Сущность образования. Современная система образования

Связь педагогики с другими науками.

4. Методология педагогической науки.

5. Понятие о педагогическом эксперименте

6. Понятие о содержании образования. Функции содержания образования, принципы его от­бора и построения

7. Структура современного содержания образования. Характеристика его компонентов.

8. Цели и задачи непрерывного образования.

9. Содержание и структура непрерывного образования.

10. Сущность и функции целостного процесса обучения, его движущие силы.

11. Педагогический процесс как целостное явление.

12. Современные технологии обучения.

13. Понятие о методах и приемах обучения. Их взаимосвязь и характеристика.

14. Система методов и средств обучения.

15. Теория обучения и образовательные технологии как раздел педагогики. История их разви­тия и становления. Основные категории и связь с другими науками.

16. Понятие о формах организации обучения, их педагогическая характеристика. Методика выбора форм организации обучении.

17. Дидактические игры, учебные конференции, коллоквиумы и зачеты в школе, требования к их организации и проведению

18. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Движущие силы и логика воспитательного процесса.

Понятие о воспитательных системах.

21. Система методов воспитания.

22. Общность и специфика процессов обучения и воспитания.

Коллектив как объект и субъект воспитания.

24. Общечеловеческие ценности – нравственный ориентир воспитания.

Социальное воспитание и социализация личности.

Сущность, принципы и факторы социального воспитания.

Сущность психолого-педагогической диагностики.

Методы психолого-педагогической диагностики.

Семья как субъект педагогического взаимодействия.

30. Семья как субъект управления педагогическим процессом.

31. Социально-педагогическая защита и поддержка ребенка.

32. Педагогика ненасилия в истории педагогической мысли и практике.

33. Понятие управления. Педагогический менеджмент.

34. Системный подход к управлению развитием образования. Управленческая культура руководителя.

35. Государственно-общественный характер управления системой образования.

36. Типы и виды образовательных учреждений. Формы получения образования.

37. Государственный образовательный стандарт.

Семинар № 1.

Категориально-понятийный аппарат современной педагогики

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи и функции.

2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.

3. Педагогическая наука и педагогическая деятельность.

4. Становление и развитие педагогики как науки.

5. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

6. Структура педагогики как науки. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое педагогика: наука или искусство?

2. Разработать опорную схему соотношения основных категорий педагогики.

3. Что дает современному учителю педагогическая наука (с привлечением результатов собственного исследования?.

4. Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остается самостоятельной наукой (с привлечением результатов собственного исследования)?

5. Выделите и обоснуйте 10 основных положений гуманной педагогики (по Конвенции о правах ребенка).

6. Работа с текстами.

а) Педагогика как область гуманитарного знания (по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики.-М.,2003.-С.23-24).

б) Система педагогических наук «Отрасли и функции педагогической науки» ( по книге Агафонова А.С. Практикум по общей педагогики.-М.,2003.- С.25-26).

Самостоятельная работа

1. Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Как аргументировать ее при помощи схемы.

Отчет: схема с пояснениями.

2. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

Отчет: соответствующая картотека.

3. Какие междисциплинарные понятия используются в педагогике? Какие связи можно по ним проследить?

Отчет: текст миниреферата.

Литература

1. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.

2. Бородовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.

3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.

4. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М.,Академия, 2008.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельтянов; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2011. – 352 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

7. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

2. Исламова З.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Уфа, 2002.

3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

4. Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993

5. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.

7. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

8. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.

9. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. –М., Академия, 2006.

10. Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.

11. Теория и методика воспитания. Хрестоматия. Ч.1., 11 / Сост. З.И.Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

12. .Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.

13. Хрестоматия по теории обучения и педагогическим технологиям / Сост. Н.С.Сытина, Уфа, 2003.

14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

16. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

Семинар № 2.

Сущность образования. Современная система образования.

Вопросы для обсуждения

1. Анализ трактовок феномена «образование».

3. Современные концепции образования личности.

4. Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики.

Вопросы для самопроверки:

1. Сравните определение понятия «образовательный процесс» в различных педагогических источниках. Выделите параметры сравнения.

2. Объясните, почему противоречия являются движущей силой процесса?

3. В чем выражаются результаты образовательного процесса?

4. Выработайте рекомендации по формированию педагогических целей.

5. Составьте структурно-логическую схему закономерностей образовательного процесса. Обсудите в группах.

Самостоятельная работа

1. Разработайте критерии и показатели качества обучения.

Отчет: таблица качества обучения.

2. Построить модель выпускника школы, используя критерии и показатели качества образования.

Отчет: модель выпускника с описанием.

3. Можно ли в образовании одновременно использовать несколько образовательных программ. Ответ обоснуйте.

Отчет: мини-реферат.

4. Какую роль играет в жизни человека образование?

Отчет: эссе.

Литература

1. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.

2. Бородовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.

3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.

4. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М.,Академия, 2008.

5. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н.Емельтянов; под ред. В.И.Загвязинского. – М.: Издательсикй центр «Академия», 2011. – 352 с.

6. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

7. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.

Дополнительная литература:

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общей редакцией А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

2. Исламова З.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. – Уфа, 2002.

3. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

4. Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993

5. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.

7. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

8. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.

9. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. –М., Академия, 2006.

10. Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.

11. Теория и методика воспитания. Хрестоматия. Ч.1., 11 / Сост. З.И.Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004.

12. .Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.

13. Хрестоматия по теории обучения и педагогическим технологиям / Сост. Н.С.Сытина, Уфа, 2003.

14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

16. Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.

Семинар № 3.

Наши рекомендации