Дополнительные эффекты в росписи тканей
Роспись по ткани можно обогатить дополнительными эффектами. Один
из таких эффектов получается с помощью поваренной соли. Благодаря
гигроскопическим свойствам кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с
ней и краситель. Благодаря этому ткань становиться светлее, красители
нередко раскладываются на составляющие. Это можно сделать произвольно:
посыпать часть росписи или аккуратно нанести кистью воду, но не слишком
много, что бы соль не растворилась, образуя бесформенные пятна. Эффект
этого приема зависит от величины кристаллов. Крупные кристаллы дают
четкое смещение цвета относительно крупными мазками, мелкие создают
оригинальный рисунок, оживляющий и украшающий роспись. На месте
скопления кристаллов образуются темные пятнышки , так как здесь
наибольшая концентрация красителя. После высыхания следует убрать излишки соли.
Типичные ошибки, допускаемые при выполнении работы и их устранение
Во время росписи не всегда удается избежать дефектов. Иногда их можно исправить или замаскировать. Если контурный состав получился слишком жидким, то можно оставить баночку с ним пару дней открытой, что бы растворитель испарился, и средство приобрело нормальную консистенцию. Контуры линии нужно наносить медленно и равномерно, что бы ткань могла полностью пропитаться. Слишком быстрая, недостаточно тщательная наводка резервирующего состава приводит к тому, что он остается лишь на поверхности ткани с лицевой стороны и не успевает в некоторых местах достаточно пропитать ее. При росписи краска в этих местах не задерживается и подтекает за пределы ограниченного резервирующем составом участка. Для предотвращения этого явления в холодном батике необходимо перед началом заливки проверить резервирующий состав. Места, плохо пропитанные составом, следует аккуратно зарезервировать с изнанки вторичной наводкой контура, следя за тем, что бы контур с лица и с изнанки совпадал. Если же все таки произошел затек, следует промыть эти места большим количеством воды кистью или тампоном или слабым мыльным раствором, потом чистой водой. После промывки вновь расписать участок.
Удаление дефекта надо начать как можно быстрее, пока краситель не очень впитался в ткань. Нужно провести кистью со спиртом рядом с пятном (по не расписанному участку), спирт оттеснит краситель к обведенному резервному контуру, и если сразу нанести нужный краситель, накладывая его поближе к пятну, он заполнит плоскость и образует плавный переход к оттесненному спиртом красителю. Этим пятно превратиться в узкую полоску вдоль контура. Можно убрать пятно с помощью мочевины, но только в том случае, если этот участок росписи должен оставаться белым.
В горячем батике просветы в зарезервированных участках фона пропускают краску при перекрытиях, а при удалении резерва в этих местах остаются пятна. Что бы предотвратить такой брак, перед началом работы с красками следует так же проверить равномерность нанесения резервирующего состава и замеченные места просветов дополнительно зарезервировать. Неожиданные дефекты скрывают еще при помощи сетки кракле. Если скопление трещин в том месте, которое требует исправления, не противоречит композиционному замыслу, чуть сильнее сомнем ткань в месте дефекта или направим через это место пучок трещин. Большое пятно от разлившегося резервирующего состава (в горячем батике), удаляется тщательным проглаживанием горячим утюгом через бумагу до полного удаления слоя резерва, после чего ткань необходимо протереть спиртом.
Композиционное и колористическое решение исполнения работ в технике батик
Композиция
Композиция - это ритмически организованное членение плоскости
произведения, когда все орнаментальные или изобразительные элементы
выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены
общему художественно-декоративному замыслу. Композиция - это основа
любого художественного произведения, от того, насколько она будет
проработана и осмысленна, будет зависеть общее впечатление от конечной работы. Хорошо построенная и продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Постепенно продумываются тоновое графическое и цветовое решение композиции. При разработке произведения
необходимо определить, какая часть работы будет нести основную линейную или цветовую нагрузку, используя разнообразные художественные и технические приемы работе можно придать различные настроения как линейными, так и колористическими средствами: весеннюю свежесть, бурное движение или спокойную уравновешенность.
В процессе создания работы необходимо следить за ее форматом, что бы не намельчить изображение или, наоборот, что бы оно не смотрелось слишком крупным.
В значительной степени характер композиции определяется ее ритмом
Ритм - это одно из средств создания произведения, которое способствует достижению ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Это закономерное чередование соизмеримых элементов рисунка.
С примерами ритма можно столкнуться, наблюдая природные явления: это чередование волн, круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, естественное распределение листьев на стеблях растений и многое другое
Грамотно использованный ритм - это умело и последовательно распределенные части композиции, можно увеличивать и уменьшать расстояние между ними, изменять плотность заполнения к краям или к середине изделия, в общем умело варьировать движения частей композиции в определенном, заранее продуманном ритме.
