудь, волосы.

Подбери обобщающее слово

Рот, нос и глаза находятся на...

Мизинец, безымянный, сред­ний, указательный и большой — это название...

Что не так?

Ушами мы дышим.

Ногти на руках и ногах стричь не нужно.

На каждой руке по четыре пальца.

Какое слово отличается от других?

Глаз, глаз, квас, глаз.

Бровь, кровь, бровь, бровь.

Плечи, свечи, плечи, плечи.

Какое слово самое короткое?

Борода, рот, волосы.

Подбородок, человек, глаз.

Рис. 40. На каждой правой руке нарисуй по браслету.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 41. Что сначала, что потом?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 42. Что перепутал художник?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru 43. Обведи и раскрась

Рис. 44. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Работать примется одна,

Другая ей тотчас поможет.

И даже вымыться одна

Без помощи другой не может. (Руки)

Когда мы едим, они работают.

Когда не едим, они отдыхают.

Не чистим их — заболевают. (Зубы)

На ночь два оконца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами открываются.

(Глаза)

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

ОДЕЖДА

Тематический словарь

Брюки, варежки, вязать, вязаный, гольфы, дубленка, завязывать, застёгивать, зимняя, кепка, колготки, купальник, куртка, кушак, летняя, мех, меховой, надевать, носки, одевать, одежда, панама, пальто, платье, пиджак, петля, перчатки, плавки, пуговица, пух, пуховик, развязывать, раздевать, расстёгивать, рубашка, рукавицы, сарафан, свитер, тёплый, трусы, {холодный, шапка, шарф, шерстяной, шорты, шуба, юбка.

Выучи стихотворение

Мы снимаем тапки,

Надеваем шапки,

Шарфики, штанишки,

Сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки,

Готовы для прогулки.

Назови ласково

Шарф — шарфик.

Шапка — ...

Юбка — ...

Брюки— ...

Шуба—...

Сосчитай до пяти

Одна шапка — две шапки...

Один свитер —...

Одна пуговица —...

Один — много

Кепка — много кепок.

Халат — ...

Варежка — ...

Костюм —

Скажи наоборот

Длинный — короткий.

Расстегнуть —...

Одеть — ...

Какое слово самое длинное?

Носки, брюки, перчатки.

Колготки, мех, шуба.

Исправь ошибку

Вязаная шарф.

Теплый куртка.

Красивый пальто.

Что не так?

Мальчики носят юбки.

В жаркую погоду мы надева­ем шубы и шапки.

Какое слово отличается от других?

Шапка, шапка, папка, шапка.

Панама, пижама, панама, па­нама.

Халат, салат, халат, халат.

Какое слово самое короткое?

Мех, одежда, варежки.

Перчатки, рукавицы, шарф.

Что лишнее?

Платье, сарафан, юбка, брюки.

Куртка, шуба, пальто, майка.

Пуговица, молния, кнопка, платок.

Подбери обобщающее слово

Шуба, пальто и куртка — это... одежда.

Панама, кепка и шляпа — это... уборы.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 45. Что лишнее? Почему?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 46. Найди парные носки. Соедини их между собой линиями.

Рис. 47. Какая одежда изображена на рисунке?

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 48. Дорисуй полоски на костюме котика.. Раскрась.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 49. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.

Дождик, посильнее плачь.

Я надену новый...

(Плащ)

Я в почете у девчонок

И похожа на юлу.

Я люблю кружиться в танце,

Не люблю висеть в углу. (Юбка)

На десять братьев

Двух шубок хватит.

(Рукавицы)

ОБУВЬ

Тематический словарь

Босоножки, ботинки, валенки, демисезонная, завязывать, зашнуровывать, зимняя, каблук, кеды, крем, летняя, мастер­ская, молния, набойка, натирать, накат, обувать, обуваться, обувной, обувь, подошва, подметка, просушивать, развязывать, разуваться, расшнуровывать, сандалии, сапоги, сапожник, тапки, туфли, чистить, шнурки, щетка.

Выучи стихотворение

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

Назови ласково

Сапог — сапожок.

Шнурок—...

Каблук— ...

