Организация обучения дошкольников: виды обучения и формы организации
Обучение (в педагогике) – целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно – познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравстенно – эстетических взглядов.
Целостность этого процесса обеспечивается:
Содержательно | Организационно |
Отражение в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством, т.е. взаимосвязью следующих элементов: - знаний, в том числе о способах выполнения действий; - умений и навыков; - опыта творческой деятельности; - опыта эмоционально – ценностного и волевого отношения к окружающему миру. | Совокупность составляющих его частей: - специально организованная деятельность (деловое взаимодействие воспитателя и воспитанников по реализации содержания образования); - совместная деятельность (на уровне личных отношений – неформальное общение); - самостоятельная деятельность (самовоспитание и самообразование) |
Цели и задачи обучения отражают целевой компонент процесса обучения. Целью обучения в дошкольный период является системная передача взрослыми и усвоения детьми элементов общественно – исторического (социального) опыта.
Факторы определения цели и задачи:
- возрастные и индивидуальные особенности детей
- требования ФГОС ДО
- выбор педагогическим составом образовательной программы
- видов деятельности в образовательном процессе
- местом занятий в общей дидактической системе
- особенности и возможности педагога ДОО, уровнем его профессиональной компетентности
- уровнем материальной базы ДОО
Цель отражает тот или иной результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащиеся.
Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире и умение применять эти знания.
Это часть опыта поколений, которая передаётся учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранному направлению.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.
Дидактические принципы – это основные положения, направляющей деятельности педагога в целях реализации функций дидактики:
Принцип | Характеристика принципа |
1 Учёта индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста | Учёт уровня подготовки, способности, личностные качества характера, темперамента, гендерных особенностей |
2 Научности | Донаучные знания (мл. и ср. гр.) – внешние свойства и признаки предметов явлений (цвет, форма, величина) Научные знания – внутренние свойства предметов и сущность явлений. Выделение в речи научных понятий. |
3 Систематичности, последовательности | - учебный материал представляет собой систему знаний - определённый порядок взаимосвязи с ранее изученным - одно и тоже содержание может быть изучено различными путями, методами, средствами - система изучения учебного материала должна соответствовать возможностям детей - система знаний должна предполагать развитие логического мышления (сравнение, анализ, обобщение и т.д.) |
4 Сознательности, активности | Активность познавательных процессов Самостоятельности (Зачем? – вызвать интерес, мотивация) |
5 Доступности | Должно соответствовать возрастным возможностям детей, их уровню развития, их способностям |
6 Наглядности | Натуральные, изобразительные, схематические, объёмные, плоскостные Признаки наглядных пособий: - всякая материальная или знаковая модель - всегда средство познания, а ни цель - основа формирования чувственного образа, представления |
7 Связь обучения с жизнью (практика) | Знания, полученные на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, на занятиях) |
8 Проблемности | Работа с проблемными заданиями (изменение хода сказки «Колобок»: что было бы, если бы ..) |
9 Развивающий характер обучения | Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития. Выделил 2 уровня развития возможностей ребёнка: зона активного развития и зона ближайшего развития |
10 Завершённости обучения, прочности результатов | Прочность усвоения знаний, умений и навыков являются ступенькой, базой для усвоения сложного материала. Опора на ранее изученный материал |
11 Воспитательного воздействия | Обучение и воспитание всегда выступают в единстве. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитательный характер |
12 Положительного эмоционального фона обучения | Преодоление страха перед сложностями Создание ситуации успеха. |
Задача педагога – изучать особенности ребёнка, искать формы и средства индивидуального подхода.
Типы обучения:
- прямое (задача, способы выполнения задачи)
- проблемное (проблемная ситуация, поиск способов решения проблемной ситуации)
- опосредованное (диагностика, самообучение через ребёнка без влияния педагога)
Формы организации педагогического взаимодействия придают ему логическую законченность, завершённость.
Формы организации:
1 индивидуальные, групповые, коллективные,
2 занятия (основная форма обучения), экскурсии, самостоятельная работа (также кружковая)
3 партнёрская (вместе с детьми), школьно – уровневая (над детьми)
Модели обучения:
- учебно – дисциплинарная (ЗУН, «Делай как я», диктант, опека), реализация программ.
- личностно – ориентированная (умения, «Вместе») организация деятельности.
Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передаётся и принимается содержание (это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающегося и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения)
Методы и приёмы организации обучения дошкольников:
Объяснительно – иллюстрационные | Репродуктивные | Частично – поисковые, исследовательские | |
- объяснение нового материала, - чтение книги, - беседа, - выводы по теме беседы, - показ видеофильма, - инструктаж по выполнению действий, - обобщение | - применение знаний по образцу, с опорой на алгоритм; - воспроизведение уже знакомого материала; - раскодирование моделей, - описание объёкта; - приведение детьми собственных примеров, подтверждающих правило | - поиск ошибок; - выбор правильного пути решения; - самостоятельное решении нестандартных задач | |
Классификация методов обучения | |||
По источнику передачи информации и характеру её восприятия | - наглядные, - словесные, - практические | ||
На основе целостного подхода, отражающего единство целей, содержания обучения, характера учебно – познавательный деятельности | - организация, - стимулирования и мотивация, - контроля и самоконтроля | ||
По ведущим дидактическим задачам | - приобретение знаний, - формирование умений и навыков, - применение знаний, - закрепление, - проверка ЗУН | ||
По логике изложения и подачи материала | - индуктивные - дедуктивные | ||
Приём обучения – структурная единица метода.