Ритмического построения композиции можно достичь различными приемами.
1. Раппортное повторение рисунка, при котором элементы композиции равномерно чередуются на плоскости работы на основе сеток различного типа. Это может быть сетка на основе квадратов, треугольников, ромбов и т. д.
2. Расположение элементов по убывающему или нарастающему ритму. Этот прием часто встречается в старинных образцах народного искусства, где встречается необычайное богатство ритмических сочетаний орнаментальных полос. Так, например, в простейших композициях из полос часто создается зрительное впечатление постепенного вытеснения одного цвета другим.
3. Симметричное построение рисунка, которое может быть зеркальным повторением рисунка относительно вертикальной или горизонтальной оси. Так же рисунок может строиться в диагональном направлении или иметь произвольный наклон. Часто ритмическую организацию рисунка понимают только как симметричное двух - или четырехкратное повторение, какого - либо мотива. Из всех возможных симметричных построений очень интересна обратная симметрия, когда орнаментальная
группа повторяется относительно оси симметрии в перевернутом на 180 градусов изображении. Главным условием симметричногопостроения рисунка является то, что он должен логически развиваться в соответствии с задуманным решением.
4. Свободное распределение орнамента по всей плоскости композиции. В этом случае элементы, расположенные на противоположных краях изделия, уравновешены - они сходны по величине и общему силуэту. Это не исключает и таких решений, при которых рисунком может быть заполнен только один угол или одна сторона работы. Равновесие композиции в этом случае достигается благодаря цветовому решению.
По схеме построения и характеру трактовки рисунка решения композиции бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные (неподвижные) композиционные схемы чаще всего симметричны и требуют строгой трактовки орнамента. Они передают состояние покоя и уравновешенности. Сюда можно отнести линейные рисунки (полосы, клетки), композиции с геометрическим орнаментом и некоторые произведения с растительным узором. Орнамент располагается в основном по прямоугольной сетке, все элементы лежат на вертикальных на вертикальных или горизонтальных осях, перпендикулярных или параллельных краям изделия. Изобразительные элементы даны фронтально, они устойчивы и место их в композиционной схеме четко определено. В динамичных (подвижных) по решениям композициях элементы могут свободно распределяться на плоскости работы, так же они могут располагаться по диагональным осям. Здесь возможно смелое нарушение симметрии, в этих работах ярче выражено движение. Цветовое решение в динамических композициях так же может быть более ярким, необычным и своеобразным.
Постепенно композиция приобретает очертания будущей работы. Так же важно, что бы все элементы композиции были связанны чем-либо воедино - стилем живописи, монохромностью, размерами и т. д.
Создавая композицию, нужно помнить, что в искусстве нет жестких границ и неоспоримых правил композиции, которые нельзя нарушать. Не исключайте в своих работах импровизации, ведь они всегда дают толчок к чему-то новому и интересному.
Цветовое решение
Цветовое решение, несмотря на внешнюю простоту, - явление достаточно сложное. Существует великое множество разнообразных теорий, систем, концепций и определений законов цветовых сочетаний. Человек, обладающий вкусом, интуитивно чувствует и подбирает гармоничные сочетания различных цветов. Но очень часто мы привязываемся к какой-то определенной цветовой гамме и не используем всех возможностей, которые открывает перед нами цвет. Поэтому я приведу в пример некоторые законы и модели создания гармоничных сочетаний всей колористической гаммы в росписи тканей.
Цветовое решение - одно из основных средств создания определенного образа, настроения произведения. Можно заметить, что часто, рассматривая произведение в частности текстильного искусства, люди употребляют такие эпитеты, как «веселый», «грустный», «солнечный», «сдержанный», «мрачный» и т. д. Это не случайно, ведь каждая работа художника рождается в результате зрительного и эмоционального осознания им окружающего мира. В соответствии с этим ощущением художник использует ту или иную палитру красок. В любой законченной работе основу произведения составляет глубокая внутренняя взаимосвязь между общим композиционным замыслом, орнаментальным ритмом и колористическим решением.
Цветовое решение при росписи тканей определяется совокупностью применяемых тонов, гармоничностью сочетаний колористической гаммы. В зависимости от преобладания тех или иных цветов колорит работы может быть темным или светлым, может строиться на сочетании больших плоскостей насыщенных цветов или на тонких тональных сочетаниях, может быть спокойным или напряженным. Однако прежде всего цветовое решение характеризуется преобладающим в нем цветом - синим или желтым, фиолетовым или зеленым и т. д.
Когда художник выбирает основную гамму работы, а затем подчиняет ей общий колорит, это означает, что он осмысленно подходит к вопросу колористического решения произведения. Поэтому недостаточно просто распределять цветовые пятна по плоскости изделия. Необходимо научиться управлять безграничными возможностями цветовой палитры.