Тапок —...

Сосчитай до пяти

Один сапог — два сапога...

Одна туфелька — ...

Один шнурок— ...

Один — много

Обувь — много обуви. Ботинок — ...

Сапог—

Щетка — ...

Закончи предложение

В дождь погоду мы обуваем... сапоги.

Кеды — это... обувь.

Какое слово самое длинное?

Обувь, тапки, босоножки.

Каблук, туфли, кроссовки.

Сапожник, крем, щетка.

Исправь ошибку

Летний обувь.

Зимний сапоги.

Теплая валенки.

Что не так?

Развязывать молнию.

Резиновые сапоги сделаны из ткани.

Босоножки носят зимой.

Какое слово отличается от других?

Тапки, тапки, лапки, тапки.

Босоножки, сороконожки, босоножки, босоножки.

Каблук, каблук, лук, каблук.

Какое слово самое короткое?

Шнурки, сапоги, крем.

Сапог, кроссовки, сандалии.

Что лишнее?

Тапки, босоножки, туфли, ва­ленки.

Щетка, крем, губка, сапоги.

Подбери признак/действие

Шнурки (что с ними можно делать?) — завязывать...

Сапоги (какие?) —...

Скажи наоборот

Завязывать — развязывать.

Застегивать —...

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 50. Что лишнее? Почему?

Рис. 51. Раскрась только правые кроссовки.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 52. Расставь тапочки на полке по порядку, от самых больших до самых маленьких.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 53. Заштрихуй по образцу.

Рис. 54. Отгадай загадки. Раскрась картинки-отгадки.

И по снегу и по льду

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru В них в любой мороз пойду. (Валенки)

На улицу не ходим

Ни летом, ни зимой.

Зато без нас — ни шагу,

Когда придешь домой.

(Тапки)

Сшили их из черной кожи,

Мы теперь ходить в них можем!

И по слякотной дороге

Не промокнут наши ноги. (Сапоги

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Тематический словарь

Белый, быстрый, ветер, ворота, вратарь, выпадать, вьюга, гол, декабрь, ездить, забросить, заливать, замерзать, застыть, зимний, иней, катать, кататься, клюшка, коньки, крепления, кружиться, легкий, лед, лепить, лететь, липкий, лопата, лыжи, лыжный, льдинка, метель, мороз, морозный, оттепель, полозья, прозрачный, прорубь, пушистый, санки, сковывать, скользить, скользкий, снег, снеговик, снежинка, снежный, снежки, сугроб, узор, упасть, февраль, хоккей, холод, шайба, январь

Выучи стихотворение

Все злее, злее, злее на улице мороз.

И каждый потеплее закуты­вает нос.

И людям, и машинам сейчас не до красы.

И люди, и машины закутали носы.

Назови ласково

Снег — снежок.

Ветер — ...

Снеговик— ...

Санки — ...

Мороз — ...

Сосчитай до пяти

Один снеговик — два снего­вика...

Одна клюшка —...

Один сугроб — ...

Одна шайба — ...

Один — много

Снежинка — много снежинок.

Палка — ...

Гол —...

Санки —...

Сугроб —...

Закончи предложение

Падает белый пушистый...

Вся река покрылась...

Ребята слепили...

На окнах мороз нарисовал красивый...

Какое слово самое длинное?

Ветер, санки, вьюга, снежинки.

Гол, льдинка, снег, узор.

Исправь ошибку

Сильная ветер.

Морозное день.

Сломанный лыжа.

Что не так?

Мы взяли лыжи, коньки и по­шли загорать.

Январь — последний месяц зимы.

Клюшка нужна для игры в футбол.

Какое слово отличается от других?

Лед, лед, йод, лед.

Клюшка, плюшка, клюшка, клюшка.

Санки, банки, санки, санки.

Стужа, стужа, лужа, стужа.

Какое слово самое короткое?

Морозный, прозрачный, бе­лый.

Замерзать, дуть, разгоняться.

Что лишнее?

Лед, снег, метель, жара.

Санки, лыжи, коньки, велосипед.

Подбери признак/действие

Снег (что делает?) — блес­тит...

