Упражнение № 5 Что общего?

Коммуникативный тренинг

Упражнение №1. «Ты и твое имя»

Цели:

· развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;

· потренироваться в самооценке и самопрезентации.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого игрока.

Время: 15-30 минут.

Ход упражнения

Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

Пример:

М - мечтать (умею)

И - интеллигентность

X - харизма

А - активная позиция в коммуникации

И - интеллект

Л - любовь к жизни

Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.

Упражнение №2. «Харизматическая личность»

Цели:

· освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

· потренироваться в определении четких и ясных признаков харизматического поведения, осознании лидерских качеств.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: не требуются.

Время: около получаса.

Ход игры

Для начала обсудим с группой само понятие "харизматическая личность". После того как участники придут к решению, что харизма - это способность человека притягивать и удерживать внимание других людей, излучать энергию, которая способствует приятию такого человека, ощущению легкости и желательности его присутствия, приходим к выводу, что харизматический лидер наделен неуловимым шармом, который обеспечивает ему возможность влияния на людей.

Харизматический человек уверен в себе, но не самоуверен, он приветлив, но не "сладок" и не льстив, общение с ним приятно, к словам его хочется прислушиваться.

Ах, как хочется быть харизматическим! Что для этого сделать? Ну, во-первых, попытаться проанализировать, как выглядит и как ведет себя харизматическая личность. Во-вторых, попытаться "настроиться на волну" харизматического лидера, поискать подсказки в стиле его поведения, в его жестах, мимике, манере вести разговор, держаться с другими людьми.

Разбейтесь на группы по три-четыре человека. Первое задание для каждой группы: поделиться своими впечатлениями о встречах с харизматической личностью. Кто она, эта личность? В чем проявляется ее харизма? Чему бы вы хотели и могли научиться у нее?

Через 10-15 минут предлагаем группам перейти к следующему этапу работы: выстроить на базе рассказов живую скульптуру, отражающую смысл услышанных историй. Даем каждой группе возможность показать свою композицию другим группам. Обсуждаем, как в бессловесной статической композиции проявляется харизматичность личности. Какие элементы качеств характера лидера мы можем определить визуально? Просим участников тренинга дать яркое и емкое название скульптуре товарищей.

Завершение

Завершая игру, отмечаем еще раз черты харизматической личности. Нужно ли лидеру быть харизматичным? Как шла работа в подгруппах? Какие из историй, рассказанных товарищами, вам запомнились? Что вы могли бы сделать, чтобы стать харизматической личностью? Как можно научиться этому?

Материал для тренера

Для того, чтобы стать лидером, необходимо не только представлять себе законы существования и развития группы, но и обладать специальными знаниями о себе самом.

П.Херси и К.Бланчерд в книге "Менеджмент организованного поведения" (New York: Prentice-Hall, 1977) различают семь рычагов власти, которые обеспечивают положение лидера:

1. Специальные знания.

2. Обладание информацией.

3. Наличие связей и их использование.

4. Законная власть.

5. Особенности личного характера и поведения.

6. Возможность награждать отличившихся.

7. Право наказывать.

В группе разные люди испытывают на себе различное влияние перечисленных выше рычагов власти. Есть такие, которые готовы принять лидера и идти за ним исключительно в силу готовности подчиниться власти. Для них сам фактор принадлежности (формальной или неформальной - благодаря волеизъявлению группы) лидера к иному уровню в иерархии является достаточной причиной, чтобы следовать за ним и выполнять его указания.

Для других сильным мотивом будут факты обладания лидером специальными знаниями и недоступными для остальных участников группы каналами информации. Именно это повлияет на готовность прислушиваться к мнению руководства даже в том случае, когда решения кажутся не вполне оправданными и логичными ("Значит, он что-то знает! Нет дыма без огня!").

Политика кнута и пряника в течение тысяч лет обеспечивала успех руководителям различных рангов, возможность поставить знак препинания в классическом предложении "Казнить нельзя помиловать" ("Казнить, нельзя помиловать!" или "Казнить нельзя, помиловать!") - одну запятую, стоящую многих признаков власти! Покопавшись в анналах народной мудрости, найдем немало советов для руководителя, который строит свою пирамиду власти именно на возможности поощрять и наказывать. "Люби, как душу, но тряси, как грушу!" - лишь одна сентенция из множества других подобных.

При всем при том личность руководителя - самый сильный, перспективный и безотказный рычаг власти. Как человеческие, личностные качества проявятся в той или иной ситуации, можно лишь прогнозировать. Но даже прогноз погоды бывает обманчив. Лидерский тренинг дает возможность обкатки исходной ситуации на практике. Он делает лидерское поведение зримым и конкретным в искусственно созданных ситуациях, которые порой банальнее, чем жизнь, а иногда - гораздо запутанные, чем реальность. Тренинговые упражнения создают ощущение безопасности (всегда можно переиграть!) лидерства; с другой стороны, они обнажают личностные качества руководителя, делают наглядными его отношения с другими членами группы, подвергают испытаниям на прочность его позицию власти, отношения с организационными, социальными, естественными и искусственно созданными структурами.

Упражнение №3. «Импровизация».

В качестве материала участникам предлагаются слова. Каждый получает конверт с пятью карточками, на которых написаны опорные слова. Примеры слов:

- лес, цена, луна, знание, кран

- собака, дерево, деньги, ария, раковина

- рябина, столб, окно, дождь, проценты

- рубль, моряк, поле, птица, трамвай.

- дерево, здание, цветы, бумага, диплом

- заяц, знание, студент, фортепиано, буква

- хлеб, стул, кошка, билет, печать

- ножницы, камень, вода, замок, код

- кисть, мышка, линейка, ручка, автомобиль

- бусы, сердце, лейка, огонь, буква

- горшок, пакет, папка, рельсы, самолет

- стрела, анекдот, холст, платье, сумка

- холодильник, медведь, ободок, клавиатура, часы

- стол, обезьяна, лиса, рука, салют

Только по сигналу очередной участник открывает свой конверт, достает карточку и сразу составляет вслух связный мини-рассказ. И так по очереди все участники. Задача - употребить все указанные в карточке слова.

Упражнение № 4 «Кораблекрушение»

Инструмент: каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Инструкция: С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов: охотничий нож; карманный фонарь; летная карта окрестностей; полиэтиленовый плащ; магнитный компас; переносная газовая плита с баллоном; охотничье ружье с боеприпасами; парашют красно-белого цвета; пачка соли; полтора литра воды на каждого; определитель съедобных животных и растений; солнечные очки на каждого; литр водки на всех; легкое полупальто на каждого; карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой, справляться с тревогой.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников но кругу, является следующий: "Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему".

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Упражнение № 5 Что общего?

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Упражнение № 6 Спор.

Предназначение.Тренинговая процедура "Спор" предназначена для развития умения и навыков аргументирования, упорства в отстаивании своей точки зрения. Ведущий предлагает участникам тренинга свои заготовки - пары противоположных по смыслу высказываний, имеющих мировоззренческий характер (например "Мир беспощаден и несправедлив" - "Мир уже совершенен и безупречен").

Процедуру желательно проводить в тренинговой группе, с уже достаточно хорошо "разогретыми" участниками. Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, неопытный психолог может допустить ошибку, выпустив группу из-под контроля, потому что в любой группе найдутся участники, которые с "пылом и жаром" будут отстаивать свои мировоззренческие убеждения. Поэтому необходимо перед процедурой чётко проговорить цель упражнения (развитие навыков аргументирования) и подчеркнуть игровой характер дискуссии.

Для подведения итогов понадобится доска (лист ватмана) и мел (маркеры).

Качества. Умение аргументировать. Настойчивость в споре

Содержание

Ведущий тренинга предлагает участникам упражнение на развитие умения и навыков аргументирования в споре, обретение некоторой настойчивости в споре. Можно рассказать про важность и того, и другого. Конечно, следует заметить, что в настойчивости следует знать меру, что настаивать надо не на своей правоте, а на важности аргументов, следовании логике. Очень важно подчеркнуть, что упражнение носит игровой характер, что не следует слишком серьёзно преследовать цель победить в мировоззренческом споре. Важно отметить, что если кто-то будет отстаивать чуждую ему точку зрения, то за это его ругать никто не будет, "тренинг для того и существует, что можно попробовать себе новые роли".