Лед (какой?) — ...

Скажи наоборот

Холодный — теплый.

Длинные — ...

Замерзнуть — ...

Что общего и чем отличают­ся друг от друга ?

Мяч и шайба.

Лыжи и коньки.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Подбери обобщающее слово

Декабрь, январь и февраль — по... месяцы.

Рис. 55. Что перепутал художник?

Рис. 56. Соедини снежинки от самой большой до самой маленькой.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 57. Найди одинаковые рукавички и раскрась их.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 58. Обведи.

Рис. 59. Доскажи словечко. Раскрась картинки-отгадки.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная...

(снежинка)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец —...

(сосулька)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло — заплачет вмиг

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru И растает...

(снеговик)

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Тематический словарь

Баран, буренка, бык, высиживать, гуси, гусята, доить, жере­бята, играть, индюк, индюшонок, кабан, коза, козел, конь, кор­мить, корова, кот, котята, кошка, крольчата, куры, кусаться, ласкаться, лаять, ловкий, лошадь, мычать, мяукать, наседка, нахохлиться, неуклюжий, овца, охранять, пасти, пастись, пес, плавать, подковать, поросята, пушистый, рогатый, рычать, сви­нья, собака, стадо, сторожить, табун, телята, упрямый, утки, утята, хрюкать, цыплята, щенки, ягнята.

Выучи стихотворение

Ходит-бродит по лужку ры­жая корова.

Даст она нам вечерком молока парного.

Саше, Маше и Маринке,

Будет всем по полной крынке.

Всем попить достанется,

И коту останется.

Назови ласково

Корова — коровка.

Лошадь —...

Собака — ...

Кошка — ...

Коза —...

Сосчитай до пяти

Один гусь — два гуся...

Одна кошка —...

Один теленок — ...

Одна свинья— ..

Один — много

Щенок — много щенков.

Коза — ...

Лошадь —...

Кот - ...

Закончи предложение

Назови детенышей:

У лошади — жеребенок.

У свиньи — ...

У коровы — ...

У собаки — ...

У кошки — ...

У курицы — ...

Какое слово самое длинное?

Бык, баран, коза, теленок.

Жеребенок, гусь, индюк, утка;

Кот, петух, цыпленок, конь.

Исправь ошибку

Красивая кот

Злой собака.

Маленькая поросята.

Огромный стадо.

Что не так?

Кошка не любит молоко

Собака громко замяукала.

У крольчихи родились утята.

Какое слово отличается от других?

Кошка, кошка, ложка, кошка.

Утята, утята, ребята, утята.

Коза, гроза, коза, коза.

Какое слово самое короткое?

Теленок, индюшонок, жеребе­нок, щенок.

Корова, кот, котята, кролики.

Что лишнее?

;Кошка, собака, корова, медведь.

Хрюкать, мычать, лаять, раз­говаривать.

Подбери признак/действие

Кто как голос подает:

Петух (что делает?) — кука­рекает.

Свинья (что делает?) — ...

Корова (что делает?) — ...

Собака (что делает?) — ...

Кошка (что делает?) — ...

Скажи наоборот

Злой — добрый.

Голодный — ...

Низкий —...

Громко — ...

Поздно — ...

Что общего и чем отличают­ся друг от друга ?

Собака и кошка.

Теленок и жеребенок.

Индюшонок и цыпленок.

Подбери обобщающее слово

Корова, собака и лошадь — это... животные.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Поросенок, теленок и жеребе­нок — это... домашних животных.

Куры и индюки — это домаш­ние...

Рис. 60. Нарисуй по точкам. Раскрась.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 61. Найди одинаковых щенков.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 62. Помоги мамам найти своих детенышей.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru Рис. 63. Помоги котенку найти колбасу.

Использование пособия в коррекционной работе - student2.ru

Рис. 64. Отгадай загадки. Раскрась

Кто так заливисто поет 4

О том, что солнышко встает?

(Петух) ^

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

(Корова)

Спереди пятачок,

Сзади крючок,

Посередине спинка,

А на ней щетинка.

(Свинья)

Наши рекомендации