Ведущий предлагает следующие пары противоположных по смыслу мировоззренческих утверждений:

1а. Мир беспощаден и несправедлив

1б. Мир уже совершенен и безупречен

2а. Никакого духовного искательства не существует

2б. Духовный поиск – единственный смысл существования человека

3а. Человек спонтанен и способен выбирать. Свобода воли – основа развития

3б. Свобода воли – иллюзия. У человека нет выбора

4а. Необходимо работать над собой и меняться

4б. Развитие происходит само собой. Все совершенно и так

5а. Без Учителя невозможно найти Путь и пройти его. Для развития необходима Школа

5б. Учитель не обязателен, более того, он только помеха на Пути. Школа это тупик

6а. Для развития необходимы строгие предписания и рекомендации

6б. Делай что хочешь и будет то, что будет

7а. Нет ни меня, ни тебя, никого, а просто Есть НЕЧТО

7б. Это НЕЧТО и есть я, ты и все остальные

8а. Описать мир невозможно и не нужно. Ум – главное препятствие для искателя

8б. Без описаний невозможно Постижение. Ум и понимание – необходимые условия

9а. Можно с уверенностью судить о том, что правильно делает человек, а что - нет

9б. Нельзя однозначно судить о правильности поступков человека

10а. Просветление - достойный ориентир для ищущего

10б. Просветление не может быть ориентиром, надо стремится соответствовать Судьбе

11а. Главный девиз: "Профессионализм и Мастерство"

11б. Главный девиз: "Любовь, Безумие, Жажда"

12а. Существует жизнь после смерти

12б. Никакой жизни после смерти нет

Непосредственно перед тем, как вызвать к доске первую пару спорщиков, ведущий даёт "напутствия":

— бесполезно искать "золотую середину" между частями "а" и "б" каждого тезиса, а также пытаться их объединять;

— бессмысленны компромиссы "и то и другое верно", "смотря с какой стороны смотреть";

— не следует принимать одну и отвергать другую часть любого тезиса;

- прямо по ходу обсуждения спорщики могут прийти к какому-то важному для себя выводу, не следует пугаться каких-то новых ощущений и замыкаться в себе;

- помните, что один из лучших аргументом в споре - искренность, глубина переживаний.

Вызываются два спорщика. Если работа проводится в группе, где участники довольно робки, чтобы в одиночку отстаивать свою позицию, можно вызывать две группы спорщиков (по два или три человека в каждой). Дополнительным мотивирующим фактором может быть элемент соревновательности (после завершения дискуссии остальные участники группы голосуют за тот или иной тезис).

После того, как закончили выступать последние спорщики, проводится небольшой мозговой штурм, целью которого является собрать мнения о тех приёмах, которые помогли спорщикам одержать верх в дискуссии. Следует обратить особое внимание на то, что разбираются именно приёмы, а не личные качества спорщиков: каждый человек имеет опыт анализа личных качеств другого человека, но далеко не каждый в своей жизни занимался анализом коммуникативных тактик.

Упражнение № 7 «Слухи»

Цель: развитие способности к активному восприятию информации, поступающей от другого человека
Несколько участников тренинга выходят за дверь, остальные остаются в аудитории
Ведущий зачитывает историю с большим количеством действующих лиц и событий. Один из участников, выходивших за дверь, возвращается на свое место. Один из ребят, остававшихся в аудитории, своими словами пересказывает ему историю, услышанную от ведущего. Затем входит следующий, и тот, кому только что пересказывали историю, в свою очередь рассказывает ее этому участнику. Такую процедуру можно проделать 3-4 раза.

Обсуждение:
–Почему плохо, когда истории изменяются?
Последствия: люди могут несправделиво пострадать из-за сплетен и слухов.
– Почему люди изменяют истории, после того, как услышали их?

Возможные причины:
• невнимательно слушают
• хотят приукрасить
• делают свои предположения и выводы
• высказывают личные чувства к людям, о которых говорится в истории

Каждая семья похожа только на себя: в ней по-своему интересные люди, свои вкусы и устоявшиеся привычки. Традиции – ещё одна отличительная особенность семьи. Кто-то собирается на воскресный обед у бабушки, кто-то путешествует, а в нашей семье передаётся профессия из поколения в поколение… и эта профессия – Учитель.

Начну знакомство со своей семьей, это династия учителей.

Мой дедушка - Сергей Макарович. Из рассказов моей мамы и бабушки знаю, что дедуля, окончив дефектологический факультет Иркутского университета, почти двадцать лет проработал во вспомогательной школе, учил больных ребятишек, а позже работал логопедом в школе города Читы Забайкальского края. Он был очень благодарен своему учителю Нарину Николаю Александровичу, который сопровождал дедушку на протяжении 6 лет обучения. Работая логопедам, занимаясь с заикающимися детьми, он «ставил» им речь. Многих ребят он научил работать на станках и помог обрести рабочую профессию.Например Максим имея страшную болезнь аутизм научился произносить некоторые слова и освоил профессию, а Юра смог помогать своему отцу.

А моя бабушка – Елена Ивановна – преподаёт до сих пор! Очень жизнерадостный и творческий человек: чудесно рисует, прекрасно поёт, сочиняет стихи, любит путешествовать, а сколько всего знает!!! Молода и красива, вот поэтому 52-ой по счёту учебный год она начала в Читинском педагогическом колледже. Учит студентов быть нужным людям, потому что без профессии воспитателя в детском саду трудно было бы сегодня обойтись многим семьям, у кого маленькие дети. Бабушкин труд оценен не одной наградой. Я горжусь своей бабушкой! …

Упражнение № 8 «Оборотни из леса Жажды»

Цели:1. Развитие социальной перцепции.

2. Выявление конфликтных зон в группе.

История:

Жители деревни недалеко от леса Жажды на диком-диком востоке страны с недавнего времени стали жертвой оборотней. Чтобы выжить, они должны покончить с этим злом как можно скорее.

Цель игры:

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru для мирных жителей – уничтожить всех оборотней;

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru для оборотней – уничтожить всех мирных жителей;

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru для влюбленных – сохранить жизнь возлюбленному, выжить любой ценой.

Персонажи:

Оборотни

Каждую ночь они съедают одного жителя. В дневное время они скрывают свою истинную сущность, чтобы избежать наказания прикидываются мирными жителями. В игре может быть от 2 до 5 оборотней (в зависимости от количества игроков).

Распределений ролей для простой версии игры:

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru 2 или более оборотней;

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru предсказательница;

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru 5 или более мирных жителей, один из которых вождь.

Мирные жители

Каждую ночь кого-то из них съедают (переворачивают его карточку). Этот игрок выходит из игры. Выжившие собираются утром и пытаются вычислить оборотней. После дискуссии они голосуют за смерть кого-то, кто подозревается как оборотень. Тот, кому они выносят приговор, выбывает из игры. Им может оказаться как оборотень, так и житель (если собрание ошибочно посчитало его оборотнем).

Купидон

В начале игры ночью, когда его разбудит сказочник (ведущий), он выбирает двух влюблённых, которые никогда не голосуют друг против друга, даже если один из них окажется вампиром. Купидон в качестве одного из влюбленных может выбрать себя. Купидон смертен, как и все жители. Влюбленным на внутреннюю сторону карточек наклеиваются сердечки.

Ведьма

Она варит 1 яд и 1 эликсир жизни. Может оживить кого-то из сьеденых ночью или убитых днем. Может также кого-то убить. Она смертна и эликсир жизни может сохранить для себя. Если ведьма использовала эликсир жизни, а потом ее загрызли вампиры, она имеет право даже после своей смерти убить кого-нибудь. Это возможно при условии, если эликсир смерти до этого ею не был использован.

Ход игры:

Подготовительный тур

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru Усыпление деревни. Все кладут перед собой свои (перевернутые вниз информацией) карточки и закрывают глаза.

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru Просыпается купидон. Он определяет влюбленных, показывая на них пальчиком, и засыпает;

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru Просыпаются влюблённые, смотрят друг на друга и засыпают.

Нормальный тур

Просыпаются оборотни (вампиры, упыри, вурдалаки) и молча договариваются, кого съесть. Съедают и засыпают. После того, как вампиры закрывают глаза, ведущий переворачивает его карточку.

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru Просыпается ведьма. Она видит, кого съели вампиры, и выносит решение оживлять его или нет. Ведьма засыпает.

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru Пробуждение деревни. Жители видят, кого съели ночью вампиры. Если этот человек оживлен ведьмой, то никто, кроме нее, вампиров и маленькой девочки так и не узнают, кто был убит. Но сказочник говорит, что вампиры шастали по деревне ночью и надо определить, кто же оборотень. Ведется обсуждение, высказываются предположения, подозрения и определяются одно или несколько лиц, которые По-мнению участников являются вампирами.

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru Голосование. Жители голосуют до тех пор, пока большинством голосов не будет вынесен смертный приговор одному из участников.

Упражнение № 5 Что общего? - student2.ru Усыпление деревни.

Ход игры:

1.Ведущий раздаёт карты (одну каждому игроку) обратной стороной кверху. Каждый игрок быстро знакомится со своей ролью и кладёт карту обратной стороной кверху перед собой.

2.Деревня выбирает вождя. Кандидат, получивший наибольшее количество голосов, получает карточку вождя. Голосовать можно и тайно. Как было сказано нами выше, вождя можно не выбирать, он может быть определен тайно по жребию, как и все другие роли.

3.Усыпление деревни. Ведущий говорит: "Теперь наступает ночь. Вся деревня спит. Игроки закрывают глаза". Все игроки опускают головы и закрывают глаза. Ведущий обращается к различным персонажам.

Подготовительный тур

4. Пробуждение Купидона. Ведущий говорит: "Купидон просыпается и выбирает двух человек, которые до самой смерти будут связаны узами любви". Купидон делает свой выбор. Как раньше уже говорилось, он может выбрать влюблённым и самого себя. Ведущий говорит: "Купидон исполнил свой долг. Он засыпает". Ведущий касается рукой влюблённых.

5. Пробуждение влюблённых. Ведущий говорит: "Влюблённые открывают глаза, знакомятся друг с другом и снова засыпают, мечтая, друг о друге. Они ни при каких обстоятельствах не должны голосовать друг против друга, кем бы они не оказались".

Нормальный тур

6. Пробуждение оборотней. Ведущий говорит: "Оборотни (вампиры) просыпаются, знакомятся и выбирают новую жертву!" Оборотни (и только они!) поднимают головы, открывают глаза, советуются между собой совершенно бесшумно и выбирают жертву. В это время за ними может шпионить Маленькая девочка (она смотрит сквозь ресницы). Она не обязана это делать. Если оборотни это заметили, они съедают её вместо выбранной жертвы. Ведущий говорит: "Сытые оборотни засыпают и видят сны о новых вкусных жертвах". Оборотни закрывают глаза.

7. Пробуждение Ведьмы. Ведущий говорит: "Ведьма просыпается, я указываю ей жертву оборотней. Хочет ли она использовать порцию яда или эликсира жизни?" Ведущий показывает Ведьме жертву оборотней. Ведьма не обязана использовать свои полномочия во время какого-то определённого тура. Если она использует порцию, она указывает на игрока и делает знак рукой (большой палец вверх – эликсир; большой палец вниз – яд). Она может оживить только что убитого или авансом наделить кого-то противоядием (второй жизнью). Если жизнь дарована одному из влюбленных, то и второй автоматически получает противоядие.

8. Пробуждение деревни. Ведущий говорит: "Уже утро. Деревня просыпается. Все люди просыпаются и открывают глаза кроме..." Он называет жертв оборотней и ведьмы. Эти игроки открывают свои карты (или их карты ночью уже открыл ведущий) и выходят из игры. Они не могут говорить с другими игроками или что-либо показывать. Если жертвой стал охотник, он может мгновенно отомстить за себя и убить игрока на свой выбор. Если жертва – один из влюблённых, то второй влюблённый также умирает. Если жертвой стал вождь, на последнем дыхании он называет своего наследника (шепотом на ухо ведущему или показывает пальцем ночью, когда все засыпают). К плечу того игрока прикасается ведущий.

9. Жители ведут дискуссию. Ведущий поддерживает и активизирует дискуссию.

10. Жители выбирают виновного или виновную и у него изымается карточка. Он выходит из игры, а ведущий сообщает, кто был убит (вампир, житель, вождь, купидон или кто другой).

11. Усыпление деревни. Ведущий говорит: "Теперь наступает ночь. Выжившие засыпают." Повторяется нормальный тур.

Игра может быть модифицирована по желанию ведущего.

Упражнение № 9 "Аплодисменты по кругу"

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Наши рекомендации